Интернет против Телеэкрана, 24.08.2017
Как работает полиция Швейцарии

Вначале 2000-х группа правоохранительных товарищей посещала с дружеским визитом Швейцарию. Замечу, товарищей отнюдь не глупых, даже как бы могущих западных коллег поучить уму-разуму. Собственно, их для этого и позвали, чтобы почитали лекции местным полицейским, поучили их некоторым приемам ОРД, ибо шибко в Швейцарии развелось криминалу из бывшего СССР, особенно много грузинских "крадунов" и "жульманов", а швейцарцы как бы не очень разницу между грузинами и русскими делали.

 

Ну, в общем, группа наших правоохранительных товарищей поучила уму-разуму их правоохранительных товарищей. О этого там все поднялось на невиданную высоту не только в плане борьбы с этническими преступниками из бывшего СССР, но и вообще, ибо швейцарские товарищи узнали некие гитики, применимые и к обычной их работе. Но вот наши товарищи почти до самого конца поездки все не могли поверить, что системы "колов" нету. НЕТУ. Им диким казалось, что местный полицейский комиссар знать не знает, сколько на его территории за месяц произошло карманных краж, сколько краж со взломом и сколько изнасилований. Ну, сколько изнасилований произошло, он, думаю, все-таки помнил, ибо преступление это запоминающееся, да и убийства тоже в память врезаются, но вот про остальное...

В общем, наши товарищи по первости стали считать, что коварные швейцарские буржуины водят их за нос, скрывая правду-матку, и чрез это решили сами у "полевых сотрудников" все выведывать. Как куда в участок с политинформацией приедут, положение обрисуют, тут, мол, враги-жульманы, а тут, мол, мы, так сразу начинают местный личный состав про "статистику" пытать. Мол, как у вас такие-сякие дела со статистикой? А буржуйские борцы с крадунами переглядываются меж собой, лобики морщат и никак глубины пытания понять не могут, чего это страшные русские гестаповцы от них хочут. В общем, уже ближе к концу поездки до наших таки дошло, что "статистики" в Швейцарии нету. Тут наши вначале впали в изумление, а потом в уныние. Ибо своими глазами видят, что преступность в Швейцарии низкая, а работа полиции на невиданной высоте, и все это, заметьте, без системы "колов", ежемесячного писания "секреток", постановки расследований на "особый контроль", ежедневных полуторачасовых "пятиминуток" и всего прочего романтического, что так или иначе у нас связано со словосочетанием "милицейская статистика". Нет и красивых и так милых сердцу милицейского начальства "Вихрей", "Перехватов" и прочих "Антитерроров"...

На самом деле, криминальная статистика в той же Швейцарии есть. И она, в отличие от нашей НАСТОЯЩАЯ и приносит РЕАЛЬНУЮ пользу в борьбе с преступностью. Я писал, что каждое правонарушение в Швейцарии регистрируется. Во всяком случае, любое заявление регистрируется обязательно. Другое дело, что с каждого заявителя берется пусть и не большая, но пошлина, которая в частности отсекает таких любителей "сигнализировать" как наши некоторые бабульки, что готовы каждый день по три заявления на соседей в милицию носить.

Как же так, скажет кто-то, статистика есть, а местный комиссар о ней ничего не знает? И как же начальство контролирует работу комиссара? А вдруг он, паразит такой, вместе со всей своей территориальной бригадой сидит в участке и режется с подчиненными в карты или, того хуже, они в участке шалман учредили и самогонку гонят и глушат, да еще распивочно населению продают? На то, мол, и щука (начальство), чтоб карась (подчиненный) не дремал. А как без статистики полицейское начальство кровопролития среди подчиненных устраивать будет? Мол, одно поедание чижиков выйдет.

Тут следует знать, что кроме системы жандармерии во Франции, которая все-таки очень особый и своеобразный коленкор, практически во всех странах Европы во главе полиций регионов стоят ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЧИНОВНИКИ. Это - политики, которые приходят к управлению региональной полицией в силу того, что их политические партии, либо избирательные объединения одержали победу на выборах в землях (Германия) или кантонах (Швейцария). При этом, и это крайне важно, ни глава земельной, ни глава кантональной полицией напрямую населением не избирается. Он назначается местным парламентом в результате т.н. политического "сговора". В этой системе назначения есть свои минусы, но есть и главное преимущество - назначенец абстрагирован как от избирателей, так и от спонсоров избирательной кампании. Он не обязан, как американский шериф, "соседу Васе" за то, что тот за него проголосовал, следовательно не будет давать подчиненным команду закрывать глаза на васины шалости. Политический чиновник также не обязан ничем спонсорам избирательной кампании своей партии или союза (ну, иногда обязан, но это редко, как правило на руководство МВД казначеев партии и первых лиц не назначают), а посему компания Бошесманн не сможет рассчитывать ни на какие привилегии от данного политического чиновника, даже если его сильно "попросят".  Впрочем, иногда "просят", и иногда "нестойкие морально товарищи" идут на поводу у просителей, но, как правило, это оборачивается скандалом...

Кроме того, такой чиновник, хоть и является руководителем полиции, не имеет никаких процессуальных прав как полицейский. Да полицейскими он командует, но вмешиваться в их работу как следователей или вахтманов он не может. Он не может "взять на контроль" никакое раследование, ибо в процессуальном плане он НИКТО. Он даже не может дать распоряжение полицейскому патрулю кого-либо задержать, если тот ничего внешне противоправного не совершил, либо отпустить... Что же делает политический чиновник, кроме выбивания (кстати, там ничего не выбивают, ибо знают, что экономить на полиции - себе дороже) материально-технического снабжения и т.п.? А он именно со статистикой работает! Изучает аналитические доклады, сделанные на ее основе, и делает представления местным правительствам в том числе и по социальным причинам роста преступности в тех или иных районах земли или кантона. Поскольку там все прекрасно знают, что массовый рост преступности в том или ином районе всегда имеет социальные причины - фабрику закрыли, а местная служба занятости на пособие по безработице ставить не хочет, людям жрать нечего, вот они за душегубство и принялись. И при чем тут работа или неработа местной полиции? Конечно, политический чиновник и лентяев или не шибко умных подчиненных вычисляет и их из системы вычищает (правда, в той же Германии лентяя порой ой как тяжело вычистить). В общем, население за рост или падение криминальной ситуации спрашивает не столько с самой полиции, сколько с политических полицейских чиновников и партий и политических союзов, что их поставили. Посему политические чиновники в МВД все-таки не совсем полгощены выковыриванием козявок из собственного носа.

Конечно, подлецы и негодяи есть везде, посему даже в милой Германии 23% населения считают полицию коррумпированной структурой. Другое дело, что в реальной жизни всего 2 или 3 процента немцев сами сталкивались с полицейской коррупцией. Тем не менее проблема есть. И вполне можно допустить, что некоторые полицейские комиссары так и мечтают учредить в своем участке казино и шалман с продажей населению полицейского самогона распивочно и на вынос. Однако, этого нет. Не видим мы таких фактов. Между тем в системе организации правоохранительной деятельности презумпция "все люди сволочи" есть первая и главная. Организатор правоохранительной деятельности обязан считать всех полицейских потенциальными скотами. Значит, есть все-таки в европах некие инструменты, позволяющие не доводить дело до появления полицейских шалманов.

В Швейцарии весьма успешно с этим борется надзорная (не обвинительная, а именно надзорная) прокуратура. Дело в том, что региональные (кантональные) прокуроры в Швейцарии есть фигуры ВЫБОРНЫЕ. Та же знаменитая Карла дель Понте была ВЫБОРНЫМ кантональным надзорным прокурором. Да, выбирают из числа людей "добре сведующих юридически", чаще из самих работников прокуратуры, но выбирают. При этом не очень приветствуется политическая принадлежность кандидата. Нет, партии могут его поддерживать, но состоять он в них не может. Что дает выборность надзорного прокурора кантона? Его НЕЗАВИСИМОСТЬ от всех других ветвей правоохранительной системы - полиции, судебного следствия, обвинительной прокуратуры, судей. Именно и получается "Око государево", вернее "Око народа". Ну, тут впрочем одно и тоже, ибо в Российской империи надзорный прокурор также был выведен за скобки правоохранительной системы, и воспринимался иногда даже как ее враг, именно в силу того, что был "Оком государевым", смотрящим за надлежащим соблюдением и исполнением законов. Следует заметить, что, с точки зрения теории государства, выборность народом в республике и назначение монархом в монархии своего "Ока" ничем не отличается принципиально, ибо в обоих случаях присутствует прямая ивеститура от СУВЕРЕНА государства. В монархии это - монарх, в республике - народ, посему, назначение регионального прокурора "сверху" в республиканском государстве выглядит как полное извращение самих принципов организации государства.

Вы мне скажите, какая-такая великая польза от того, что у нас есть господин генеральный прокурор, рекомый Чайка? Он что, самолично приносит протесты на неправомерные действия федеральных органов исполнительной и законодательной властей? Может, и приносит, но я что-то не очень помню. В основном помню, что он "берет на контроль" и докладывает о "резонансных". Но ранее я уже писал, что еще в дореволюционной России усмотрели в смешении следствия, надзора и обвинения под крылом одной конторы весьма большой источник коррупции. В общем, в той же Швейцарии та же Карла дель Понте, послужив Генеральным кантональным прокурором, выдвинула себя в Генпрокуроры всей конфедерации и таки стала. И шороху, замечу, таки навела. Да какого шороху! А почему? Да потому, что ей на доклад ни к кому бегать не нужно было.

Тут следует сказать, что надзорная прокуратура в Швейцарии в силу того, что ее руководство избираемо, склонно к некоей гонке за "жереным" и имеющим "политический душок". Ну, это понятно - нужно же публике-дуре, т.е. избирателям, показывать в выигрышном свете плоды трудов своих. Но в этом есть и свой плюс. Если, положим, у вас отказались брать заявление в полиции или никаких действий нет, вы всегда можете пожаловаться в прокуратуру. И будьте уверены, прокурорские сразу начнут проверять, а была ли регистрация вашего заявления. Причем проверять  не в полиции, а у себя, ибо в течение суток все заявления о преступлениях должны из полиции передаваться в прокуратуру. Ах, не было?! Вот тут такая свистопляска устроена будет. Помимо того, что уголовное дело возбудить могут, так еще обязательно устроят пресс-конференцию, где расскажут о "скандальных и недопустимых в правовом государстве нарушениях в работе полиции". Тут уже местный региональный глава полиции как политический чиновник вмиг придет в гальванизированное состояние и начнет принимать оргмеры. Впрочем, если у вас украли лясопед, ценою в 100 франков, и регистрация заявления была, то прокуратура вам ответит дежурной отпиской, мол, все путем, работа идет. Объясняется это просто - 100 франков не та сумма, чтобы отвлекать следователя юридической полиции на розыски вашего лясопеда. Конечно, если злодея случайно поймают и найдут вам лясопед, то его вам вернут. Но, замечу, если злодея поймают за кражей лясопеда вашего соседа, то "вешать" на него ваш лясопед никто не будет. Ибо нет в европах понятия процента раскрываемости преступлений. Ну, только если жульман сам не переживет духовный катарсис и не сознается. Но никто его к катарсису понуждать не будет, ибо сесть за пытки никому не хочется.

Другое дело, если ваш лясопед представляет культурную ценность (антикварный) или стоит бешеных денег (сделан из углепластика и позолочен). Будьте-нате, будут искать. В первом случае, ибо культура, и уже в силу этого прокуратура это дело уже сечет, во втором, ибо он стопудово застрахован, и тут страховая компания не слезет. Но опять-таки полиция напрямую искать не будет. Полиция дело зарегистрировала и сообщила о нем прокуратуре и судебному следователю. Вот судебный следователь формально, а чаще и не всегда формально и ищет. Он следствие ведет и отдает ордера полиции. А уж полицейские следователи в рамках ордеров (предписаний следователя) и проводят следственные действия. Замечу попутно, что, как я писал в предыдущем посте, абсолютно такая же схема следственной работы была и в России до революции. Более того, швейцарцы, как и большинство европейцев слизали ее у нас. Это исторический факт.

Так зачем комиссару территориальной бригады быть в курсе какая у него статистика и какой у него процент раскрываемости? Он просто РАБОТАЕТ. Потому как если он работать не будет, да еще шибко в открытую будет предаваться коррупции, как сразу получит по полной. Так система отстроена. Посему и ежедневные полуторочасовые "пятиминутки" не нужны и "секретки" ему начальству писать не нужно. Он должен РАБОТАТЬ, а не изображать работу перед начальством.

