Вот карта на момент взятия Константинополя крестоносцами. Как видим, в регионе (довольно небольшом) присутствуют две силы: латиняне (считается, что это французы, немцы, испанцы и жители итальянских полисов – у всех официальный язык латинский) и греки Никейской и Трапезундской империй, а также Эпирского деспотата. Причём расстояние между главным городом латинян Константинополем и главным городом греков Никеей всего 100 км.
Никейская империя в 1261 году завоевала Константинополь и поглотила латинскую империю. Но «латиняне» с Балкан не ушли:
Афины принадлежали латинянам в 1204-1458
Эвбея (Негропонте) – 1204-1470 (с перерывами)
Южный Крым 1206-1484
Родос 1309-1522
Кипр 1191-1571 год.
Крит 1204-1669, а базы до 1715
Пелопоннес 1204-1460, 1684-1715
Тинос 1204-1715
Ионические острова с 1186 и до независимости Новой Греции
Это далеко не полный список.
Но главное, в самом Константинополе все время существовала большая колония латинян (это если не считать прямого управления 1204-1261).
Поэтому греки всегда были частью западного мира и имели своё представительство в рядах европейской аристократии.
Вот характернейший пример из эпохи достоверного знания - венецианский чиновник греческого происхождения Иоанн Каподистрия.
Каподистрия родился в 1776 году на Корфу, окончил Падуанский университет. В 1797 году Наполеон аннексировал Венецию. Тогда русский флот освободил венецианские территории в южной Адриатике и учредил республику Ионических островов. Республика была под русско-турецким протекторатом и рассматривалась в качестве базы для последующего восстановления Венеции. У неё был венецианский флаг, а население греческое. Это и есть заключительная фаза существования независимой Венеции. От венецианской стороны смотрящим на островах был Каподистрия.
В 1807 году Александр I уступил острова французам в рамках общего соглашения с Наполеоном. Однако вскоре там высадились англичане, и в 1815 году по решению великих держав республика Ионических островов была воссоздана под английской протекцией. Это греко-итальянское государство просуществовало до 1864 года, и было передано англичанами Греции (редчайший пример, когда Англия кому-то что-то относительно добровольно отдала).
При этом сам Каподистрия в 1807 году перешёл на русскую службу и вместе с Нессельроде возглавил министерство иностранных дел (1816-1822). Фактически российскую дипломатию возглавлял сам Александр, а Каподистрия и Нессельроде были его заместителями. Одновременно, в рамках тогдашней англо-российской кооперации Каподистрия стал основателем греческого масонства, носящего террористический характер.
В 1827 году ещё до достижения Грецией независимости Каподистрия был избран греческим президентом. В 1831 году англичане, опасавшиеся русского влияния в Греции, его убили.
Судьба Каподистрии хорошо иллюстрирует контекст, в котором происходило формирование нового греческого государства. Это был паневропейский проект, и не случайно Греция стала членом ЕС раньше Испании, Швеции и Австрии, не говоря уже о других балканских государствах.
А вот другой пример:
В центре будущий адмирал Канарис. До начала второй мировой войны он утверждал, что является потомком греческого адмирала Константина Канариса, потом что итальянца Канариси, переселившегося в Германию в 17 веке. В принципе возможно и то и другое одновременно, так как в Италии всегда жило много греков.
Поскольку Аристотель рекомендовал перемежать длинные лекции шуточными рассказами, расскажу немного о Канарисе-старшем. Это греческий пират, живший на острове Псара. Псариотов было 6000, все были моряками. В 1821 году турки устроили знаменитую Хиосскую резню. Хиос был автономным образованием, вроде Гонконга. Богатые жители всячески открещивались от начавшегося греческого восстания, но накрученные континентальными евреями османы высадились на остров и в несколько приёмов уничтожили всё 150000-ое население. После этого на острове поселились турки и евреи, а численность обитателей Хиоса не восстановлена до сих пор. Убили, конечно, не всех – несколько десятков тысяч успело убежать, еще несколько десятков тысяч продали в рабство. Кто-то принял мусульманство (перед тем как перерезать глотку, молодым предлагали). Псара находилась рядом, из-за неё Хиос и попал под раздачу. 32-летний Канарис-старший в отместку взорвал брандерой флагман турецкого флота – погиб главнокомандующий и 2000 матросов. Через несколько месяцев таким же способом он взорвал второй адмиральский корабль (позже малограмотный Канарис стал адмиралом и премьер-министром независимой Греции). Тогда султан приказал принести карту Эгейского моря и соскрёб Псару ногтём. Кроме всего прочего там выжгли все деревья и кустарники, и после этого в национальной мифологии новогреков появилось понятие «холокост» (ὁλοκαύστος). Холокосту европейские торговцы радовались неподетски и частично были его инициаторами – пираты, бывшие, разумеется, в доле с османами, достали всех.
