Интернет против Телеэкрана, 05.08.2014
Почему власть сдает территории
Смирнов С.В.
Обсуждение возможности сдачи Россией Курильских островов — Шикотан и Хабомаи — вновь подняло в нашем обществе огромное количество вопросов и проблем, связанных с территориальной целостностью страны. Реакция общества на это известие показательна: практически все высказывания относительно данных планов властей были отрицательны и отличались лишь резкостью суждений.

Это означает: общество, не смотря на убеждения околоправительственных СМИ, не потеряло ещё ощущения сопричастности к судьбе своей страны и не готово пассивно поддерживать её разрушение так, как полтора десятка лет назад поддерживало дезинтеграцию СССР. Прошедшие годы, потраченные на проведение «реформ» и построение «цивилизованного общества», многих научили элементарным вещам. И, по крайней мере, начали возрождать в людях инстинкт самосохранения, подсказывающий: началом огромной катастрофы всегда бывает сдача своих позиций в малом.

Сдача нашей территории, какими бы «объективными причинами» она не мотивировалась — трагедия. И её нужно стараться предотвратить всеми силами.

Однако даже из планов властной элиты «отдать землю» нужно учиться извлекать пользу. Хотя бы — в виде Понимания происходящего. На основе этого Понимания можно строить эффективные механизмы противодействия разрушительным тенденциям, царящим, похоже, на высшем уровне российской власти.

Вниманию читателей предлагается текст телеграммы рыбаков Дальнего Востока, направленной на имя Президента Российской Федерации В. В. Путина. В телеграмме рыбаки Приморья высказывают своё мнение по поводу поднятого руководством страны вопроса о передаче Японии российских территорий — острова Шикотан и гряды Хабомаи. Текст документа — наглядное свидетельство того, что в широкой общественной среде превалируют настроения полностью расходящиеся и с планами высшего руководства России, и с дипломатично-округлыми формулировками российского МИДа, лукаво объясняющего «необходимость» сдачи наших территорий.

Москва Кремль
Президенту Российской Федерации
В.В. Путину.

Уважаемый господин Президент!

На предстоящей 21 ноября 2004 года Вашей встрече с премьер министром Японии Вы будете обсуждать с ним проблему заключения мирного договора, а также притязания наших соседей на так называемые «Северные территории».
От имени десятков тысяч дальневосточных рыбаков, для которых южно курильский промрайон является рабочим местом, напоминаем Вам, что этому вопросу третий съезд Российского Профсоюза работников рыбного хозяйства 17 мая 2001 г. принял заявление, которое было Вам направлено.

Руководствуясь действующей Конституцией РФ Российский Профсоюз работников рыбного хозяйства поставил перед руководством государства вопрос о сохранении целостности Российской Федерации, прекращении на всех уровнях переговоров, дискуссий о возможности передачи южных Курил Японии. За основу развития добрососедских отношений с Японией российские рыбаки ставят национальные интересы России, принцип незыблемости итогов второй Мировой Войны.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Принимая во внимание интенсивное развитие отечественного рыбохозяйственого комплекса на южных Курилах последние годы, также учитывая важнейшее стратегическое положение южных Курил, несметные сокровища недр, колоссальные богатства морских биоресурсов шельфа, уникальность акватории для воспроизводства наиболее ценных лососевых рыб, ставим перед Вами на предстоящих переговорах с японской стороной требование о неуклонном выполнении Конституции РФ, прекращении ревизии итогов второй Мировий Войны. Искренне желаем Вам стойкости, мужества в отстаивании и защите национальных интересов Российской Федерации.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Член генсовета ФНПР, председатель Приморского краевого комитета профсоюза работников рыбного хозяйства В.А. Нагорный
Г. Владивосток, ул. Советская, 51а.
18 ноября 2004 года


Точка зрения людей, которые живут и работают на территориях, предполагаемых к передаче Японии, понятна. Люди НЕ ХОТЯТ оставаться в стороне в ситуации, когда территория их страны будет отдана другому государству. И безучастно наблюдать за раздачей российских территорий любому, кто сможет более-менее мотивированно выразить желание получить что-то от России.

Собственно, это всё естественно и не вызывает удивления. Такая реакция является нормальной для населения любой страны, заботящегося о своём будущем. Представим, КАК отреагировали бы американцы на требование Мексики вернуть Техас и Калифорнию, захваченные более ста лет назад военным путём (или прийти к «компромиссу»: отдать «всего лишь» Техас, а Калифорнию, так уж и быть, оставить себе).

Чем кончилась для Аргентины попытка вернуть свои Мальвинские (Фолклендские, по английской версии) острова, помнят все. Национально-патриотический подъём в Великобритании в тот период наглядно показал: для «цивилизованных» стран дружба — дружбой, союзничество — союзничеством, а как дело доходит до ТЕРРИТОРИИ — начинают действовать жёсткие и жестокие механизмы самосохранения и выгоды. Та же Великобритания не собирается уходить из Северной Ирландии — а ведь эта территория так же была захвачена исключительно военной силой. Причём как минимум значительная часть местного населения не одобряет британское присутствие.

То есть, очевидно: становиться податливыми в раздаче НАШЕЙ, российской территории, предлагают быть нам и только нам. Для всех остальных такое решение немыслимо. Ни одному политику «цивилизованного мира» оно даже в голову не придёт.

Из происходящего можно сделать несколько выводов

1. «Мировое сообщество» настойчиво навязывает России принятие решений, которые не только не идут ей на пользу, но и реально ослабляют её. Ослабление — это и внутриполитический кризис, и ещё большая деконсолидация общества: одни «Родину продают за ОБЕЩАНИЯ инвестиций», другие считают, что «ни пяди родной земли не отдадим». В результате — раскол внутри общества, выгодный кому угодно, только не нашей стране. Это так же и снижение реального промышленно-экономического потенциала (морские ресурсы на подготовленных к сдаче российских территориях оцениваются в миллиарды долларов). Ну и, разумеется, мощнейший деморализующий удар по всему российскому народу, которому наглядно покажут, что за силы управляют Россией.

Показательно, что НИКТО в мире не прокомментировал действия руководства России. А ведь такие акции серьёзно изменяют расстановку сил в мире. И не американцы, которые сегодня «каждой бочке затычка», не кто-либо иной, не выразили своего отношения к происходящему. Ни положительного, ни отрицательного.

Это может означать либо полное безразличие (что крайне маловероятно, учитывая огромную значимость для расстановки сил в азиатско-тихоокеанском регионе происходящих изменений), либо… Либо — что «цивилизованное сообщество» затаило дыхание, боясь спугнуть ТАКУЮ удачу. Неужели русские действительно ЭТО сделают? Сами!?
Учитывая, что такие действия российской властной элиты крайне выгодны Западу, вполне возможен вариант, при котором он дополнительно стимулирует российскую псевдоэлиту к такому шагом какой-либо заинтересованностью.

2. Наша, российская псевдоэлита, совершает действия, которые, выражаясь политкорректно, крайне сложно объяснить с точки зрения здравого смысла (если принять как утверждение, что псевдоэлита стремится действовать в интересах страны и народов России).

Но они вполне объяснимы, если она а) действует в своих личных, корыстных интересах, б) не обладает элементарной субъектностью, смирясь с участью хорошо обеспеченной прислуги реальных игроков и в) интересы страны ей полностью безразличны. Понятно, что никто, находясь в здравом уме и трезвой памяти, не станет отдавать что-то реально стоящее за обещания и пустые бумажки. А уж тем более отдавать не станет свою территорию (представим, опять же, реакцию американского общества на желание президента США вернуть Мексике Техас, или России — Аляску). Это — либо полное безумие (но не можем же мы считать, что нашей страной правят полные идиоты), либо сознательное предательство. Впрочем, не исключён и вариант, когда на российское руководство давят. Причём очень жёстко — требуя инициировать «раздел» страны, и начинать со спорных территорий с Китаем и Японией. В таком случае можно только догадываться, чем «подгоняют» российскую властную элиту к принятию таких самоубийственных решений. Раз это не обнародуется, а, наоборот, прячется с глаз долой — значит, есть, что прятать от российского общества.

3. Имеет смысл вспомнить, что та же Япония инвестировала в СССР (в строительство инфраструктуры БАМа) немалые средства. И никакие «договора» или их отсутствие не мешали японцам вкладывать деньги туда, куда им вкладывать было выгодно.

То есть, очевидно: не в инвестициях дело. Японская элита так или иначе знает: сейчас во главе России стоят такие силы, которые вполне могут приторговывать российской территорией (по глупости или из корысти). Что-то уже отдали Китаю, что-то могут отдать и Японии. И если упорно добиваться своего — может, что и перепадёт. Требовать надо всё и сразу — тогда можно будет потом «пойти на компромисс» и получить половину (а остальное потребовать потом, чуть попозже).

Но если дело не в инвестициях В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ, а даром никто такие подарки делать не станет — какой вывод получается? Куда (или кому) были направлены (или обещаны) «инвестиции»?

4. Власть не может не понимать: раздавая землю с честным видом («нам потом за эту землю инвестиции обещали дать»), она полностью лишает себя какой бы то ни было легитимности в глазах российского общества. Ведь если решения центра в скрытой пока ещё форме встречают «в штыки» губернаторы, то депутаты ЗАКСов субъектов Федерации выступают против этого рения открыто и достаточно резко. А профессиональные объединения уже открыто демонстрируют своё не сдерживаемое раздражение политикой «центра» (см. приведённый выше текст телеграммы). И всё это свидетельствует о потере авторитета и центральной властью, и лично президентом.

