Рисунок 1
Ежу понятно: возрождение России невозможно без подъема сельского хозяйства, страну к «трубе» свести нельзя. Точно так же невозможна и новая индустриализация, коль нет агропромышленной «подложки». Диаграмма же свидетельствует за годы «суверенно-вертикальной демократии» зависимость РФ от импорта продовольствия с 2006 до 2011 гг. выросла на 89%. То есть, если в 2006-м превышение импорта съестного над его вывозом из РФ составляло 16,1 млрд. долларов, то в 2011 г. – уже 30,5 млрд.
- Эти средства просто утекают из страны, лишая людей на селе работы! – возмущен К.Бабкин.
Экспорт зерна из РФ? Это, по словам экономиста Михаила Делягина, только видимостьь: на самом деле хлеб вывозится из РФ только потому, что в нее завозится импортное мясо. В общем же Росфедерация – чистый импортер продовольствия. Особенно если учесть, что производимое зерно в основном – низкокачественное, фуражное, а пщеницу собственно хлебных сортов приходится покупать за рубежом.
Заглянем в программу развития сельского хозяйства РФ на 2013-2020 гг. Это же курам на смех! Особенно по сравнению с советским 1990 годом. Так, в тот далеко не лучшую для нас пору Федерация произвела 833 тысячи тонн сливочного масла. В 2008 г. – 272 тысячи тонн. А в 2020-м по плану будет выпущено всего 280 тыс. тонн. То есть, проседание по сравнению с положением тридцатилетней давности – минус 66,4%!
Если молока в советской РФ (РСФСР)-90 произвели 55,7 млн. тонн, то в 2008 – 32,4 миллиона, а в 2020-м – 38,2 млн. т. То бишь – минус 31,4%.
В 1990-м РФ/РСФСР произвела (с учетом подсобных личных хозяйств) 14,9 млн. тонн. 2008 год – 9,2 млн. тонн. А в 2020-м мыслится произвести 14,1 млн. тонн. То есть, просадка – минус 5,4%.
Далее – зерно. От 117 млн. тонн сбора в 1990-м – до 108 млн. тонн в 2008 и до 125 млн. по плану в 2020-м. Рост всего в 6,8% за тридцать лет?
То же самое и по картофелю. От 31 млн. тонн в 1990-м – до 28,8 млн. в 2008 и до 34 млн. тонн в 2020-м. Всего 9,7% роста.
По мнению Константина Бабкина, это – не программа. Она изначально не ставит перед собой главной амбициозной цели: производить в РФ больше продовольствия, нежели она его потребляет. Цель сия вообще становится недостижимой после втаскивания РФ в ВТО на «выгодных условиях». Интересно, кстати, их сравнить.
НУ, И КАК КОНКУРИРОВАТЬ С ЗАГРАНИЦЕЙ?
Давайте перестанем повторять сказки о «рынке» и «природной неконкурентоспособности» русского села: западные аграрии давно живут в социализме, получая дотации на гектар обрабатываемой площади. В Евросоюзе это – 486 долларов/га, в Соединенных Штатах – 186 долларов. А в РФ в среднем – 40 долларов. При том, что больше тратить не дадут условия членства в ВТО. Росфедерация взяла на себя «архивыгодное » обязательство – снизить объемы государственной поддержки села с 9 до 4,4 млрд. долларов в год.
Говорите, Медведкову удалось выторговать какие-то особые условия членства в ВТО? Ложь! Разрешенный объем господдержки села в Китая – 147 млрд. долларов в год, в ЕС – 107,7 млрд., в Японии – 64,3 млрд., в США – 23,9 млрд. В Швейцарии, где площадь сельзозугодий в 300 раз меньше российских – 5,8 млрд. долларов. А в огромной по площади РФ – 4,4 млрд. Понятное дело, мы – не Китай, но уровень хотя бы США нам нужен. Далее: уровень поддержки аграрного экспорта в странах-членах ВТО. ЕС – 15,48 млрд. долларов, в США – 929 млн., в Канаде – 659 млн., в Австралии – 115 миллионов, в Бразилии – 96 млн. В РФ – ноль. Если вы завозите тонну зерна из РФ в ЕС, то платите пошлину в 95 евро, по сути – заградительную. При экспорте в КНР такая же пошлина составит 65% от стоимости зерна. Вот такая «свобода торговли». В РФ ничего подобного нет: мы олжны быть «открыты и прозрачны», как последние дураки. Это к вопросу о «единых правилах игры» в ВТО, господа.