Но англичане использовали хиосскую резню и псарский холокост для массированной пиар-кампании общеевропейского филоэллинства. Греческие события 20-х годов 19 века стали первым «национально-освободительным движением». Дальше «НОДы» штамповались английской разведкой на конвейере с заранее готовым набором аксессуаров. Почему-то НОДы обязательно должны были быть связаны с коммунистическими картинками про инопланетянок в лифчиках (подростковые «коммиксы») и обязательно содержали пункт «собрать все вещи в кучу и отдать Англии».
В 20 веке антисемитский «холокост» был англичанами же превращён в холокост еврейский, а Канарис-младший возглавил фашистскую разведку. По результатам плодотворной работы в апреле 1945 был повешен сослуживцами. Как английский шпион.
Про колоритный греко-турецкий конфликт в современной Европе предпочитают не вспоминать. Про резню армян начала прошлого века ещё туда-сюда, а про Хиос молчат как рыба об лёд. Люди даже не понимают, что греческие острова были экстерриториальными «гонконгами». А когда рассказывают про происхождение слова «холокост», то долго звонят про Библию.
Однако хватит птичьего кинизма. Вернёмся к нашей Византии.
Я так много говорю про греко-латинские отношения потому, что, что историки Ренессанса любят рассказывать про удивительную греческую культуру, привнесенную на Запад после гибели Византии. Мол, после Катастрофы образованные греки с древними рукописями под мышкой появились в Европе и стали объяснять древнюю науку. Все были поражены.
Но к этому времени западные европейцы жили бок о бок с греками столетиями, существовала масса смешенных греколатинских семей и т.д. и т.п.
Теперь о собственно падении Византии.
Во-первых, турки-османы не были пришельцами.В исторической перспективе это несомненно тюркская орда, идентичная тюркскому населению северного Ирана. Но такая орда неизбежно очень маленькая величина с точки зрения демографической. Скопление кочевых племён может дать 50 000 первоклассных всадников. Это огромная сила. Но с точки зрения демографии, что эти 50 000 могут сделать против хотя бы пятимиллионного народа? Это ОДИН ПРОЦЕНТ. При достижении военного и политического господства этот процент может разрастись до 5%, пускай 10%. Через сто лет. Но эти 10% уже не будут кочевниками, и они будут ЭТНИЧЕСКИ другими людьми. Всё, «конец ига». Это, повторяю, при самом благоприятном раскладе для кочевого нашествия.
Что произошло с тюрками в находящемся рядом Иране (который включал в себя и современный Ирак)? Они заняли социальные верхи, но интегрировались в общую структуру населения. Это те же иранцы, точно так же как кочевые маньчжуры стали китайцами.
Очевидно, в случае вторжения в Византию должна была произойти такая же метаморфоза. Считается что ЦЕНТР турок-османов это район, непосредственно прилегающий к Константинополю. То есть это ассимилированная византийцами кочевая орда, уже перешедшая к полуоседлому быту и выполняющая функции защиты от враждебных Византии племён, а также неизбежно принимающая участие во внутренних политических разборках. В качестве дикарей, которые таскают каштаны из огня.
Первой столицей турок-османов была Брусса (1326-1365). Это греческий город в Малой Азии, в тех же сакраментальных 100 км. от Константинополя. Примечательно, что османы сначала жили вокруг Бруссы и лишь через 10 лет захватили сам город. Этот район - ядро политической организации османов. (Интересно, что османы выделились в отдельное государство якобы после развала в 1307 году султаната Рум, занимавшего 2/3 Анатолии.)
В 1345 году османы используются будущим императором Иоанном VI против действующего императора Иоанна V, причём их глава Орхан женится на дочке Иоанна VI Феодоре. ПОНИМАЕТЕ? Какие же это «пришельцы»? Это СВОИ. Точнее, «свои татары».
В это же время османы проникают в Европу (в сущности, не имея серьёзной опоры в Азии – им не принадлежит даже Анкара), причём в качестве ВИЗАНТИЙСКИХ НАЁМНИКОВ. С их помощью ведется война с варварскими славянскими государствами (Сербией и Болгарией).
В 1365 году османы переносят столицу в Адрианополь, то есть в ЕВРОПУ. И это опять очень близко от Константинополя – 200 км.
В 1373 году наследник и соправитель Иоанна V Андроник IV объединяется с наследником турецкого султана Мурада, ЧТОБЫ ОДНОВРЕМЕННО СМЕСТИТЬ ЗАКОННЫХ МОНАРХОВ В ВИЗАНТИИ И ТУРЦИИ.
Они берут Константинополь, но Мурад спасает Иоанна V, вводит турок в Константинополь (караул!) и ослепляет своего сына, требуя чтобы Иоанн V также поступил со своим гадёнышем. Но добрый Иоанн соглашается вынуть сынишке только один глаз.
Не кажется ли вам, что подобного рода истории, есть истории политики внутренней, но отнюдь не внешней?
Теперь посмотрите на общую карту роста Османской империи и найдите границы 1400-1450 года (они примерно одинаковы). Ареал, контролируемый османами, имеет своим центром Константинополь. Сам город еще не контролируется османами, как не контролировалась Брусса перед 1325 годом. При этом столица османов находится В ЕВРОПЕ. 60% османской территории – В ЕВРОПЕ. И будущий поход на Константинополь будет идти ИЗ ЕВРОПЫ.
Много говорится по поводу разгрома султаном Баязидом (1389-1402) варварской Сербии, но мать Баязида гречанка, а в жёны он берёт дочь погибшего князя. В это время сербское войско сражается в составе османских войск против латинских интервентов - крестоносцев.
В 1391 году в Константинополе вводится должность судьи для местного мусульманского населения, (в городе есть специальный мусульманский квартал с мечетью), также в городе размещается турецкий гарнизон. Византийский император является данником турок.
Но в самом начале 15 века османы спотыкаются. Дело в том, что их… обижают азиаты.
В Анатолию вторгается Тамерлан, татарская конница переходит на его сторону и Баязиду наносится страшное поражение. Самого султана пленяют, возят с собой в клетке, используют как подставку для ног и насилуют жену. Когда надоедает – убивают.
Османская империя распадается на несколько частей и будущему султану Мехмеду I византийцы оказывают существенную помощь в борьбе с конкурентами.
После его прихода к власти возникает новая напасть. Один из высших османских чиновников придумывает новую религию – в ней нет иудея и нет эллина, а есть единый бог для всех. Войско фанатиков разбили, а самого чудака повесили на базаре в европейской части Турции, недалеко от Салоник. Где-то в 1416-1420 году.
Наконец в 1453 году происходит взятие Константинополя вновь консолидировавшимися турками. С этого времени и до 1918/1922 года турецкий султан носит титул «цезарь Рима» (Рума).
Но вплоть до 20 века Второй Рим-Рум так и не стал турецким городом.
В 1885 году в Константинополе жило 385 000 мусульман, 150 000 греков, 155 000 армян, 45 000 болгар, 45 000 евреев и 130 000 иностранных подданных (из которых 50 000 греки и 40 000 евреи, в т.ч. европейские).
При этом мусульмане это не только турки – это в значительной степени выходцы из Болгарии, Албании, Кавказа, Боснии и др. областей (т.н. «мухаджиры»).
За исключением внутренней Анатолии, в других городах ситуация была ещё хуже. Например, в древней османской столице Адрианополе турок насчитывалось от силы 15%.
При этом прирост турецкого населения из-за господствующего положения, агрессивной мусульманизации и этнических чисток всегда шёл большими темпами. То есть первоначально турки были ордой, живущей в юртах МЕЖДУ городами (частично турки-кочевники существовали ещё в 19 веке), затем они стали переходить к оседлому образу жизни в деревнях и размещать в городах гарнизоны. И постепенно-постепенно где-то в веке 18 сформировался тип турецкого горожанина. Как правило, живущего в ЧУЖОМ городе. (И в условиях Оттоманской империи городе КОСМОПОЛИТИЧЕСКОМ.) «Своя» земля для османов даже в начале 19 века это– 2/3 внутренней Анатолии, т.е. примерно половина современной Турции. Турок всегда было МАЛО. В Иране их (т.е. азербайджанцев) было гораздо больше. Поэтому Турция и Иран всегда воевали почти на равных. Воевали-то в основном тюрки.
Вывод из этого простой. Османская империя сохранила гораздо больше черт Римской империи, чем это принято думать. Османы изначально были связаны с Византией и Византией порождены, а после завоевания политического господства их культурное влияние не было определяющим уже из-за незначительной численности. Следовательно, анализ оптического периода турецкой истории может многое дать для понимания истории античной.
Д. Галковский
http://galkovsky.livejournal.com/194572.html#cutid1
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |