Интернет против Телеэкрана, 30.07.2014
Россияне затягивают пояса

Розничные цены на социально значимые продукты увеличились в восьми крупнейших городах России в мае 2011-го по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 30 процентов. А самые популярные продукты питания – картофель, овощи и подсолнечное масло – подорожали за год на 55 процентов. Таковы результаты годового мониторинга, который провела рабочая группа Общественной палаты по агропромышленному комплексу и продовольственным рынкам.

Рабочая группа в течение года замеряла цены на набор основных продуктов – хлеб, сахар, яйца, молоко, творог, масло сливочное, говядину, свинину, курицу, минтай, масло подсолнечное, картофель, капусту, морковь, свеклу, лук репчатый. Мониторинг проводился по восьми городам: Москве, Санкт-Петербургу, Хабаровску, Екатеринбургу, Ростову-на-Дону, Новосибирску, Нижнему Новгороду, Ставрополю. Сравнительный анализ цен в сетевых розничных магазинах говорит о том, что за прошедший год наши цены достигли уровня цен в европейских странах, а по ряду позиций обогнали их.

Наши сограждане в среднем тратят на еду около трети семейного бюджета, а в бедных семьях этот показатель доходит и до 50 процентов. Специалисты Общественной палаты обращают внимание: «Набор продуктов питания в России стоит на 13 процентов больше, чем в среднем в США, Китае, Португалии и Испании. При этом средняя зарплата в России на 25 процентов ниже, чем в среднем по указанным странам». В частности, при средней зарплате в России в 22 тысячи рублей, «контрольный набор продуктов» обходится в 820 рублей. В США тот же самый набор стоит 668 рублей при среднем доходе в 99 тысяч рублей - в пересчете на российскую валюту. «Опираясь на эти данные, можно говорить о том, что достигнут пик покупательской способности российского населения, – прокомментировал результаты исследования руководитель рабочей группы Общественной палаты Михаил Попов.- В случае дальнейшего увеличения цен россияне будут вынуждены менять структуру потребления в сторону более простых продуктов или меньшего потребления традиционного меню».

Основываясь на данных Евростата, эксперты центра экономического анализа «РИА-Аналитика» подготовили рейтинг 38 европейских государств по доле расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов. Сведения взяты за 2009–2010 годы. Из рейтинга следует, что меньше всего в структуре семейного бюджета тратится на еду в Люксембурге, Великобритании и Ирландии - от 8 до 8,6 процента, Австрии и Германии - 9,6 и 9,8 процента соответственно, в Дании, Нидерландах и Норвегии - от 10 до 10,9, Швеции и Финляндии от 11 до 12 процентов. Россия же заняла в этом рейтинге только 34-е место - 28,8 процента. Хуже всего дела обстоят на Украине, жители которой тратят на продукты питания ровно половину семейного бюджета. Социологи выяснили, что чаще всего – 40 процентов граждан - отказываются от покупки бытовой техники, а также одежды – 35 процентов, и некоторых продуктов питания – 32 процента.

«Очевидно, что в странах с богатым населением и высоким уровнем жизни доля расходов на продукты питания низка, - резюмируют авторы составленного рейтинга. - Чтобы обеспечить достойный набор калорий, жителям таких государств достаточно тратить десятую часть своего бюджета. Остальную часть - за вычетом так называемых обязательных платежей - они расходуют на одежду, досуг, предметы роскоши и просвещение. Совсем иная ситуация в странах, где доходы низки, а цены совсем не соответствуют зарплатам. Населению таких государств приходится думать, прежде всего, о том, как себя прокормить».

Главное, считает директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, состоит в том, что Россия значительно отстает от развитых стран по структуре потребления бедных семей. Доходы 10 процентов самых бедных и 10 процентов самых богатых в России различаются в 16 раз, а типичный показатель расслоения в европейских странах – всего 9 раз. В итоге 10 процентов населения, признанного самым бедным, тратит в России на продукты питания в городской местности половину семейного бюджета, а в сельской – 55 процентов. В то время как в США у бедных семей эти траты достигают 30, а в Великобритании – 25 процентов.


http://www.stoletie.ru/na_pervuiu_polosu/rossijane_zatagivajut_pojasa_2011-06-27.htm


0.10865616798401