Интернет против Телеэкрана, 31.07.2014
Свой среди чужих? Чужой среди своих?

В конце октября в СМИ опубликован Манифест просвещенного консерватизма, который связывается с именем известного кинорежиссера и актера Н.С.Михалкова. В СМИ уже помещены комментарии документа, в которых, на наш взгляд, излишне сделан акцент на личности Никиты Сергеевича. Мы постараемся рассмотреть этот документ без привязки к личности автора (авторов), а по существу выдвинутых положений.

В основе документа – идеология просвещенного консерватизма, которая, по мнению авторов, характеризуется следующими основными положениями:

 

Если излагаются подобные принципы, то для того, чтобы стать понятным людям, они должны максимально однозначно прояснять, а не запутывать позицию авторов, оперировать максимально ясными терминами и определениями. Кстати, авторы по этому поводу пишут: «Для того чтобы реформы в конечном счете были поняты и приняты народом, на первом этапе они должны быть по крайней мере ясны и понятны ему».

Как говорил Р.Декарт «Объясните значение слов – и Вы избавите мир от половины его заблуждений».

Что имеем в данном случае?

Непонятно, что такое «верная мера везде и во всем, следование справедливому закону и божественному порядку, заповеданному в ПРАВДЕ». Кто определяет, насколько мера верна, что такой справедливый (для кого?) закон, что авторы понимают под ПРАВДОЙ? Если несколько раз в тексте повторить ПРАВО и ПРАВДА, яснее от этого не станет.

Например, давайте расскажем ПРАВДУ об истинных собственниках «Газпрома», «Роснефти» определим, какое ПРАВО они имели для приобретения этой собственности.

Или ПРАВДУ о реальном состоянии дел в области национальной обороны, и кто и когда получил ПРАВО сотворить такое?

Или ПРАВДУ о перечислении огромных сумм в так называемые международные валютные резервы, о том, куда реально идут эти деньги и кто и почему дал ПРАВО Банку России на эти операции, фактически обрушившие развитие всей социально-экономической сферы.

«Признание греховности человеческой природы и неразрывной связи человека с окружающим его материальным миром» – это о чем? О залоговых аукционах и ваучерной приватизации? Или о том, как за деньги налогоплательщиков спасали российских олигархов, нахватавших за рубежом перед кризисом многомиллиардные кредиты? Вот когда российские граждане в полной мере ощутили свою неразрывную связь с окружающим их материальным миром, предварительно признав греховность человеческой природы.

Или ПРАВДУ о дополнительном налоге для Российского союза правообладателей с точки зрения его соответствия божественному порядку.

Что такое «гармоничное согласование внутренней и внешней политики и экономики»? Чем определяется степень гармоничности? Без ответа на этот вопрос это положение бесполезное.

Что такое гибкое сочетание рынка и плана? Гибкое по отношению к чему? Если общество богатое, в нем развиваются рыночные механизмы. Но в периоды потрясений (война, катаклизмы, кризисы), когда ресурсы ограничены, вводится жесткое планирование. Рыночные механизмы в этом случае не просто неэффективны, они смертельно опасны: из-за характерного для рынка разброса доходов часть людей может не получить необходимого количества благ и умереть. Поэтому не нужно жестко отвергать возможность использования плановых механизмов, в том числе – централизованных, на все случаи жизни. Они еще могут пригодиться.

Что такое «симфония духовного и материального производства в жизни нации»? Кто и как будет определять степень или уровень такой симфоничности?

Хотите узнать, как в настоящее время звучит эта симфония? Какая в ней ПРАВДА? Пожалуйста.

Вся российская экономика и социальная система – эта функция по существу одной переменной: цены российской нефти Urals на мировом рынке. Вырученные от продажи нефти и газа деньги исправно возвращаются в мировую финансовую систему, делая невозможной развитие собственных инновационных проектов и экономики в целом. Даже в кризисном 2009 г., когда дефицит российского государственного бюджета составлял $87 млрд., за 2-4 кварталы в валютные резервы было перечислено $60 млрд. Никакими национальными целями этого внятно не объяснить.

Энергоемкость российского ВВП в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 3,5 раза выше уровня развитых стран. Эффективность отопления в России ниже в 1,2 раза, чем в Германии и Франции, и в 3 раза – чем в скандинавских странах. По оценкам экспертов, потери в российской системе теплоснабжения достигают 50% от объема производства тепла – в Финляндии этот показатель находится на уровне 6%. Т.е. в 200 километрах севернее России дела обстоят совсем иначе.

Больше половины гидротурбин, установленных на российских ГЭС, имеет износ более 95%. На ТЭЦ больше половины оборудования имеет износ более 90%. Износ строительных фондов приближается к 100%. Страна вступила в полосу аварий, которая продлится в лучшем случае 5-7 лет.

На финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения в 2010 г. государство выделяет 159 млрд. руб. ($5,4 млрд.) – около 0,37% ВВП, или 0,94% консолидированного бюджета. В 2010 г. объем финансирования РАН и ее региональных отделений составил около 50 млрд. руб. Для оценки масштаба этой величины: в конце 2009 г. Сбербанк потратил на ребрендинг 20 млрд. руб. Российские предприниматели вкладывают деньги в инновации еще неохотнее: частные инвестиции в НИОКР составляют примерно четверть от совокупных. Для сравнения: китайское правительство в 2008 г. потратило на НИОКР $67 млрд. – около 2% ВВП, местный бизнес инвестировал в разработки $142,4 млрд. (68% от совокупных вложений).

Бюджеты отдельных российских НИИ из числа самых лучших составляют 3-5% от бюджета аналогичных учреждений в США. Отдельные проекты типа «Сколково» только рельефнее подчёркивают отсутствие системы и аппарата управления комплексными научно-техническими программами.

В настоящее время 85-90% населения страны живет от зарплаты до зарплаты. Практически во всех регионах РФ большинство семей находятся на грани реального прожиточного минимума. Отсутствие достаточных материальных стимулов к труду приводит к тому, что 50% рабочего времени используется неэффективно. По данным Росстата, уровень безработицы в России в апреле 2010 г. составил 8,2%.

Ключевое понятие, определяющее основной принцип современной российской политической системы – «вертикаль власти». Оно подменило собой другое ключевое понятие общества – «верховенство закона». «Вертикаль власти» принципиально стоит над законом, рассматривает и использует закон лишь как подсобное средство своего функционирования и достижения своих целей. В результате «вертикаль» подминает под себя все другие институты, разрушает механизмы саморегуляции, искажает баланс прав и ответственности как политических субъектов, так и субъектов экономической деятельности, лишая их стимулов к развитию и конкуренции.

Местное самоуправление практически бездействует, т.к. отсутствует его экономическая основа: 64% налоговых сборов поступают в федеральный центр, а регионам остаются лишь 36%. При такой системе донорами являются 13 регионов из 83. Понятно, что ни о какой самостоятельности в этих условиях не может быть и речи.

В конце 2009 г. глава Минрегиона Виктор Басаргин признал провал нацпроекта «Доступное жилье». Несмотря на растущее бюджетное финансирование с 2006 по 2008 г., увеличение годовых объемов строительства практически не сделало жилье более доступным. В России существует огромная проблема восстановления ветхого жилья, на решение которой может потребоваться сотни млрд. (до $1 трлн.) долларов.

Обеспеченность населения отечественными продуктами питания примерно в 2 раза ниже уровня продовольственной безопасности. Проблема настолько серьезна, что в декабре 2009 г. Совет Безопасности вернулся к рассмотрению Доктрины продовольственной безопасности. Люди старшего поколения помнят, что последовало за Продовольственной программой СССР.

Средняя стоимость километра российской дороги превышает среднемировую в десятки раз, этот рынок закрыт и коррупционен.

По данным доклада управления ООН по борьбе с наркотиками и организованной преступностью (UNODC), ежегодное потребление героина в России в последние 10 лет выросло в 10 раз и достигло 75-80 т. Число употреблявших героин в России (1,5 млн.) сравнялось с их количеством во всей Европе или в США и Канаде, вместе взятых.

Процент россиян, употребляющих опиаты, в 5-8 раз превышает соответствующий показатель в странах ЕС (в Германии – в 20 раз). Ущерб, наносимый России наркоманией, составляет около 2 трлн. руб. в год.

Жителям страны неясно, чего больше опасаться – бандитов и сотрудников правоохранительных органов. Воровство, коррупция и теневая экономика стали значимой частью системы и приобрели масштабы, сравнимые с ВВП страны. По данным Росстата, доля теневой экономики в России – около 20% официального ВВП. По зарубежным оценкам (Шнайдер), уровень теневой экономики в 25 развивающихся странах Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР к началу 2008 г. составлял 40% ВВП, в России – 49,4%.

По экспертным данным, в 1996–1999 гг. так называемые «откаты» составляли в среднем 10% суммы контракта, в 1999–2003 гг. – 20%, в 2003–2005 гг. – 35%, в 2005–2008 гг. – 40%, в 2008–2009 гг. – 60%, в 2009–2010 гг. – 70%. Примерно в 2/3 случаев откат уходит чиновнику на офшорный счет, в остальных случаях – передается наличными.

Высокий разброс в уровне жизни граждан России стал одной главных угроз национальной безопасности. В 2008 г. сегмент обеспеченных россиян составлял 1,2 млн. человек (0,8% населения). Им принадлежит 4,2 трлн. руб. ликвидных активов (10% ВВП), 40% частных депозитов банковской системы (2 трлн. руб.), 70% инвестиций в локальные паевые фонды (100 млрд. руб.) и 30% доходов населения (6 трлн. руб.).

Текущий финансово-экономический кризис высветил застарелые дефекты отечественной экономики и финансовой системы. В 2009 г. по темпам экономического роста РФ заняла 207-е место из 214. Из стран G20 – по всем параметрам 20-е место. По уровню коррупции в 2010 г. – 154-е место из 180 стран.

Существует миф, что в последнее десятилетие шла милитаризация страны и возрождение военной мощи до уровня Советского Союза. Анализ показывает: в реальности произошла деградация российских ВС. Негативные процессы уже приняли необратимый характер. В итоге возможности российских ВС, например, на западном стратегическом направлении на порядок ниже группировки США и НАТО. Не стоит этому удивляться: в последние годы годовой бюджет МО равен годовым доходам 10 человек, называемых российскими олигархами. И это на фоне продолжающегося мирового кризиса и возрастания угрозы новой мировой войны.

Ввод в действие новых производственных мощностей в энергетике в двухтысячные годы по сравнению с восьмидесятыми сократился в 3,8 раза, в промышленности – почти в 11 раз, новых автодорог с твердым покрытием – в 86 раз.

По уровню инфляции по итогам минувшего года Россия заняла 3-е место в Европе, пропустив вперед Украину и Белоруссию. Рост потребительских цен в РФ составил в 2009 г. 8,8%, в Белоруссии – 10,1%, а на Украине – 12,3%. За инфляцию отвечает Банк России. Но формально он не подчинен правительству. Похоже, что он не подчинен и президенту. Т.е. ключевое учреждение страны выполняет задачи, поставленные мировой финансовой системой. А задачу по предотвращению инфляции оно выполняет плохо (следует отметить, что в 2009 г. индекс потребительских цен 8,8% был достигнут благодаря распродажам: без них он бы составил 10,5%; для граждан, не участвовавших в распродажах наиболее дорогих товаров, инфляция могла составить все 20%).

22 апреля Минфин разместил 2 транша еврооблигаций на $5,5 млрд. из ожидаемых $7 млрд. Т.е. Россия вернулась на мировой рынок госдолга. При том, что в 2010 г. в российские международные валютные резервы было переведено $60 млрд.

В соответствии с докладом ООН по развитию человеческого потенциала в 170 странах, Россия занимает 65-е место между Албанией и Казахстаном.

Достаточно? Можно продолжить. И вот это все Вы собираетесь законсервировать? Никто не спорит, что должна обеспечиваться преемственность нового со старым. Если хотите, назовите это консерватизмом. Здесь даже не нужно цитировать философов. Но иногда жизненно необходимо отказываться от несостоятельного или даже вредного старого. Любой хирург вам об этом скажет, он проделывает это каждый день. Так что возводить консерватизм в некий непогрешимый фундаментальный принцип не стоит.

Понятно, что в предыдущие десятилетия некоторые люди так хорошо себе «напозволялись» за счет остального общества, что у них появилось желание сохранить достигнутые результаты. Для этого желательно облечь их в форму некоторой идеологии (например, идеологии просвещенного консерватизма) с симфониями и гармониями, в соответствии с которой остальные граждане (в терминологии авторов манифеста – «подданные») приняли бы сложившийся порядок вещей, проявляли по выражению авторов манифеста «свободную лояльность». Желательно даже – на рациональном уровне: для этого консерватизм должен стать просвещенным.

Авторы манифеста претендуют на создание общенациональной социально-политическая программы, цель которой «состоит в утверждении национального идеала – единства ПРАВА и ПРАВДЫ как основы политической мощи, экономического процветания России и роста личного благополучия российских граждан. Ее главные задачи заключаются в реализации идей:

 

Опять симфония и гармония. Наверно, следует напомнить авторам, что существует такой документ, который называется «Конституцией Российской Федерации».

В нем прописаны основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, права и обязанности органов государственной власти, предусмотрен порядок внесения поправок в Конституцию и ее пересмотра. Почему бы авторам не оформить свои предложения по гармонизации российского общества в виде не размытых по смыслу пожеланий и лозунгов, а в виде конкретных предложений по редакции существующей Конституции?

Тогда не нужно будет вводить новое понятие «гарантийное государство»; достаточно уточнить или пересмотреть существующие полномочия и обязанности органов государственной власти.

Симфонии государства и гражданского общества можно добиться, если государство ориентировано не на создание условий для обогащения 1% населения страны и удержания от протестных действий оставшихся 99%, а повышение среднестатического качества жизни российских граждан. По этим понимается не только повышение материального благосостояния, но и защита от внешних и внутренних угроз, повышение средней продолжительности жизни, культурного и образовательного уровня. Тогда можно будет обеспечить «союза личности, нации и государства».

Авторы без аргументации утверждают: «Мы считаем, что губернаторы и мэры городов федерального значения должны выдвигаться на должность и освобождаться от должности президентом страны». Это, что фундаментальный закон природы? Странная логика: граждане могут выбирать президента всей страны, но интеллектуально не способны выбрать губернатора только в своем регионе, которого им, недоумкам, нужно назначать сверху.

Когда авторы начинают рассуждать о государстве и политике, то такое ощущение, что она начисто забывают, что их «главная цель и забота – человек».

Например, утверждается, что «политика – это воля к власти». В цивилизованном обществе политика – это реализация всеми доступными способами жизненно важных интересов людей, населяющих страну. Только так можно обеспечить «симфонию государства и гражданского общества». А если политика – только воля к власти, то такую страну ожидают государственные перевороты и перманентные потрясения.

Авторы манифеста пишут» «Мы – последовательные государственники. Подобно нации и личности, государство базируется не только на материальных (политических и экономических) измерениях, но и несет в себе духовный, нравственный смысл. Государство – это культура в форме служения Отечеству. Государство как государственность и нация – есть духовное единство народов и граждан, сознающих и признающих братскую солидарность, охраняющих и поддерживающих ее любовью и жертвенным служением».

С точки зрения системного анализа, государство – это не культура в форме служения Отечеству, а всего лишь особый аппарат управления обществом для обеспечения его цели развития в условиях заданных ресурсных и других видов ограничений.

Хочется спросить авторов манифеста: когда они раньше ездили в общественном транспорте (вспомните, если сможете), Вы очень любили водителя трамвая, автобуса, такси, машиниста электропоезда в метро, ощущали духовное единство с другими пассажирами, солидарность охраняющих и поддерживающих ее любовью и жертвенным служением? Наверно, Вам было важно, что водитель грамотно выполнял свои функции, вовремя и без аварий довез Вас до нужного места. А любить его было не обязательно. То же самое и с государством – его чиновники и должностные лица должны только грамотно «рулить», т.е. выполнять функции по обеспечению жизненно важных интересов российских граждан. Например, по повышению среднего качества жизни. И в идеале обычные граждане даже не обязаны знать фамилии высших чиновников – президента и премьера.

В заключительной части манифеста его авторы рассматривают вопросы собственности, экономики и финансов. Эта часть у них получилась гораздо лучше. Чувствуются, что здесь люди в теме и знают, о чем говорят.

Отметим только то, что мы поддерживаем.

«Мы за прогрессивное налогообложение. Богатые должны делиться с бедными».

«Мы убеждены, что виртуальные деньги должны, должны быть привязаны к реальному ценностному эквиваленту (будь то золото, алмазы, нефть или газ), расчетная и кредитная функции банковской системы должны быть разделены, а эмиссионная деятельность Центрального банка должна четко и строго регулироваться федеральным законодательством».

«…важнейшими задачами для российского государства и гражданского общества являются «де-демонизация» спекулятивного финансового капитала и поддержка реальной экономики».

С этим мы полностью согласны.

Что получилось в итоге?

Для того чтобы миллионы людей согласовано стали что-то осуществлять (например, выполнять предложения авторов манифеста или осуществлять модернизацию страны), необходимо выполнение двух условий.

Во-первых, люди должны четко понимать, что они должны делать, что должен делать другой человек (например, чиновник), как измеряется (желательно, количественно) результат этой деятельности. Для этого должны быть четкие законы, непротиворечиво связанные с основным законом. Только так может быть включено внутреннее регулирование.

Во-вторых, люди должны иметь стимулы для такой деятельности. Без этого даже самые хорошие законы, концепции и манифесты окажутся нереализованными, и вся работа пойдет насмарку.

В рассматриваемом манифесте слишком много лозунгов, большинство из которых может оказаться не реализуемыми. Тем более, что некоторые положения противоречат друг другу.

Одним словом до «Как нам обустроить Россию?» еще далеко. Формировать идеологию такого сложного общества, как российское – очень непростое занятие.

Честно скажем, нам не совсем понятно, зачем вообще авторы написали этот манифест и почему именно сейчас? Зачем педалировать на консерватизм, о котором говорит только «Единая Россия»?

Закономерен также вопрос: для кого написан этот симфонический манифест? Для обычных граждан, большинство из которых живут от зарплаты до зарплаты? Нет, им глубоко безразличны симфонии и гармонии. Для чиновников? То же нет. Чиновникам нужны конкретные инструкции и параграфы, а не неопределенные термины. Для бизнесменов? Смешно. Для законодателей? Им нужны более четкие целевые установки, хотя бы такие, как в президентских посланиях Федеральному Собранию.

Тогда получается, что манифест написан для «Единой России».

Но, возможно, что авторы и сами еще окончательно не определились, где и с кем им в ближайшем будущем предстоит оказаться.

Видимо, у партии власти с идеологией стало совсем плохо, если они пытаются использовать авторитет известного кинорежиссера для продвижения своих, мягко говоря, неоднозначных концепций. И не надо удивляться, что окружающие относятся к этому чрезвычайно консервативно.

Гриняев С.Н., Фомин А.Н.


http://www.irfor.ru/studies/politics/projects/about_national_idea/articles/748/


0.053404092788696