Раскрывают же преступления не полиция, даже не надзорная прокуратура, а судебные следователи. И еще замечу, что процент раскрываемости преступлений в этой самой Швейцарии выше, чем у нас, хотя уровень оперативно-розыскного профессионализма там ниже, чем у нас. Есть даже следователи полиции, у которых и высшего образования нету, есть только курсы всякие полицейские. А раскрываемость выше, даже по мелким кражам, хоть тех же лясопедов. В чем секрет? В том, что уже со второй половины 90-х они с места каждого преступления стараются получить генетический материал преступника. Посему, если жульмана поймали лет через пять и совершенно на другом типе преступления, а его ДНК совпадет с той, что получили на месте кражи вашего велосипеда, то и вашу кражу-пропажу по ходу раскроют. Посему у всех жульманов и крадунов в обязательном порядки берут не только пальчики, но и образцы ДНК. Иногда за одним столько глухих подвигов числится... Причем, ведь как, человек крадет, число его следов растет, все в общую папочку попадает... Взяли милого, вот и получи, дорогой, общий счет... Между прочим, поэтому еще не вешают сходные преступления на одного жульмана, если генетический материал не совпадает. Его же адвокат сразу на это внимание следователя и суда обратит. Тут и признание не поможет, потому как он сразу на суде про пытки заявит. Пусть и моральные...

Другое дело, что поскольку ВСЕ преступления регистрируются, то и статистика не искажается. А это очень важно. Важно для аналитических полицейских бригад. Есть такие подразделения. Только они не материалы к докладам начальства готовят, которые потом те по бумажкам на днях милиции и прочих корпоративах читают. Они АНАЛИЗИРУЮТ. В первую очередь так называемые сигнальные преступления. Что это такое. Положим, в таком-то микрорайоне резко выросло число мелких краж и грабежей. О чем это говорит? А говорит это, мои дорогие, о том, ч в микрорайоне или близ него поселились-завелись скупщик краденого и скорее всего еще и наркодилер (часто это один человек).

Тут нужно пояснить, что в той же Швейцарии такая жульманская отмазка, что, мол, кошелек нашел, не катит. Да и про "купленный с рук у неустановленного лица" мобильник говорить бесполезно. Я как-то в Швейцарии нашел бесхозный кошелек, пухлый такой, содержательный, только поднять хотел, как мне родственник заорал: "Что ты делаешь?!" Низзя там этого делать. Надлежит вызвать полицию, ибо даже поднятие бесхозного кошелька там считается КРАЖЕЙ. НЕ БЫВАЕТ БЕСХОЗНЫХ КОШЕЛЬКОВ. У всякого кошелька есть хозяин. Он его потерял, а ты, воспользовавшись случаем его УКРАЛ. Может, человек вернется и найдет. Может, это ребенок. Может, он сейчас плачет. А, может, он уже и в полицию о пропаже сообщил. Самое поганое, если человек кошелек подымет. Нет, то что этот кошелек до тебя уже сотня людей видела, факт. Но все они проши мимо, чтоб не огрести на всю голову проблем. Но как только ты его подымешь, вся эта сотня сразу начнет по своим мобильникам звонить в полицию - сигнализировать, мол, были свидетелями факта присвоения чужого имущества. Ты его и рассмотреть толком не успешь, а тебя уже цап-царап. И самое паскудное, что твои пальчики на этом кошельке будут! И всем наплевать на твой лепет, что, мол, ты его нес в полицию сдавать. Взял чужое - получи по полной. Не тобой положено, не тебе и брать. Посему ты, если честный человек, должен позвонить в полицию и сообщить, что там-то и там-то лежит бесхозный кошелек. Полиция приедет быстро. Максимум 10 минут.  И ее лучше дождаться. Потому как, в каждом участке при звонке загорается такая штука как твой телефон. Так что уже не отвертеться. Найдут, да еще и спросят, зачем ушел, если тебе скрывать нечего. А место твое вычисляется по станциям мобильной связи на раз. Еще и позвонить тебе могут. Натурально возьмут объяснения об обстоятельствах находки. Могут взять пальчики, чтобы убедиться, что к кошельку ты неприкосновенен. Могут потащить и в участок, может, ты жульмана случайно видел, который кошелек мог сбросить. Покажут кучу фоток, не видел ли кого из них недалеко от места находки кошелька. Два часа потерянного времени может быть гарантировано. Потому люди предпочитают с валяющимися кошельками не связываться. А вот, когда подымешь, то тут они из чувства подлости бяку тебе сделают, мол, шибко умный нашелся.

С мобильниками еще проще. Там же номер заводской прошит. Тебя сама мобильная компания сдаст, как только выясниться, что твой мобильник краденый. И не важно, что на улице к тебе подошел некто и сказал задушевно: "Мужик, мобильник не купишь?" Ты никакой не добросовестный приобретатель, пока у тебя чека не будет. Нет чека - скупщик краденного, а это уже статья. Потому у всех краденых мобильников номера должны быть перебиты. А для этого умелец нужен. Думаете, там таких нет? Есть. Но они работают тихо, как правило в купе с наркодилерами, которые и берут мобильники и т.п. в счет уплаты за дозы. Вот этих ухарей и секут аналитические бригады швейцарской полиции. Иногда вплоть до квартиры вычисляют. Тут уже за "нехорошей" квартирой начинают следить. Как только местный полицай видит, что выходит кто-то из давних "пациентов", его ведут от квартиры пару кварталов, а потом берут. Все, что от него нужно - показание, что дозу он только что купил в "нехорошей" квартире. Его отпускают. Даже заявления его не нужно, даже протокола. Он же давал устные показания под магнитофон. Все - обыск и взятие ухаря. Ну, это я идеально легкий случай описал. Чаще все сложнее, но иногда и так получается.

В общем случае, на вычисление такой методой дилера уходит меньше времени, чем если бы этим занимался наш участковый. Во-первых, не всякому участковому придет в голову связать рост числа мелких краж и грабежей с появлением дилера. Тут камень в огород не только нашим, наши как раз быстрее вычислят, чем их коллега из европ, однако, и у него не один месяц на это уйдет. А во-вторых, дилер может сидеть в другом микрорайоне, а влияние оказывать на несколько бизлежащих. Тут и опера отдела милиции с ног могут сбиться, пока нового дилера найдут. Хотя, если информаторы есть, то вычислить можно быстро. Но ведь их не за дилера спрашивать будут, не за причину, а будут спрашивать за раскрываемость. Потому дилера они оставят к "дате" как "новогодний подарок" начальству, например, а основные усилия посвятят навешиванию схожих эпизодов на выловленных жульманов. Это хоршо, если еще дилера под крышу не возьмут.

Вообще статистика, если она не подвергается, как у нас искажению, кладезь ценнейшей информации и серьезное подспорье в ОРД. В той же Швейцарии большинство очень серьезных краж дорогущих эксклюзивных часовых механизмов, да и часов очень дорогих марок, расследуют в основном по шлейфу маркерных преступлений. Какому? Швейцарские следаки это ноу-хау держат в секрете. Но факт остается фактом, что без уголовной статистики кражи эксклюзивных часов и механизмов расследовались бы куда сложнее.

А вот теперь про то, чем учет и контроль оборачивается у нас. Ну, про то, что плешь всем начальство ест, что полотурочасовые пятиминутки по утрам в каждом отделе милиции устраивают, я уже написал. Плохо то, что в угоду "красивой статистике" отказывают под разными предлогами в регистрации преступлений, что под разными предлогами закрывают уголовные дела (это юридический бред и надругательство над основами правосудия, когда правом закрытия дела обладает следователь РУВД). Плохо другое. Есть несколько гадостных моментов. Первый - вешают сходные эпизоды на одного жульмана. Порой так расстараются, что навешают столько, что он должен обладать сверхъестественными способностями, чтобы их совершить - нельзя украсть два мобильника в одном районе с разницей в 15 минут, особенно, если места преступлений находятся в разных концах района. Ну, разве только, если он склонностью к телепортации обладает. Т.е. другие преступники остаются на свободе и тут страдает один из главнейших педагогических принципов правосудия - неотвратимость наказания. Есть еще момент, когда и вовсе невиновных под дело подводят.

Такие дела...

PS. И еще про статистику. Статистика есть первейшая вещь в выявлении так называемых систематических преступлений, т.е. преступлений организованной преступности. Иногда на такие высоты выходят только благодаря анализу зарегистрированных преступлений, что просто диву даешься. Правда, потом начинается работа следаков, ибо анализ, сколь качественным он не был, только подспорье, так как процессуальной силой не обладает. Но выявив схему и начав ее отслеживать и документировать, можно получить такие потрясающие результаты... И все только благодаря анализу, т.е. даже без сексотов.

 

Дмитрий Матвеев

http://dm-matveev.livejournal.com/679363.html


0.013383865356445