Автобусы… Помимо “обычных” рейсовых автобусов (которые как видно по фотографии выше тоже весьма и весьма хороши), в Тегеране в 2008 году запущена новая система скоростных автобусов (она же Tehran rapid bus system) по основным улицам. Система действительно классная, быстрая, продуманная и удобная. Чтобы долго не ходить вокруг и около – выглядит она вот так:
Это одна из двух главных улиц Тегерана, тянущаяся через весь город с запада на восток. Пять полос в одну сторону, пять в другую, а в центре выделены и отгорожены две спец.полосы под автобусы. Туда не могут заходить пешеходы, нет постороннего движения. Количество автобусов на кадре не случайно такое – их действительно очень и очень много, они идут по линиям с огромной скоростью и непрерывным потоком. На переднем плане на фотографии автобусная станция. Попасть туда можно только через надземный переход. Фотографии выше как раз сделана с такого перехода. Подняться на такой переход можно с тротуара на эксалаторе (!) и спуск на станцию в центре тоже на эскалаторе (!). Сам спуск немного видно на этом кадре:
Внутри станции выглядят так:
Автобус подъезжает к станции и останавливается своими дверьми строго напротив дверей станции. С каждой стороны могут одновременно разместиться два автобуса, что регулярно и происходит. Автобусы все новые, современные и красивые. Внутри выглядят вот так (обратите внимание на рекламу на ручках):
В автобусах отдельная “секция” для женщин – на кадре как раз она. Правила такие – женщины могут в принципе ехать в обоих секциях, а вот мужчины на женскую сторону заходить не могут. Разделены они просто трубой-перегородкой. Надо заметить, что такое разделение свойственно почти всему транспорту, но именно в Тегеранских скоростных автобусах женщины пользуются им наиболее охотно – несмотря на огромное количество машин, в часы пик “мужская” часть забита просто нереально. У женщин же более менее свободно и они радостно ездят в своей секции.
Этой системой пользоваться очень удобно, движение очень быстрое, ждать автобус не нужно нисколько – приходят в разы чаще чем поезда в московском метро. Надо переместиться по главной улице (а она реально пересекает весь город – представьте, это как если бы подобная единая улица разрезала Москву), быстренько на станцию, секунды ожидания и ты несёшься с огромной скоростью по месту назначения – несколько минут и ты на месте. Очень удобно и приятно в использовании.
Да, и важный момент – эта система автобусов БЕСПЛАТНАЯ.
Ну ещё, конечно, есть обычные автобусы – вот такие:
Плюс куча такси – жёлтые обычные, а зелёные “Women only” с водителями-женщинами:
Ещё есть маршрутки – весьма похожие на наши обычные газельки. Но фотки у меня почему-то нет…
Метро. Оно в Тегеране новое – разговоры о его постройке начались ещё до исламской революции 1979го года и шли с разной интенсивностью вплоть до второй половины 90х, когда метро наконец-то началось строиться. И теперь строиться довольно быстро. Сейчас в тегеранском метро 4 ветки, и две из них выходят довольно далеко за город, превращаясь в пригородные электрички. У метро есть свой сайт с английской версией: www.tehranmetro.com
Знаком метро является не буковка “M”, а вот такой значок:
Что изображено на значке не один (!) тегеранец у кого мы спрашивали ответить не смог. Но коллективными усилиями мы предположили, что это “морда” поезда – чем-то действительно похоже на использующиеся поезда.
Следствием “новизны” метро является его современный вид, новые, красивые поезда и т.д. Спускаться в метро приятно – чисто, современно, технологично. Нами была замечена одна принципиальная проблема – пока малое количество поездов и ждать их приходиться весьма подолгу – от 5 до 15 минут. Тегеранцы, поэтому, регулярно бегают по станциям с целью успеть на стоящий у платформы поезд – в таких условиях это становится реально актуальным, в отличие от Москвы.
Спуск в метро практически на всех станциях начинает очень прикольно – с очень крутой и ооочень глубокой лестницы “в глубины”:
Спуск этот начинается прямо с тротуара – тут ещё нет никаких турникетов. Выглядит это примерно так – представьте обычный “крытый” спуск в подземный переход, где расположен вход в метро в Москве – такие спуски есть, например, на Юго-Западной, Тимирязевской. Так вот – стоит такой крытый переход, ты подходишь к нему, а там – вот такая бездна. Спускаешься, тут уже продают билетики и стоят турникеты.
Окошко где продают билеты:
Вообще, чаще всего билеты в метро продают женщины, но тут вот и мужик затесался. Билетики удобные – это подобные московским карточки на 1, 2, 5 и т.д. поездок. Они для удобства сделаны разноцветными – на 1 поездку синяя, на 2 зелёная и т.д. Плюс вся информация дублирована по-английски (! – вот бы в Москве так). Ну и, конечно, большой плюс перед московским метро – все вывески с названиями станций, принципиальные указатели и прочее также продублированы по-английски). Обычные билеты вставляются также как у нас в “щель”. Есть и магнитные проездные, которые прикладываются к “кругу”. У этих проездных есть одна интересная особенность, которую мы узнали от местных жителей. Если ты покупаешь, например, карту на 100 поездок, то если ты просто отъездишь 100 поездок и придёшь за новой, то… ничего не случиться :) Можно же каждый раз ВЫХОДЯ из метро также прикладывать карточку к другому специальному кругу. Этим самым ты возвращаешь себе примерно четверть стоимости поездки. И если все 100 поездок ты так отъездишь, то следующая карточка будет для тебя на четверть дешевле. Метрополитену же это надо для оценки пассажиропотока на разных маршрутах в разное время для правильного управления поездами. Такая же функция действует и для студенческих проездных, которые, если прикладывать их на выходе, становятся ещё дешевле. Кроме того, в Тегеране действует система о которой давно говорят в Москве – можно “привязать” карточку метро к банковской карте и тогда при входе просто списывается стоимость поездки со счёта, а при прикладывании при выходе часть денег возвращается.
Вот так выглядят турникеты:
Тут, внизу уже начинаются эскалаторы:
А так выглядит “обратная” сторона турникетов с кругом куда надо прикладывать карту для возврата части денег:
А так выглядит “лицевая” сторона турникетов:
Везде висят пиктограммки с инфой как надо себя вести:
Спуск к платформе. Внизу налево выход к поездам в одну сторону, а направо – в другую. Общих платформ как в Москве тут не бывает. На стене панно с копией барельефа из Персеполиса:
Если на платформу надо дополнительно спускаться, то тут тоже есть эскалаторы – такой прикол с бесконечной лестницей используется только на самом входе:
В холлах стоят аппараты для приёма платежей (MTN – крупнейшей на Ближнем Востоке и в Иране сотовый оператор):
Есть панно с традиционным персидским эпосом – с картинками из народных сказаний:
Увидели? Разглядели русских богатырей? Вот то-то же. Мы тоже офигели. А между прочим подобные картины ничем не отличающиеся от древнерусских картинок мы видели на каждом шагу – в старых книгах в музеях, на старых шкатулках, на росписях в традиционных ресторанов… Везде богатыри в древнерусских шлемах и с такими же щитами, картинки типичные… Об этом я ещё подробнее напишу. Но у нас нет разгадки для этой загадки – если кто-то что-то знает на тему такой мистической близости наших культур в древности, то будем рады просветиться.
На станциях висят удивительные документы – РАСПИСАНИЕ (!) движения поездов:
На платформе:
Часики не электронные:
Редкий для столицы мужчина в традиционных одеждах:
В ожидании поезда:
Наши в тегеранском метро :)
А вот станция поздно вечером (после 12 ночи) – людей мало:
Кусок поезда:
Ещё одна станция и прибывающий поезд:
В каждом поезде первый вагон “women only” (и ведь что характерно – тоже дублировано по-английски!):
Ситуация такая же как с автобусами – женщины могут ехать где угодно, а мужчинам заходить в вагон “для женщин” нельзя. В первый раз мы этого не знали и поехали отдельно. Я зашёл в вагон и тут наткнулся на стоящую у самой двери девушку-студентку в игривом джинсовом костюмчике, в ярком платке и накрашенную так, что было непонятно как у неё хватает сил поднимать тяжёлые ресницы. Она изящно стояла в углу, смотря прямо перед собой и держа книги с тетрадями. Мужики вокруг стояли и вздыхали. Вообще, смысл с разделением на отдельные вагоны тут просто – для женской безопасности.