С этой точки зрения и ограничение в строительстве религиозных сооружений, и запреты на различные виды одежды, и запреты на религиозные символы — это акты ассимиляционной политики. Цель этой политики — не защита свобод и борьба с теми или иными видами религиозной или этнической несвободы. Смысл этой политики — в ассимиляции и превращении приезжающих трудовых мигрантов и беженцев в добропорядочных местных бюргеров с фиксированными национальными признаками, свойственными принимающему обществу.
Причем полумеры, такие, как аккультурация, совершенно очевидно не устраивает европейских лидеров. Это выражается и в т.н. «системном насилии», выраженном в неучреждении телевещания на языке иммигрантов, создания барьеров к учреждению таких СМИ и вполне конкретные шаги к политической иммобилизации приезжих. Разговоры о крахе мультикультурализма (а по сути всего лишь аккультурации) заговорили как раз после того, как турки начали требовать защиту своих религиозных прав и отмены «Интеграционной и адаптационной стратегии Германии в отношении мигрантов», а вековой секулярной массовой культуре Европы было нечего противопоставить этой «угрозе», которая рассматривается как клерикальная и лингвистическая. То есть, собственно, это угроза мультикультурализма для Германии.
«Кризис мультикультурализма» стал публичной проблемой по мере роста евроскептицизма и усиления национальных эгоизмов. Несмотря на то, что у Евросоюза были перспективы эволюционировать и в сторону еврофедерации и даже в сторону евроимперии, по мере кризиса проекта начали усиливаться и силы, требующие ассимиляции. В некоторых странах они провели в парламенты партии, стоящие чуть ли не на расистских позициях, а в некоторых странах Восточной Европы появились партии, имеющие «боевое крыло», участвующее в погромах на национальной почве, как «Венгерская гвардия», запрещённая в июле 2009 г и принадлежащая партии Йоббик.
Вместе с тем мультикультурализм, если бы он действительно был в Европе, давал бы широкие возможности для участия иммигрантов и беженцев в жизни государства. Эти возможности настолько широки, что европейские государства-нации не могут в полной мере обеспечить эти возможности.
Например, в конечном счете мультикультурность подразумевает не только приверженность и спокойное отношение к тем или иным культурным артефактам — картинам, музыке, предметам быта — но и реализацию собственной политической культуры. То есть создание таких форм политики и местного самоуправления, которые бы отвечали традициям иммигрантов. Это уже противоречит национальному формату, и возможно только в рамках гипотетической европейской империи.
Мультикультурализм также не просто позволяет заявлять о своей религиозной принадлежности, но и выбирать форму судопроизводства согласно своим религиозным убеждениям. То есть в европейском случае, грубо говоря, выбирать между национальным законодательством и шариатом. Такие модели реализованы в ряде восточных стран, например в Марокко, где действует реальный мультикультурализм. А возможность судиться только по европейскому праву является скорее признаком этнократии, чем мультикультурализма. И уж точно работает на ассимиляцию.
Сама сфера религиозного, с точки зрения мультикультурализма, может не быть частью политического процесса, а может и быть ею. В мультикультурных государствах есть религиозные партии, которые имеют возможность избираться в парламент. В «мультикультурной» Европе предпринимались меры по купированию партий с ярко выраженным религиозным уклоном, за исключением христианских демократов, которые, правда, аппелируют к христианству на ценностном уровне, а не на доктринальном.
После скандалов с карикатурами на пророка Мухаммеда и юридических боев местного масштаба, длившихся до июня 2011 года, лидеры некой партии, получившей название «Новый альянс», вручили Министерству внутренних дел Дании список с подписями 21,5 тыс. датчан, необходимый для регистрации этой политической организации. Отныне она имеет право участвовать в парламентских выборах. Также существуют партии исламского толка во Франции и Бельгии. Эти политические партии пока не очень многочисленны и не представлены в парламентах, а кроме прочего испытывают юридическое давление и должны изображать из себя секулярные гражданские объединения. Это отражено и в названии: бельгийская партия называется «Партией гражданства и процветания», а французская — «Партия мусульман Франции» (что уже отражает союз мусульман как личностей с продекларированным конфессиональностью, а не исламскую политическую идеологию, иначе бы в название было включено слово «исламская»).
Таким образом, о мультикультурализме в Европе можно было даже раньше говорить с огромной долей условности. У этой концепции были все шансы стать одной из политических рамок евроинтеграционного процесса, однако злоупотребление демократией и превратные трактовки прав человека не позволили новым гражданам ряда крупнейших европейских стран по-настоящему воспользоваться плодами «свободного мира». Европейский условный мультикультурализм пришел к логичному условному краху в условно терпимом европейском обществе.
Виталий Трофимов-Трофимов
http://win.ru/ideas/8353.phtml
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |