Интернет против Телеэкрана, 31.08.2018
Загадки истории
После окончания второй мировой в СССР своих разработок по части реактивного двигателестроения было крайне недостаточно. Пытались копировать и что-то придумать на базе германского «материала», но продвинулись недалеко. А это означало, что воздушную войну с США в случае назревающих локальных или глобального конфликта вооруженные силы СССР будут проигрывать в чистую. 
Зато в Британии-то школа реактивного двигателестронения была уже очень мощная. В конце 1943-го группа конструкторов "Роллс-Ройса" во главе со Стэнли Хукером приступила к созданию нового турбореактивного двигателя с центробежным компрессором, ставшим впоследствии знаменитым двигателем "Нин" ("Nene"). Англичане сделали его к концу октября 1944 года. Первый пуск его был осуществлен именно тогда. Дальше шел обычный процесс испытаний. Двигатель на заводах фирмы исследовался в высотной термобарокамсре, после этого в конструкцию вносились изменения. Далее разработчики осуществляли его проверку в реальных условиях с учетом всевозможных негативных факторов - негативного комплекса: неблагоприятного сочетания конструктивно-производственных и эксплуатационно-метеорологических факторов. Затем был построен универсальный специализированный самолет, на котором были проверены на работоспособность двигатели НИН-1 и его уменьшенная копия Дервент V.
К 1946 году основные испытания двигателя "НИН- 1" завершились. Его отличали высокая надежность, экономичность и удобство в эксплуатации. Летом 1946 года (через несколько месяцев после того, как Советскому Союзу была объявлена «холодная война») с разрешения правительства Великобритании было заключено соглашение между СССР и фирмой "Роллс-Ройс" о поставке новых двигателей с (как уверяют наши конструкторы, но тут история темная) лицензией на производство. Их еще даже не успели поставить в королевские ВВС Британии, зато уже отдали СССР! В феврале 1947 г. в Советский Союз стали поступать двигатели "Дервент-V" (всего было получено 30 штук) и "Нин-I" (20 штук), а закончилась к концу июня 1947 года. 
В связи с тем, что англичане и дальше дорабатывали двигатель, в ноябре 1947 г. - новейший "Нин-II" (5 штук) также был отправлен в Советский Союз. В СССР было выпущено около 40 тыс двигателей РД-45 и около 20 тыс ВК-1. Оба этих двигателя - были лишь модифицированной копией английских "НИН".
Судьба британского двигателя НИН в СССР была очень даже благополучна. Он использовался на МИГ-15 в годы корейской войны. Затем его доработанный вариант ВК-1 (впоследствие с литерами А и Ф) ставился на МИГ-15бис, МИГ-17 и ТУ-14. То, что ВК-1 лишь модернизация и развитие британского НИНа признается в научной литературе повсеместно. Таким образом, под гул английского сердца МИГ-17 нашел свою гибель не один американский самолет уже во времена Вьетнамской войны.
Кстати, интересна история, как изучали уменьшенную копию двигателя Нин - "Дервент" в СССР. На базе "Дервента" заводу № 500 (ныне Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышева) предложили выпускать первый в стране реактивный двигатель РД-500 для самолетов Ла-15 и Як-23.
Вспоминает участник экспериментальной группы по изучению двигателя:
"Очень сильная была группа: мастер спорта по боксу, борец-тяжеловес, чемпион Москвы, и нас двое пятнадцатилетних подростков-легковесов. Возглавляли группу два инженера (их тогда в цехе негусто было)(Учитывая, что разгромленное высшее образование стали худо бедно выводить из кризиса лишь в середине 30-х годов, качественных инжереров и по всей стране было не густо - Ф.А.Ф.). Инженеры занимались наукой, а мы - устранением дефектов ("факеление", "подгонка сечений соплового аппарата" и т.д.). Никакой госприемки тогда не существовало. Работали на самоконтроле, но творили настоящие чудеса."

А теперь подробнее по поводу советских "чудес":
" В нашем распоряжении находился движок "Дервент", собранный англичанами. Мы его для начала уронили (по неосторожности) с притирочной плиты на железобетонный пол(!!!). Выдержал "стервец", да еще послужил нам на славу.

Как мы, например, устраняли "факеление"? Идем в ОКБ на испытательный стенд, заглядываем в реактивную трубу, чтобы определить, какие из девяти камер сгорания "факелят". Затем разбираем двигатель, демонтируем соответствующую камеру сгорания, ставим ее "на попа" и наносим по завихрителю несколько ударов ломиком. Сечение в завихрителе изменяется, "факеление" исчезает.

С сопловыми лопатками турбины поступали культурнее (как-никак, они на виду(????)): мы их гнули "фомкой" с прорезью на любое сечение. Имелась таблица с размерами, мы ее помнили наизусть, а чутье было такое, что после обработки лопаток "фомкой" наша фирма качество гарантировала.

Чего только не ставили на свои "дервентик", но он не задыхался - тянул, да еще как!

В конце концов мы стали опасаться за своего любимца-англичанина. Не помню, сколько тысчонок часов он наработал, но Владимир Васильевич заявил вдруг: "Хватит! Он у нас все топливо сожрет. Ставьте на разрыв!".
 
Поставили, продолжаем работать, а он разрываться не думает. Выбили несколько лопаток, погнули бустера. Покапризничал немного - и опять пошел жечь топливо. Но все же разлетелся - красиво, достойно! Во-первых, покорежил стенд, а во-вторых, половина компрессора повисла под потолком на лестнице."
 
Вот так вот с ломиком и фомочкой творили технические чудеса советские спортсмены... Не удивительно, что надежнейший и никогда не подводивший английский двигатель "НИН", переживший "модернизацию" его отечественными специалистами уже утерял значительную часть своей надежности. Именно советская опытно-конструкторская доводка РД-45 ФА стала, по мнению авторитетного конструктора Валентина Тимофеевича Козырева, главной причиной гибели первого космонавта Гагарина.
 
Незадолго до истории с реактивными двигателями, летом 1944 года, Черчилль ткнул Сталина носом в информацию, что "немцы проводили испытания летающих ракет с экспериментальной станции в Дебице в Польше". Откликнувшись на призыв Британии Сталин запустил снятия судимостей со многих репрессированных советских ученых, в том числе Королева. Для работы в Польше была направлена группа технических специалистов.
Вот что вспоминает известный деятель советской науки Борис Евсеевич Черток:
"Из нашего института в эту группу были включены Ю.А. Победоносцев, М.К. Тихонравов и несколько их непосредственных технических помощников. Они довольно долго «прокопались» в Польше под усиленной охраной. Уже после того как наша группа проработала в Польше около недели, туда прибыли английские специалисты и в том числе представитель английской разведки, имевший детальную карту местности. На карту были нанесены координаты мест старта и многочисленные точки падения ракет.
Тихонравов, вернувшись, рассказывал, что наши военные разведчики ездили по полигону, пользуясь указаниями англичан, и их карта ни разу не подводила. Английская агентура давала точные данные". 
А далее Черток подытоживает исходя из своего уровня знаний о проблеме:
"Обращения Черчилля к Сталину имели для нашей дальнейшей деятельности во многом поистине решающее значение. Если бы не его письма, наша армия победоносно прошла бы по этим польским болотам и лесам, не вникая в то, чем тут занимались немцы"
Кстати, ракеты найденные Польше Сталин по старой дружбе отдал англичанам. 
("Царь": - Что, что? Кемская волость?
Посол: - Я, я, Кемска волость, Кемска волость!
"Царь": - Да пусть её забирают на здоровье, я-то думал, Господи!
Дьячок: - Как же это так, кормилец?
"Царь": - Царь знает, что делает! Государство не обеднеет. Забирайте!)
 
Дальше - больше. Британская разведка заботливо "вела" Советских спецов на их пути к добыванию секретов немецкого ракетостроения.
В советской зоне оккупации в 1945 году не оказалось ни одной целой ракеты. Наши спецы уныло ковырялись в обломках продуктов немецкой школы, пытаясь понять, что к чему.

Добрые англичане и тут пришли на помощь. 

Они пригласили советскую делегацию на пробные пуски ФАУ-2 в Куксхафене в октябре 1945, с тем, чтобы на месте объяснить товарищам что к чему, провести ликбез в области современного ракетостроения.
Казалось бы, ерунда какая-то! Зачем Британии, якобы, уже практически вставшей на путь холодной войны (до фултонувской речи - осталось несколько месяцев) так помогать потенциальному противнику? А затем, зачем же и передавать в 1946-1947 годах воздушно-реактивные двигатели для создания советской реактивной авиации.
А теперь все же об истинных причинах того, почему англичане пригласили советских на испытания в Куксхафене. Оказывается все просто! Шерше ля фам! Вот как объясняет этот факт современный исследователь:
"В английской армии было тогда немало женщин. Одной из них - капитану III ранга Джоан Бернард пришла в голову чисто женская мысль: сделать один из пусков показательным, пригласить союзников и вообще устроить маленький праздник с большим ракетным фейерверком"
Женщине захотелось маленького праздника... И если женщина просит…
"Англичане встречали самолет с советской делегацией. Первым по трапу спустился генерал Соколов, за ним переводчик. Не было еще произнесено ни одного слова официального приветствия, как раздался радостный крик: "Саша!", и на нашего чекиста бросился с объятиями какой-то англичанин. Это был майор Лаудон из русского отдела Интеллидженс сервис, старый приятель переводчика".
Не правда ли, как мило. Встретились старые друзья.
Чтобы  все прошло чин чинарем британцам даже удалось на время вытребовать у американцев для консультаций немецкий светил фон Брауна и Дорнбергера.
В Куксхафене произошла еще одна интересная история из серии английского юмора.
"Главным русским специалистом все считали Победоносцева, а когда Юрий Александрович спросил у старшего лейтенанта Хохмута, все ли имущество благополучно прибыло в Уайт-Сэндз, у всех американцев отвалились челюсти, поскольку полигон в Нью-Мексико был строго засекречен и раз этот русский знает, что Фау поплыли в Уайт-Сэндз, значит он вообще много чего знает".
Англичане присутствующие при этой сцене, глядя на недоумевающие амерские физиономии буквально ржали, схватившись за животы. Уж, кому как не им было знать об источниках советской информированности.
Британцы  подробно объяснили и показали советским спецам чудо европейской техники в деталях. Затем на их глазах они с использованием немецких стартовиков произвели пуск ракеты. Наши наблюдали его разинув рот. Так началась история советской космонавтики!А дальше все было предсказуемо. Из Германии вывезли в СССР немецких инженеров с семьями. Они работали в Советском Союзе годами. Во многом благодаря их труду сначала была создана точную копию Фау-2 - Р-1, затем модифицированная версия - Р-2, на которой запустили в космос первых космонавтов-собак - еще до Лайки.
Ракета Р-7, выведшая на орбиту первый спутник уже серьезно отличалась от фаушных прототипов. Оно и понятно: все-таки немецкие спецы в СССР не зря свой хлеб ели. Да и англичане, судя по всему не хило помогали, как в случае с реактивной авиацией и "секретами" атомной бомбы.
http://faf2000.livejournal.com/3228.html#cutid1

0.011848926544189