А на такие потери власть пойдёт только либо если у неё авторитета этого столько, что, сколько его не теряй — всё равно ещё много останется (но сегодня ситуация, мягко говоря, несколько иная). Либо — когда ей уже терять нечего и нужно успеть «освоить» все возможные ресурсы. Ресурсы могут быть разные. Но, если допустить, что заявления некоторых представителей российского бизнес-истеблишмента о грядущем серьёзном кризисе, в ходе которого население начнёт задумываться, «каким путём идти дальше?» основаны на серьёзном анализе — не является ли таким «ресурсом» личное обогащение всеми возможными способами?

5. Одна из возможных причин таких действий власти (кроме вышеизложенных) — своеобразная проверка российского общества: до какого предела оно может терпеть антигосударственную деятельность «властной элиты»? Ведь понятно всем: как глава МИДа Лавров не выкручивается, как не юлит — всё равно сдача своей территории, да ещё в сегодняшнем положении России, есть деяние, наносящее колоссальный вред Российскому государству. И власти нужно проверить, как население страны отреагирует на подобные действия властей.

Такая проверка очень важна ещё и в том случае, если власть готовит принятие масштабных экономических и политических программ, способных вызвать резкое недовольство общества. В таком случае крайне важно знать, на что это «общество» способно, а на что — нет. Следовательно, впереди нас ожидают крайне неприятные сюрпризы от власти. Например, в виде драконовских экстремально-либеральных реформ и массового выхода из строя систем жизнеобеспечения. Об этом не раз говорили виднейшие фигуры патриотического крыла, а теперь говорят уже и их оппоненты. При таком развитии событий высшей псевдоэлите нужно либо понимать, в какой момент «радикализации реформ» придётся применять силу (и какую — стоит ли возлагать надежду на собственные силовые структуры, или пригласить кого-то ещё?). Либо — когда следует сворачивать свою деятельность ввиду выхода ситуации из под контроля и переезжать в более спокойные места. А для последнего варианта как раз будет не лишней помощь, полученная в соответствии с п. 1 и 3 настоящих выводов.

6. И последнее. Как не прискорбно, но необходимо констатировать: реальной дееспособной и государственно-ориентированной элиты сегодня в России НЕТ. Та псевдоэлита, что разъезжает в дорогих машинах, делит ЮКОС, сдаёт российские территории и заботится только о своём благополучии, является кем угодно — но только не элитой в истинном понимании.

Настоящая элита должна обладать решимостью брать на себя ответственность за политику, направленную не на растаскивание и приватизацию (с последующей перепродажей «платежеспособным клиентам») своей страны. И обладать силой и решимостью такую политику проводить. Сегодня в России, повторимся, нет сил, способных на подобную деятельность.

Но есть ли основания утверждать, что нет людей, способных составить такую элиту? Нет — как раз по итогам реакции общества на последние трагические события в России (Беслан, сдача островов на Амуре, планируемая сдача Курил), есть все основания полагать, что такие люди в среде нынешней псевдоэлиты есть. И представители бизнес-сообщества, и представители всех ветвей власти показывают: есть немало людей, остро переживающих позор и унижение нашей страны. И не желающих смиряться с уготованной им участью соучастников уничтожения России. Важно понимать, что подобное отношение к своей стране диктуется не только (а зачастую и не столько) эмоциями, сколько элементарным расчётом и здравым смыслом. Ведь понятно: в случае активизации кризиса и выхода ситуации из-под контроля, это коснётся всех — в том числе представителей бизнес- и административной элиты. У первых элементарно «встанет» их бизнес (то есть упадут доходы), а со вторых вышедшее из повиновения население строго и отнюдь не «парламентскими» методами спросит за всё происходившее в стране (впрочем, с бизнес-элиты, особенно «на местах», так же спросится). Если бежать — туда, где поспокойнее — то бизнес, равно как и недвижимость, с собой унести не получится. А это большие убытки. И вообще очень неприятно… Так что самое выгодное для элиты (реальной) — не допускать эскалации кризиса сегодня, «отводя» страну от пропасти.

Проблема, однако, в том, что пока нет реальной возможности (или решимости) самообъединения этих людей для выработки проектов восстановления страны и вывода её из стабильно-прогрессирующего кризиса.
Нынешняя власть (основная и доминирующая часть её) наглядно показывает, что даже в сегодняшних условиях отсутствия активного сопротивления, она не особо контролирует ситуацию в стране — просто ею поставлены иные цели, не имеющие ничего общего с защитой интересов России как таковых. А в случае перехода кризиса в «активную фазу», она вряд ли станет вообще прилагать силы для исправления ситуации — для неё эта страна всего лишь ресурс, не стоящий того, чтобы ради него чем-то жертвовать.
Поэтому стратегия выработки реальных восстановительных проектов, способных сплотить силы настоящей элиты (и не допустить действий псевдоэлиты, вроде тех, что стали поводом для написания настоящего материала), является сегодня первоочередной задачей всех вменяемых людей в нашей стране.

0.054701089859009