Тем не менее, уже сейчас в РФ насчитывается от 7-8 до 10-12 миллионов подобных гастарбайтеров, а к 2025 году, как предполагают статусные либералы из рабочих групп «Стратегия-2020″, в Россию должны въехать еще до 11-16 миллионов безграмотных трудовых рабов.
Вторым фактором, который делает любую высокотехнологичную индустриализацию в стране невозможной, является общее упрощение экономики России – в ее налоговых, экономических, политических условиях могут функционировать лишь примитивные в технологическом плане производства, сфера услуг, ритейл, отчасти сельское хозяйство, первичная добыча природных ископаемых (хотя средств на разработку многих новых месторождений в Сибири, как например, золота в Магаданской области или Удоканского медного месторождения, нет). Поэтому на рынке труда нет заявок на высокооплачиваемый труд индустриальных рабочих-профессионалов и инженеров.
Наконец, третья причина – это демографический провал и нежелание российской молодежи получать техническое образование (вопрос о деградации российской науки и научно-технического образования мы пропустим), чтобы работать в непрестижной индустриальной сфере или науке. К примеру, если в 2005 году в РФ аттестат об основном среднем образовании получило почти 2 миллиона человек, то в 2009 – чуть более 1,2 миллионов. Общее число обучающихся в общеобразовательных учреждениях за 2000-2010 годы снизилось в 1,8 раза: в 2000 году было 20,5 миллионов детей и подростков, в 2009 году – лишь 13,5 миллионов. А в 70-х годах прошлого века в РСФСР в средних школах обучалось и вовсе более 25 миллионов человек – кстати, это поколение уже находится в пожилом или предпенсионном возрасте.
Несмотря на негативную демографическую динамику, ситуация в высшем образовании внешне выглядит благополучно. С 1990 года количество высших учебных заведений в стране выросло почти в 2 раза (с 509 до 1114, в основном за счет частных университетов), а количество обучаемых там – почти в 3 раза. В 1990 году в РСФСР насчитывалось около 2,8 миллионов студентов, а в 2009 году – 7,4 миллионов (правда, из них около половины учится заочно). Примечательно, что в 2005 году в РФ было 6,8 миллионов студентов (3,4 миллиона очников), а в 2010 году количество очников все же немного снизилось – до 3,2 миллионов. Тем не менее, на «поголовье» студентов демографический провал сказался не так сильно. Объясняется это увеличением доли студентов среди молодежи, конечно.
Прогнозируется, что к 2020 году число выпускников вузов в силу естественных демографических причин снизится в почти 2 раза (численность населения возрастной группы 15-19 лет в 2007 году составляла чуть более 11 миллионов человек, 10-14 лет — уже 7,3 миллиона человек, а 5-9 лет — 6,4 миллиона).
Гораздо хуже ситуация в начальном и среднем профессиональном образовании. Если в 2000 году ПТУ закончили 762 тысячи человек, то в 2010 – 580 тысяч. За этот же период количество учащихся в средних профессиональных учреждениях сократилось с 2,36 до 2,14 миллионов человек. Серьезные сокращения произошли в очной сфере – количество учащихся снизилось за 10 лет с 1,78 до 1,58 миллионов человек. В целом же, общее число студентов вузов почти в 2,5 раза превышает количество людей, получающих среднее и начальное профессиональное образование.
Однако тут важна не только численность обучаемых, но и их будущая специальность. Большая часть студентов ПТУ и техникумов – это далеко не будущие кадры для индустрии. Эти образовательные учреждения сейчас готовят преимущественно бухгалтеров, экономистов, экологов, строительных рабочих, поваров, менеджеров и так далее вплоть до чистых гуманитариев. Аналогичная ситуация и в российских вузах – почти 70-75% выпускников у них составляют экономисты, финансисты, бухгалтеры, управленцы, специалисты по международным отношениям, юристы (около 850 тысяч человек из примерно 1,2 миллионов выпускников). Еще в стране ежегодно выпускается до 130 тысяч преподавателей (10% выпускников), но при этом в стране сохраняется дефицит учителей. Оставшиеся крохи разбирают между собой историки, филологи, политологи, менеджеры по PR, туризму, рекламе и так далее.
Формально, в технических вузах в России обучается около 1 миллиона человек, которые выпускают до 200 тысяч специалистов ежегодно. Однако не стоит забывать, что сейчас практически в каждом техническом университете в стране есть факультеты управления, экономики и юриспруденции. В 2009 году правительство даже хотело закрыть ряд подобных факультетов, однако ничего сделать не удалось. В целом же, ежегодно российская промышленность пополняется лишь 50-60 тысячами инженеров и специалистов, многие из которых на производстве не задерживаются. К примеру, в 2006 году вузы России формально по специальностям, связанным с машиностроением, энергетикой, металлургией и электротехникой закончило около 50 тысяч человек. Еще около 20 тысяч – это специалисты по информатике, 30 тысяч – транспортники. В тот же год число выпускников по специальностям экономики, управления и чисто гуманитарных наук превысило 500 тысяч человек.
Реально же количество технических специалистов еще меньше, поскольку в статистику часто включаются выпускники технических вузов, не получивших техническое профильное образование (из исследования «Есть ли в России кадры для инвестиционного роста«):
Ростовский государственный университет путей сообщения имеет сейчас 10,1 тысячи студентов, при этом на непрофильных факультетах учится более 3 тысяч студентов. Специальность «строительство железных дорог и путевое хозяйство» получают всего около 800 человек, из которых около половины обучается заочно и платно...
Всего в России по специальности «строительство железных дорог и путевое хозяйство» обучаются около 10 тысяч человек, из которых половина учится заочно и еще 40% на платных отделениях. Соответственно, на рынок труда ежегодно поступает с очного отделения около 1 тысячи инженеров-путейцев. И такая ситуация сохраняется в течение последних 5-7 лет.
Непрестижность работы на производстве, низкие зарплаты (молодому инженеру платят от 10 до 15 тысяч рублей часто, что в 2-3 раза ниже зарплаты водителя-гастарбайтера в Москве), отсутствие карьерного роста и возможной свободы, а также, собственно говоря, мизерные запросы и самой промышленности являются звеньями закольцованной цепи деградации, в которой российская индустрия обосновалась давно и надолго. Кроме того, как уже писал Блог Толкователя, нельзя упускать из виду и падение качества образования, прежде всего, технического, а также физико-математического в России. Согласно международному рейтингу, МГУ замыкает третью сотню лучших университетов мира.
В целом же, российская молодежь тверда в своем намерении стать юристами, экономистами, финансистами, пиар-менеджерами и государственными служащими. По данным многочисленных опросов выпускников школ на протяжении последних 10 лет самыми популярными остаются профессии: экономист, менеджер, юрист, программист, маркетолог и пиарщик. В Сибирском федеральном университете, созданном в 2006 году путем слияния Красноярского госуниверситета с университетом цветных металлов и золота, а также еще несколькими, конкурс на экономический факультет – 18 человек на 1 место. На 1 место на химическом факультете претендует около 0,8 человек. Аналогичная ситуация и в Казанском госуниверситете – 23 человека на 1 место на экономический факультет.
С учетом же «дна демографической ямы», который придется на 2010-2020 годы, это будет означать, что российская промышленность не сможет удержаться за счет молодых кадров даже на сегодняшнем уровне. Видимо, для новой индустриализации страны, если она вдруг и начнется, придется напрямую завозить ученых с Запада, инженеров – из Китая, а индустриальных рабочих – из Турции, Белоруссии и ряда других стран.
http://ttolk.ru/?p=8024
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |