Я сразу вспомнил рассказ одной знакомой преподавательницы литературы, которую недавно на экзамене молодая студентка уверяла, что Ильфа и Петрова начали издавать только после перестройки, а в СССР юмор был запрещен.И так мне стало обидно, что действительно выдающиеся советские – именно советские – фантасты, чьи книги издавались по всему СССР миллионными тиражами и совершенно свободно, действительно были любимы, потому что были тогда светлы, добры и необычайно интересны, только и останутся в истории как подпольные диссиденты и защитники Pussi Riot.
И никаким «либерасьонам» не будет дела до того, что книги Стругацких не подвергались цензуре, за исключением обычных редакторских правок, делающих их только лучше, а тот же «Пикник на обочине», который я знаю почти наизусть, вообще не подвергался никакой правке. Да, к концу жизни, а еще раньше – к концу творчества, потому что конец творчества, как это ни обидно, наступил у братьев, на мой взгляд, намного раньше конца жизни. Они, выражаясь языком фантастики, мутировали, превратились в свою полную противоположность, отреклись от своих лучших произведений. В фантастике часто встречается прием, когда человек внешне остается тем же, но внутренне, под влиянием каких-то внешних факторов изменяется, мутирует во что-то совсем античеловеческое.
Дорогой тебе человек становится недругом, врагом. Но разве изменились они одни? И какая разница, в чем был мутагенный фактор? Была ли это обида творческого человека, или повлияли зарубежные гонорары, которые начисляли и получали сами зарубежные издатели, – книги Стругацких активнейшим образом издавались на Западе в 60-е и 70-е годы прошлого века, когда научная фантастика в мире была в моде, поскольку в моде были космические полеты и прочие научные достижения человечества. И тогда, в тот период, на мой взгляд, по показателю интересности и размаху фантазии Стругацкие могли заткнуть за пояс любого зарубежного фантаста – говорю это как человек, прочитавший, наверное, всё более-менее заметное в мировой фантастике.
Может быть, причиной перерождения стал обычный конформизм: изменилась страна, зачем быть с гонимыми, лучше быть с победителями – не одни они думали так. Я ни в коем случае никого не оправдываю, просто для многих творческих людей изменение системы стало творческой катастрофой – не только Стругацкие, но и в свое время любимый народом Булат Окуджава, после того, как отрекся от своего творчества, не создал ничего сколько-нибудь заметного. Да кого ни возьми из перевертышей... И вообще, что бы ни говорил творческий человек, если он по какой-то причине начинает плевать в лучшие свои произведения – это трагедия, в том числе и для него.
В ранние и средние годы своей жизни Стругацкие, безусловно, создали большое количество не просто интересных произведений, читавшихся запоем, они были светлы, добры и являлись абсолютно коммунистическими. «Когда мы начинали, мы были верными сталинскими соколами...», – говорил в одном из интервью Борис Стругацкий. И это было чистой правдой. Стругацкие создали целый ряд произведений о будущем – «Путь на Амальтею», «Стажеры», «Полдень, XXII век», «Далекая Радуга», «Попытка к бегству», «Трудно быть богом», «Малыш» и некоторые другие, в которых описывалось, даже можно сказать, был создан целый мир коммунистического будущего.
И признаюсь, мне бы очень хотелось жить именно в таком будущем. Смысл жизни их героев в непрерывном труде и познании. «Они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же». Лучше, на мой взгляд, не скажешь, это из моего любимого произведения «Понедельник начинается в субботу». Даже само название этой книги говорило о том, что этим людям гораздо интереснее работать, чем отдыхать.Удивительно, но уже тогда, в 1965 году, Стругацкие, ни дня не прожившие при капитализме, в том же «Понедельнике…» точно предсказали, кто противостоит человеку труда и знания: «Есть другие. С пустыми глазами. Достоверно знающие, с какой стороны у бутерброда масло. По-своему очень даже неглупые.
По-своему немалые знатоки человеческой природы. Расчетливые и беспринципные, познавшие всю силу человеческих слабостей, умеющие любое зло обратить себе в добро и в этом неутомимые».В «Попытке к бегству» главный герой из немецкого концлагеря попадает в прекрасное коммунистическое будущее. И возвращается в прошлое, чтобы погибнуть за это будущее. Этот же герой говорит, что смысл коммунизма прежде всего в идее, а не в материальном изобилии: «Коммунизм – это прежде всего идея! И идея не простая. Ее выстрадали кровью! Ее не преподашь за пять лет на наглядных примерах. Вы обрушите изобилие на потомственного раба, на природного эгоиста. И что у вас получится?»И удивительная вещь – пока Стругацкие были преданы этой идее, их произведения получались яркими, светлыми, оптимистичными, фантазия била через край. А вместе с идеей из их книг ушла и жизнь.
Может быть, потому, что левая идея и есть идея жизни в противовес капитализму – пустому движению к смерти? Братьям Стругацким я благодарен вдвойне – в первой части жизни они показали мне идеальное общество, близкое к тому, что я хотел бы видеть и сам, многому научили. В конце жизни своим примером показали мне, что может быть, если слепо следовать за своими кумирами. Коммунизм – это не материальное изобилие. И даже не просто справедливость.
Это, на мой взгляд, прежде всего доброта, любовь, романтизм, если угодно. Наверняка у многих есть любимые литературные цитаты. Я бы привел две: «Я до последнего вздоха буду защитником угнетенных», – говорил дорогой мне капитан Немо в «20 000 лье под водой».
Вторая цитата из «Стажеров» Стругацких: «Кое-чего вы уже достигли, вы не хотите быть слугой. Теперь вам осталось перестать хотеть быть господином!»
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ
http://sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=592394
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |