Интернет против Телеэкрана, 24.07.2014
Почему прервалось полувековое господство либерал-демократов

Результаты прошедших 30 августа выборов в нижнюю палату парламента Японии кардинально изменили политический ландшафт этой страны. К власти пришла победившая с большим перевесом оппозиция во главе с Демократической партией Японии (ДПЯ). Из оспаривавшихся 480 мест демократы завоевали 308, значительно превысив простое большинство. С учетом же депутатских мест согласившихся войти в коалицию с ДПЯ Социал-демократической партии (СДП) и Новой народной партии (ННП) теперь уже бывшая оппозиция приблизилась к 321 голосу, что составляет квалифицированное (конституционное) большинство. Пробыв у кормила власти почти 54 года с небольшим перерывом в 11 месяцев в 1993-1994 годах, Либерально-демократическая партия (ЛДП) потерпела сокрушительное поражение. Имея 303 депутатских мандата на момент роспуска нижней палаты, на состоявшихся выборах она смогла провести в парламент лишь 119 своих членов. Понесла потери и ее союзница по коалиции клерикальная партия Новая Комэйто, уменьшив свое представительство с 31 до 21 места. По установившемуся в Японии ритуалу лидеры проигравших партий со скорбными лицами приносят извинения своим сторонникам и заявляют об уходе в отставку. На сей раз эту церемонию покаяния перед телевизионными камерами провели председатель ЛДП, он же премьер-министр, Таро Асо и генеральный секретарь партии Хироюки Хосода. Однако, глядя на радостные лица приложивших немало сил для успеха на выборах демократов, трудно избежать ощущения, что по большому счету результаты волеизъявления народа - это не столько победа ДПЯ, сколько вотум недоверия либерал-демократам. У демократов же нет времени на раскачку, они в кратчайший срок должны доказать, что их предвыборные слова и обещания не расходятся с делами. Действовать придется в весьма сложной обстановке, ибо после выборов финансово-экономические трудности сами по себе не исчезнут, а может быть, и обострятся. Объявляя, по сути, войну крупной бюрократии, ДПЯ может столкнуться с изощренными формами саботажа, попытками дезорганизовать управление страной.

Кадровый голод, отсутствие в рядах демократов достаточного числа опытных администраторов государственного уровня может затруднить запуск механизма новой власти или по крайней мере вызвать его пробуксовку. Неудача начинаний нового правительства - единственная надежда ЛДП на реванш. В будущем году предстоят выборы в верхнюю палату парламента, к которым демократы должны предъявить народу конкретные результаты своей деятельности по руководству страной. В пользу ДПЯ говорит то, что им удалось довольно точно определить болевые точки сложившейся в стране непростой ситуации, уяснить надежды и чаяния простых японцев и предложить рецепты улучшения жизни народа. Чем недовольны японцы В Европе долгое время существовало понятие «шведский социализм». Оно означало сглаживание классовых противоречий за счет более справедливого распределения богатства страны между крупным капиталом и основной массой трудового населения. Менее известным является определение «японский социализм». Оно возникло в годы экономического бума, когда правительство и предприниматели считали целесообразным и даже выгодным для себя и страны постепенно повышать жизненный уровень народа. При этом если в Швеции линию на усиление социальной справедливости проводили приходившие к власти социал-демократы, то в Японии это была политика ставленника крупного капитала - консервативной Либерально-демократической партии. К этому ее вынуждали рост самосознания японских трудящихся, широкий размах профсоюзного движения, претензии на власть тесно связанных с организованным рабочим движением оппозиционных партий - социалистической и коммунистической. Достаточно вспомнить ежегодные мощные «весенние наступления» японских профсоюзов, когда забастовки заставляли правительство и хозяев предприятий идти на уступки в вопросах повышения зарплаты и расширения социального обеспечения.

Ситуация изменилась в конце 80-х, когда страна вступила в затяжной этап экономической рецессии, сокращения производства и рабочих мест. Началось падение жизненного уровня населения. Объясняя происходящее, один из знакомых японских предпринимателей тогда говорил: «Во времена быстрого экономического роста мы, бизнесмены, получали прибыли, часть которых как бы вываливалась из переполненных карманов. Сверхприбыли позволяли делиться с рабочими. Теперь иная картина - делиться становится нечем. Мы разъясняем рабочим, что нужно терпеть, а то в случае банкротства компании они вовсе лишатся работы и доходов».

Однако в это можно поверить, когда речь идет о мелких и средних предприятиях. Что же касается ситуации в стране в целом, то она характеризуется известной формулой - богатые становятся богаче, а бедные - беднее. Лидеры ЛДП вынуждены признать, что одним из наиболее тревожных социальных явлений стал углубляющийся разрыв в доходах между бедными и богатыми. Если в период экономического роста до 90 процентов населения относили себя к среднему классу, сейчас эта цифра стремительно уменьшается. Трудности страны ЛДП стремилась решать за счет народа - сокращались ассигнования на социальное и пенсионное обеспечение, принято законодательство о так называемых временно командированных рабочих, на которых не распространяются права, прописанные для постоянных работников компаний, и которые в любой момент могут быть выброшены на улицу без каких-либо пособий. Сегодня такие бесправные временные работники составляют до 30 процентов общего числа занятых в Японии. Увеличилось финансовое бремя семей на образование детей, получение медицинской помощи, возросли транспортные расходы. В стране действует потребительский налог, когда любая покупка или получение услуги автоматически сопровождается 5-процентным дополнением к цене. При этом, сетуя на финансовые трудности, либерал-демократы не скрывали намерения вдвое увеличить размер потребительского налога. Объяснение стандартное - серьезно затронувший Японию мировой кризис и проблема старения общества требуют от японцев все туже затягивать пояса. Однако при этом об увеличении налогообложения крупных корпораций, которые и в условиях стагнации получают немалую прибыль, либерал-демократы и не помышляли. Над каждым японским трудящимся висит дамоклов меч так называемой реструктуризации, по-японски - «рэсутора». Это заимствованное из иностранного языка словечко является эвфемизмом банального увольнения с работы. Честнее было бы оставить прежнее используемое при сокращении персонала японское слово «кубикири» - отрубание головы. Накануне выборов газеты опубликовали явно невыгодную для ЛДП статистику о рекордном для Японии росте безработицы в стране. На конец августа она составила 5,7 процента трудоспособного населения, или в абсолютных цифрах 3,59 миллиона человек. О стремительном росте безработицы свидетельствует тот факт, что только за последний год потерявших работу стало больше на миллион человек. Недовольны японцы и тем, как либерал-демократы ведут дела на международной арене. Многие считают, что оправданное и даже выгодное в свое время следование в фарватере американской политики уже не отвечает интересам Страны восходящего солнца. Хотя полностью отказываться от ядерного зонтика США в Японии пока не готовы, все чаще можно услышать разговоры о большем равноправии в рамках японо-американского «договора безопасности». Отнюдь не безоблачны и отношениях японского государства с соседями. Отстаивание жесткой бескомпромиссной позиции по территориальным проблемам с КНР, Республикой Корея, Россией затрудняет достижение добрососедства, осложняет политическое, а нередко и экономическое сотрудничество с этими странами. Не оправдывает себя и непримиримая политика в отношении Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), ужесточение против нее различного рода санкций, открытые призывы к блокаде. Как показывают события, это лишь усложняет ситуацию, заводит ее в тупик. Можно считать, что именно демонстрация враждебности японского правительства к КНДР стимулирует руководство этой страны к наращиванию вооружений, в том числе ракетно-ядерных.

В то же время японцев пугают призывы некоторых консерваторов к ядерному вооружению Японии, выхолащиванию трех безъядерных принципов, направление вопреки положениям конституции японских вооруженных сил за рубеж. Японцы с тревогой воспринимают попытки открытого оправдания агрессивной политики милитаристской Японии в прошлом, призывы к переписыванию учебников истории в угоду ультранационалистическим силам. Все это побудило, похоже, не только сторонников оппозиции, но и значительную часть ранее голосовавших за ЛДП и не голосовавших вовсе избирателей отдать на сей раз свои голоса демократам в надежде на выполнение ими предвыборных обещаний. Это проявилось в довольно высокой для дождливого дня явке на избирательные участки - около 70 процентов. Манифест демократов Добившись в 2007 году успеха на выборах депутатов в верхнюю палату японского парламента, Демократическая партия Японии поставила перед собой задачу отстранить правительственную коалицию либерал-демократов и партии Новая Комэйто от власти в стране. Был использован опыт обнародования и широкой пропаганды манифеста партии с перечнем неотложных политических шагов и мероприятий по улучшению жизни народа.

В нем заявлялась программа возвращения к принципам социально ориентированного государства, сокращения разрыва в доходах, перераспределения национального богатства в пользу малоимущих слоев. При этом демократы обещали покончить с ситуацией, когда страной руководят не столько политики, сколько преследующие собственные интересы бюрократы. Лидер демократов Юкио Хатояма открыто бросил вызов чиновничьему клану: «Эти выборы означают три смены. Первая - смена власти. Вторая - это смена старой политики на новую. Третья - смена управления, в результате чего верховная власть будет принадлежать народу, а не бюрократической верхушке». Одним из методов освобождения от власти бюрократического аппарата представляется непосредственное участие правящих партий в формировании бюджета государства с последующим строгим контролированием его исполнения. Лозунгом демократов стала борьба с неэффективной тратой бюджетных средств на цели, не отвечающие интересам народа. Учитывая большую зависимость японской экономики от конъюнктуры в международной торговле, ДПЯ выступает за пересмотр ориентации на экспорт и переход к политике расширения внутреннего спроса.

Высвобождающиеся в результате оптимизации бюджета средства обещано тратить на адресную помощь японским семьям. Это - дотации на детей, установление права на бесплатную сдачу экзаменов при поступлении в среднюю школу высшей ступени (10-12-й классы), отмена платы за пользование скоростными автодорогами и др. Для координации деятельности по эффективному исполнению бюджета демократы намерены создать бюро по проблемам национальной стратегии - руководящий и направляющий орган наподобие Политбюро ЦК КПСС. Как сообщается, это бюро кроме бюджета будет заниматься также выработкой основных направлений внешней политики и обеспечения национальной безопасности. Демократы ставят задачу вернуть подорванное либерал-демократами доверие народа к политике и политикам. И в этом они находят поддержку избирателей. Уставшие от политики денежного мешка - коррупция власть имущих, сращивание политиков с крупным бизнесом, переход по наследству депутатских и правительственных постов, скандалы вокруг аморальных поступков высокопоставленных деятелей ЛДП - японские избиратели, желая перемен к лучшему, проголосовали за смену власти в стране. Важно, что такая смена не вызывает опасений у крупного капитала, который и был инициатором создания системы двух больших партий. Имеется в виду, что две конкурирующие партии, не покушаясь на принципы буржуазного общества, будут, как в США или Великобритании, периодически сменять друг друга. На следующий день после выборов председатель наиболее влиятельной организации крупного бизнеса Японии «Кэйданрэн» Фудзио Митараи назвал результаты голосования историческими и приветствовал старт двухпартийной системы. Если по вопросам стратегии выхода из затянувшейся рецессии у демократов в большинстве случаев существует консенсус, то проблемы внешней политики и обеспечения безопасности потребуют согласования не только среди руководства ДПЯ, но и внутри новой коалиции, где кроме демократов будут социал-демократы и представители Новой народной партии. Так как у ДПЯ пока нет детально проработанной внешнеполитической концепции, политика на международной арене (по крайней мере в ближайшее время), видимо, не претерпит серьезных изменений и страна будет следовать ранее принятым на себя обязательствам.

В перспективе не исключены шаги в направлении обретения Японией большей самостоятельности в международной политике. Уже в ходе избирательной кампании лидер партии Юкио Хатояма говорил о желании провести с Вашингтоном переговоры о статусе военнослужащих США на территории Японии. В настоящее время американцы пользуются правом экстерриториальности и не могут быть судимы за совершенные на японской земле преступления. Немало шума наделало высказывание по поводу японо-американского союза «дона» ДПЯ Итиро Одзава, который в мае из-за финансового скандала вынужден был оставить пост главы партии, но сохранил серьезное влияние на ее стратегию и политику. Им впервые открыто была поставлена под сомнение необходимость сохранения на территории Японии многочисленных военных баз и сооружений США, на содержание которых уходит значительная часть бюджета. Было заявлено, что для защиты Японии от нападения вполне достаточно постоянно присутствующего в регионе и базирующегося в японских портах 7-го Тихоокеанского флота США. Лидеры ДПЯ поддерживают идею формирования восточноазиатского сообщества, видя Японию одним из лидеров такого объединения государств. При этом имеется понимание того, что для достижения этой цели необходимы добрососедство и тесное сотрудничество в первую очередь с государствами-соседями в регионе Северо-Восточной Азии - КНР, Республикой Корея, Россией, а также налаживание контактов с КНДР. Во время избирательной кампании вопрос отношений с этой страной на первый план не выдвигался.

Но в беседах с автором этих строк видные демократы соглашались, что существующие между Японией и КНДР сложные проблемы, включая вопрос о судьбе похищенных в 60-70-е годы северокорейскими спецслужбами японских граждан, следует решать путем диалога и с учетом позиций друг друга. Комментируя результаты выборов в Японии, представитель китайского правительства выразил надежду на то, что новое руководство во главе с демократами «займет правильную позицию» по вопросам островов Дяоюйдао (Сэнкаку), Тибета, Синьцзяна и Тайваня. Думается, снятию периодической напряженности в отношениях с КНР послужит намерение демократов прекратить провоцирование Пекина демонстративными посещениями членами японского правительства храма Ясукуни, в котором канонизированы души не только погибших японских солдат и офицеров, но и казненных по приговору Токийского трибунала главных японских военных преступников. Реалистичным представляется предложение демократов и их союзников по коалиции создать не связанный с религиозными и идеологическими догмами мемориал для поминания погибших в войнах японцев. Как в самой Японии, так и в мире будет поддержан курс нового кабинета по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов, более активному внедрению японских энергосберегающих технологий. Япония-Россия: будет ли перезагрузка? Покидающий пост премьер-министра Таро Асо во многом лично повинен в охлаждении летом нынешнего года российско-японских отношений. Вызванное стремлением заработать перед выборами политические очки, его заявление о «сохраняющейся незаконной оккупации» Россией южной части Курильских островов заставило Кремль дать довольно резкую отповедь попыткам подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны. С критикой этого заявления Асо выступила и японская центральная пресса, попенявшая премьеру за неаккуратное высказывание. Явно недружественной и провокационной выглядела затея с принятием незадолго до выборов обеими палатами японского парламента резолюции, включавшей утверждение о якобы исконной принадлежности Японии Южнокурильских островов. Резолюция призывала прилагать усилия для скорейшего «возвращения» всех четырех островов - Кунашира, Итурупа, Хабомаи и Шикотана. Заметим, что и в нижней, и в верхней палатах резолюция была принята единогласно, то есть при участии и всех депутатов от Демократической партии Японии.

Сделанные Хатояма в ходе избирательной кампании заявления относительно японо-российских отношений, на наш взгляд, отличались отсутствием конкретности, а подчас вызывали неоднозначные суждения. Являясь в течение многих лет председателем общенационального общества «Япония-Россия», этот политик сделал немало для развития двусторонних отношений, углубления взаимопонимания двух соседних народов. При этом он высказывался за терпеливый поиск взаимоприемлемых решений оставшихся после войны сложных проблем, чем вызывал недовольство и критику японских правых. Однако на прямые вопросы о позиции по поводу территориальных требований к России, как и другие политики, он повторял стандартную фразу о скорейшем возвращении «всех северных территорий». Иного трудно ожидать - ведь все без исключения японские политики уже давно являются заложниками усиленно внедрявшейся на протяжении полувека идеи обретения перешедших по итогам войны к СССР/России территорий. Любое отклонение от этой политической догмы карается остракизмом и изгнанием из политики. Соперничая в мае сего года за пост главы партии с другим видным демократом - Кацуя Окада, в качестве политического обязательства Хатояма обещал в случае прихода к власти разрешить территориальную проблему за три-четыре года. При этом, как полагают японские комментаторы, речь шла о «возвращении» островов в полном объеме. А незадолго до выборов японская газета «Санкэй симбун» опубликовала любопытное сообщение о беседе Хатояма с депутатом парламента Мунэо Судзуки, который говорил о необходимости для демонстрации стабильности новой власти быстро добиться крупного дипломатического успеха, для чего «в течение полугода после сформирования кабинета министров выработать путь продвижения к разрешению проблемы северных территорий». Хатояма поддержал это мнение.

Однако опять неясно, в чем должен состоять смысл такого намечаемого пути. Не вызывает сомнения, что новый премьер-министр Японии намерен рассматривать японо-российские отношения в числе приоритетов внешней политики страны. Вот что об этом говорит он сам: «Я внук того Хатояма (Итиро Хатояма - премьер-министр Японии в 1954-1956 годах. - А.К.), при котором была подписана Советско-японская декларация 1956 года. По ней мы живем до сих пор за неимением мирного договора. Я читал то, что писал мой дед о возвращении двух островов по формуле «мирный договор плюс два острова». Декларация 1956 года до сих пор не реализована. Когда мы в Японии говорим о северных территориях, очень важно признать, что на этих островах теперь живут граждане России. Когда я там был последний раз и спрашивал жителей, что они думают, они отвечали: «Давайте сначала делать дело, заниматься бизнесом, а потом политикой». <...> Как гражданин Японии, я чувствую, что мы должны призывать к возвращению Японии всех четырех островов. Но надо быть реалистами. Сначала можно было бы договориться о совместном проживании, о совместном хозяйствовании на островах, чтобы уже потом их жители могли бы решить: хотят они быть гражданами Японии или России. Мы должны решать этот вопрос, параллельно улучшая отношения и развивая деловые связи, а не ждать политического решения. Пусть впереди идет бизнес.

Если же мы будем только ждать, движения не будет». Из сказанного наиболее важным представляется призыв быть реалистами. А реальность такова, что именно японские политики завели переговоры о мирном договоре в тупик. В ноябре 2004 года, идя на серьезный политический риск, президент РФ Владимир Путин попытался реанимировать обещание Никиты Хрущева о передаче Японии после заключения мирного договора в качестве жеста доброй воли островов Хабомаи и Шикотан. И получил от своего японского коллеги - премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми - полный высокомерия ответ: «До тех пор, пока ясно не определится принадлежность Японии всех четырех островов, мирный договор заключен не будет. <...> Этот курс правительства останется неизменным». Слыша подобное, невольно задумываешься, кто же был победителем и кто побежденным в войне? И почему японское правительство считает себя вправе говорить с Россией в подобном тоне? Осознав бесперспективность дальнейшего поиска компромисса, Путин решил расставить точки над «i» и внести ясность в позицию Кремля по поводу Курильских островов. Было заявлено, что Курильские острова «находятся под суверенитетом России, и в этой части она не намерена ничего обсуждать с Японией. <...> Это закреплено международным правом, это результат Второй мировой войны». Принципиально важным явилось заявление президента Путина о том, что он не считает Южные Курилы спорными территориями.

Автору этих строк не раз доводилось разъяснять японским коллегам, что отстаиваемая ими позиция «все или ничего» является неуместным и вредным в современном мировом сообществе анахронизмом. Коль скоро не удается найти взаимоприемлемые условия заключения мирного договора, нужно взять паузу, попробовать пожить в ситуации, когда территориальный вопрос не будет в качестве центрального все время выдвигаться на первый план. Недавний опыт разрешения вопроса территориального размежевания с КНР убедительно продемонстрировал, что столь психологически тонкие, затрагивающие честь и достоинство государства и народа вопросы могут решаться только в обстановке подлинного добрососедства и уважения интересов партнера. К сожалению, в российско-японских отношениях мы к этому еще не пришли. Безосновательны и надежды японских политиков на то, что проблему островов можно решить келейно, за закрытыми дверями высоких кабинетов. Не для того российский народ поддержал переход к демократии, чтобы вновь вверить свою судьбу партийным бонзам и не забывающим свой интерес чиновникам. Назойливость и настырность, с которыми японские политики до последнего времени прессинговали российских руководителей, выдвигая необоснованные требования, породили в нашем народе устойчивое неприятие любых разговоров о возможности сдачи принадлежащих России дальневосточных земель.

Здесь уместно привести данные опроса общественного мнения, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июле текущего года. 89 процентов опрошенных высказались против передачи Японии Южнокурильских островов, согласились лишь 4 процента. Большинство граждан РФ (79%) считают, что единственный способ разрешить конфликт - оставить острова в составе России и перестать обсуждать этот вопрос. Немаловажно то, что, как выявил опрос, у 63 процентов граждан РФ отношение к президенту Дмитрию Медведеву ухудшится, если он решит передать Курильские острова Японии. Едва ли руководитель любой демократической страны может игнорировать мнение доверивших ему власть избирателей. Говоря о связях с Россией, Хатояма отметил: «В развитии отношений между двумя странами скрыто много пока не использованных возможностей. Я считаю необходимым в самые короткие сроки установить как можно более доверительные отношения с руководством России». Хотелось бы выразить надежду, что новая власть в Японии попытается вырваться из порочного круга предъявления не имеющих никаких перспектив ультимативных претензий к нашей стране и предпримет усилия для осуществления ставшей популярной в мире идеи перезагрузки отношений на реалистической основе.

Автор: Анатолий Кошкин

http://www.politklass.ru/cgi-bin/issue.pl?id=1316


0.10525918006897