Интернет против Телеэкрана, 30.07.2014
После выборов жизни нет

В ближайшую пятницу Госдума утвердит во втором чтении бюджет страны на 2012–2014 годы. Этот документ предусматривает сокращение расходов на образование, здравоохранение, культуру и ЖКХ – примерно в полтора раза по доле суммарных госрасходов. Одновременно также примерно в полтора раза вырастут расходы на безопасность, правоохранительную деятельность и оборону. Такой сенсационный анализ бюджета представили вчера экономисты на круглом столе под символическим названием «Есть ли жизнь после выборов».

Проект федерального бюджета на ближайшие годы и обещания политиков в преддверии выборов рисуют две совершенно разные реальности – заявили вчера участники заседания экономического клуба компании ФБК на тему «Есть ли жизнь после выборов: о чем говорит бюджет 2012–2014 годов». С одной стороны, избирателям обещают повышение уровня и качества жизни по принципу «всем сестрам по серьгам». С другой – новый бюджет можно смело назвать военно-охранительным. Ведь в нем заложен беспрецедентный рост расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Их доля в бюджетных тратах вырастет с 27,4% в 2011 году до 40,1% в 2014-м. При этом после выборов резко снижаются многие социальные расходы. Доля расходов на образование, к примеру, достигнув 4,6% в 2012 году, должна в 2014 году упасть до 3,3%. То же самое происходит с расходами на здравоохранение.


«Если исходить из того, что все самые неприятные времена для мировой экономики прошли, то вариант бюджета РФ на 2012–2014 годы выглядит вполне нормальным, – заявил директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – Но мы глубоко убеждены, что проблемы не только не закончились, а идет погружение в кризис – не такое резкое, как в 2008 году, но более глубокое. И если исходить из этого факта, то бюджет должен носить антикризисную направленность. Так что, во-первых, доля социальных расходов должна расти, а во-вторых, вряд ли должны снижаться расходы на национальную экономику. При этом у нас все наоборот – в частности, резко снижаются расходы на здравоохранение и образование. Так, доля образования в бюджете составляет 5,1% в 2011 году и снижается до 3,4% в 2014-м. Доля здравоохранения – 4,6% и 3,2% соответственно». То есть приоритеты нынешнего бюджета полярно расходятся с приоритетами антикризисной политики. «Так что жизнь после выборов может оказаться, мягко говоря, тяжелой», – заключил он.

Те обязательства, которые уже взяли и продолжают брать на себя власти, – неснижаемые. «Нельзя сказать пенсионеру или военному, что мы, дескать, ошиблись и будем вынуждены снизить пенсии или денежное содержание. Это взрывоопасно», – пояснил Николаев. К тому же у России есть другие проекты – проведение Олимпиады, саммитов, чемпионатов и т.п., – которые взвалены на плечи в самый неподходящий момент, когда и отказаться от них нельзя, и реализовывать рискованно. И пусть граждан не смущает формальный рост расходов на социальную политику – по большей части это дотации глубоко дефицитному Пенсионному фонду.

«Парадокс в том, что, когда наступают сложные для страны и ее экономики времена, необходимо вкладываться именно в здравоохранение и образование. А мы при этом имеем такой вариант бюджета, – возмущается замдиректора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Евгений Гонтмахер. – Я не понимаю, на что надеются наши руководители, которые сами признают, что, например, здравоохранение в России недофинансируется сегодня почти в два раза! То, что увеличиваются выплаты военным, наверное, не так уж и плохо. Но то, что идет на вооружение, во-первых, разворовывается, а во-вторых, не приводит к ожидаемому результату. Российский оборонный комплекс – это черная дыра, которая высасывает из бюджета огромное количество денег. У меня такое впечатление, что авторы бюджета испытывают общество на прочность, проверяя, до каких пор оно сможет все это вытерпеть. Какая будет реакция населения – не знаю, но с такими параметрами жить будет вообще невозможно».

По мнению руководителя Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсея Гурвича, антикризисные меры должны быть разовыми и адресными. С тем чтобы потом их можно было бы свернуть. «Мы же в кризис набрали неснижаемые обязательства», – посетовал он.

При этом он напомнил, что в России ухудшается демографическая ситуация и понемногу сокращаются возможности добычи сырья, составляющего основу нашего благосостояния. То есть обязательства растут, а доходы сжимаются. «Но самое плохое – это то, что принятие социальных обязательств стало бессистемным, – отметил аналитик. – В группе по разработке «Концепции-2020» мы предложили увеличить на 2% расходы на инфраструктуру и по 1% – на образование и здравоохранение. И на эти же 4% снизить военные расходы и затраты на правоохранительную деятельность». Между тем власти действуют по-своему.

По мнению экспертов, будущий год Россия пройдет спокойно, учитывая накопленные запасы средств в Резервном и Фонде национального благосостояния. Но затем страну ждут нелегкие времена. Скорость, с которой тают резервы, уже известна – из 4,6 трлн. руб. «подушки безопасности», накопленной к кризису 2008–2009 годов, сегодня осталось лишь около 800 млрд. руб. И если цены на нефть и газ начнут падать, запас прочности будет падать катастрофическими темпами.

Аналитик компании «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин отмечает, что основной тренд, видимый в бюджете, – это рост расходов на силовой блок и относительное снижение – на социальную политику, здравоохранение, образование и культуру. Исходя из этого, можно сделать вывод о приоритетах правительства. «Большой вопрос – и здесь трудно не согласиться с экс-министром финансов Алексеем Кудриным – вызывает стремительный рост расходов на силовой блок, отмечает эксперт. – Проблема в том, что большинство этих статей бюджета засекречено, поэтому их практически невозможно проконтролировать. Даже сами власти признают, что средства расходуются неэффективно, и на этом фоне странно выглядит увеличение ассигнований – не можем проконтролировать даже то, что выделяется сейчас, и даем еще больше денег». Естественно, вызывает вопросы сравнительное недофинансирование здравоохранения, образования и культуры – разве в этих областях у нас нет проблем? А не получится ли так, что рост пенсий и зарплат бюджетников и военнослужащих будет нивелирован ростом цен на услуги здравоохранения и образования, в результате чего граждане никаких улучшений не почувствуют? Помимо прочего надо иметь в виду, что бюджет рассчитан на довольно оптимистичных допущениях относительно цен на нефть и темпов роста мировой экономики. Если реальность будет хуже, то расходную часть придется сокращать. Вполне возможно, что придется урезать как раз часть расходов на силовой блок.

Сокращение расходов на образование, здравоохранение,

культуру и ЖКХ до 2014 года, в % от суммарных расходов

Статьи расходов

2009 г.

2011 г.

2014 г.

Национальная оборона

12,3

13,9

18,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

10,4

11,3

14,2

Национальная экономика

17,1

16,2

11,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

1,6

2,1

0,5

Образование

4,3

5,1

3,4

Культура, кинематография*

1,2

0,8

0,6

Здравоохранение**

3,6

4,6

3,2

Межбюджетные трансферты субъектам РФ и муниципалитетам***

37,2

5,7

3,4

* В 2009–2010 годах раздел назывался «Культура, кинематография, средства массовой информации»;

** В 2009–2010 годах раздел назывался «Здравоохранение, физическая культура и спорт»;

*** В 2009–2010 годах раздел назывался «Межбюджетные трансферты».


Источник: данные Минфина и расчеты компании ФБК

Сергей Куликов

http://www.ng.ru/economics/2011-11-16/1_vybory.html




0.057227849960327