В США аграрий может взять кредит под 0,25% годовых, в ЕС – под 0,75%. В РФ селянам кредит дают под 15%. Ну как вам «равные условия конкуренции»?
Интересно спросить граждан Медведкова и других «переговорщиков» по ВТО из Минэкономразвития: вы чем думали, когда соглашались на такие условия? Как можно русскому селянину конкурировать с европейским аграрием, имеющим такую поддержку? Да они просто завалят нас потоком дешевого (за счет госдотаций, дешевых ссуд и запретительных пошлин) продовольствия, и новые тысячи сел исчезнут с карты РФ, новые миллионы рабочих мест окажутся утраченными.
Однако в распределении средств господдержки на гектар в Росфедерации – дикий разнобой. В Татарии на гектар государство дает 4,8 тысячи рублей (рекорд), на Тамбовщине – 800 рублей, в аналогичной черноземной области, Липецкой – 1,5 тысячи рублей. А Волгоградская область имеет 2,6 тыс. «рэ». То есть, разброс – недопустимые 5,9 раз. Картина станет еще более возмутительной, если взять разницу не только между регионами, но и между хозяйствами. Некоторые гиганты-агрохолдинги, по словам К.Бабкина, имеют десятки миллиардов рублей поддержки в год, а другие – ноль целых, ноль десятых. Принимаеемая госпрограмма развития села не решает эту проблему. Нет методики распределения помощи, все отдано на откуп чиновнику. Планировать ведение бизнеса нормально невозможно, стимулы к долгим инвестициям в отрасль уничтожаются.
Не устраняется самая главная проблема: огромного неравенства условий конкуренции между иностранными и русскими аграриями.
При этом власть в РФ делает все, чтобы сбить внутренние цены на продовольствие, нимало не заботясь тем, чтобы не допустить, например, роста дороговизны топлива. А на Западе внутренние цены на еду не сбивают – они и таким образом поддерживают свое село. А рост цен компенсируют продовольственными талонами для малоимущих. То есть, они еще через один канал вливают госсредства в своих аграриев. В РФ нет ничего подобного системе «фуд стампс» (продталонов), коими в США пользуются четверть семей. Таким образом, американцы адресно поддерживают своих малоимущих, а в РФ чиновники возиться с этим не хотят и делают еду дешевой и для богатых, и для бедных. В итоге русский крестьянин получает всего 60% доходов от того, что имеют западные аграрии, он попадает в «ножницы цен» между аграрной и промышленной продукциями.
ТОЛЬКО МЫ И АФРИКА
В то же время, возможности для роста у русских здесь есть – и больше. Ибо, имея всего 2,1% населения Земли, РФ располагает 55% мировых запасов чернозема и 20% глобальных ресурсов пресной воды. Везде все земли заняты, есть только две огромных резервных территории для наращивания агропроизводства – мы (где лишь в РФ заброшено 43 млн. га земель) да Африка. Кстати, там площадь агроугодий с 1992 года выросла на 20%. В иных странах СНГ заброшенные земли – это 16% от того, что было у них в Советском Союзе. Наши соседи при приложении сил и ресурсов могли бы быстро ввести в оборот 13,8 млн. гектаров. Население планеты пока растет, США и ЕС не в силах кардинально нарастить поставки продовольствия. Значит, этот рынок нужно занимать нам. То есть, странам СНГ и Африке.
На селе в РФ работает 6,3 млн. душ – против 2 млн. сельских работников в ЕС и 779 тысяч в США. Таким образом, современные технологии, далеко ушедшие вперед с 1990 года, действительно позволяют нам утроить продукцию сельского хозяйства. У русских – огромные резервы роста производительности труда. Вместо 85-сильных тракторов ДТ, составлявших основу парка в 1990-м, сегодня есть 230-сильные машины. Если сегодня на одного занятого на селе в РФ приходится производство 15 тонн зерна в год, то в ЕС-27 – 137 тонн, в Канаде – 140 тонн. (Это к вопросу о роли государственной поддержки). То есть, при условии разумной агрополитики русские могли бы кратно нарастить производительность труда. Особенно если задействовать последние достижения высоких технологий. Село-то нынче – это именно высокие технологии, а не заскорузлая отсталость!
Все это возможно. В Татарстане и Белоруссии, где есть хорошая господдержка села, урожайность достигла 30 центнеров с гектара – по сравнению шестнадцатью в среднем по РФ. Видите, какие резервы лежат буквально на поверхности? Особенно если с нынешних 40 миллионов обрабатываемых гектаров вернуться на уровень РСФСР 1970 года – к 74 миллионам га…
НАШИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Вот что требует Партия дела сегодня:
Изменения доктрины продовольственной безопасности – «объем производства в России должен превышать объем потребления»
Перехода к от ретроспективного планирования к программно-целевому, постановка амбициозных целей
Активной роль государства в отрасли, реализация мер господдержки по стимулированию экономической активности и созданию равных условий конкуренции.
Наши требования к ключевым моментам разумной аграрной политики.
Рис. 4.
Как развить внутренний рынок?
В рамках существующих механизмов ВТО необходимо вводить ограничения по импорту продукции, не соответствующей требованиям безопасности. Так например в Швейцарии запрещен ввоз ГМО содержащих продуктов. В Японии торговля рисом является государственной монополией, что позволяет при отсутствии формального запрета на импорт фактически ограничить его на нулевом уровне
Гарантия минимальных закупочных цен. В США существует залоговая система кредитования, гарантирующая сельскохозяйственным производителям минимальный уровень цен на зерно и определенный уровень ликвидности. В Канаде также действует программа страхования операционной маржи сельскохозяйственных производителей. Эта программа предусматривает компенсацию производителям части падения их маржи.
Развитие биржевой торговли сельхозпродукцией. Прямой доступ фермера на биржу позволит уменьшить роль посредников и перераспределить маржу в пользу фермера
Перейти на новую систему дотаций малоимущим! В США более 70 млн. граждан в той или иной форме поучают дотации на потребление сельхозпродукции (субсидирование школьного питания, продовольственные талоны небогатым).
Мы требуем развития системы страхования. Доля застрахованных полей в общей площади посевов составила 62% в США (в 2001 году) и 70% в Канаде (в 1999 году), в то время как в России даже в 2008 году эта доля не превышала 25%
Необходим переход на дифференцированное погектарное, поголовное субсидирование (на единицу произведенной продукции), как это было сделано в ЕС и соответствует практике «зеленой» корзины ВТО
Ввести налог на необрабатываемые земли сельхозназначения
Создать условия для вовлечения земельных паев в коммерческий оборот (на момент выделения паев их общая площадь составила 49 процентов площади сельскохозяйственных угодий страны, лишь 5% владельцев паев реализовали свое право на стать владельцем земельного участка
В России ставки по кредитам в 2-3 раза превышают средние ставки по кредитам в развитых странах. В связи с этим необходимо продолжать субсидировать ставки по кредитам, направленным на покупку техники и модернизацию производства
Технологический анализ и прогнозирование развития наиболее перспективных технологий
Организация результативных исследований в этих направлениях
Создание условий для масштабного внедрения новых разработок
В 2010 г. в результате введения эмбарго на экспорт зерна сельхозтоваро-производители потеряли 140 млрд. руб. выручки. Необходимо запретить принятие таких решений
Государственные гарантии экспорта
Экспортные государственные кредиты на приобретение российской продукции
Государственное страхование экспортных сделок
Для стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции в США реализуются мероприятия по продвижению продукции американских производителей на мировом рынке, в том числе:
гуманитарная помощь;
аналитическая поддержка в виде разработки маркетингового плана реализации продукции и предоставления аналитики по рынкам сбыта;
спонсирование и участие в международных и внутренних торговых выставках;
участие государственных деятелей во внутренних и международных торговых переговорах по вопросам продвижения и лицензирования продукции (в том числе в развивающих странах).
- Если некие «фантазии Медведкова» этому мешают, то лучше отказаться от подобных фантазий, - считает Константин Бабкин.
Но это – только самые первоначальные наши требования. На самом деле, понадобится гораздо больше. Но об этом – дальше.
А для особо твердолобых замечу отдельно: мало сегодня кричать «Долой власть!». Нужно предложить еще и кое-что конкретное.
http://m_kalashnikov.livejournal.com/
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |