Нашей стране от мигрантов,
Но в чем же конкретно она —
Смертному знать не дано.
Ну а люди, выбирающие ответ «миграция не нужна», очевидно, видят в ней вред. Потому что то, в чем не видишь ни вреда, ни пользы, обычно отторжения не вызывает при всей бессмысленности — как последняя депутатская инициатива сделать номера на машинах чиновников зелеными. Вред этот многообразен, и лишь часть его является всем очевидной и широко обсуждается (возможно, и не самая важная). Давайте разберемся теперь с вредом.
Начнем с экономики. Экономика, как известно, у нас рыночная, а ее главнейшим свойством является способность к саморегуляции. Как она проявляется на рынке труда? Во-первых, если работодатель предлагает условия ниже общественных ожиданий, у него возникают проблемы с наймом, и он вынужден поднимать условия предложения, пока они не сравняются (равно и у работника: если его запросы выше рынка, он будет опускать их). Очевидно, что при наличии мигрантов из стран, гораздо более бедных, чем Россия, это не работает — они готовы работать за нищенскую по нашим представлениям зарплату. С другой стороны, при достижении зарплат определенного уровня начинается повышение производительности труда — работодателю становится выгоднее вложить средства в оптимизацию организации труда или в механизмы, чем наращивать фонд заработной платы. Производительность труда вообще растет не как результат прогресса — это всего лишь обязательная предпосылка, а только вследствие высоких зарплат. При низких зарплатах не то что автоматизация и роботизация, а даже малая механизация внедряться не будет — таджики дешевле. В плане мотиваций работодателя, основанная на нищих гастарбайтерах экономика еще хуже рабовладельческой, потому что раб стоит только кормежки и содержания, но он был куплен на рынке за приличные деньги, а для гастарбайтера и этого не требуется. Так что наличие мигрантов полностью блокирует все возможности рынка труда и вообще экономики к самонастройке.
Вообще следует четко сказать, что низкий уровень зарплат вовсе не является конкурентным преимуществом страны, хотя так считают даже некоторые наши олигархи, а совсем наоборот. Точнее, является, но только на этапе превращения страны из сверхотсталой в умеренно отсталую. А догнать группу лидеров и войти в число развитых с низкими зарплатами нельзя, исключений здесь нет. А как же Китай, спросят? Так Китай просто очень большой, и потому по абсолютному размеру экономики и вышел на второе место после США, к слову, которые в четыре раза меньше Китая по населению и где зарплаты очень даже высокие. Но это никак не связано с уровнем развития экономики и, как следствие, с развитостью страны в целом — тот определяется душевым ВВП, поэтому Швейцарию или Голландию с относительно небольшими по абсолютному размеру экономиками никто не назовет недоразвитыми. А если, наоборот, завтра Россия и Индия вдруг объединятся и таким образом удвоят абсолютный объем экономики, никто не скажет в здравом уме, что от этого они станут более развитыми. Душевой же ВВП Китая меньше американского в пять раз даже по паритету покупательной способности, а в номинале — в восемь (к слову, он в два раза меньше даже российского). Но путь от сверхотсталости до умеренной (по современному говоря, от развивающихся рынков до БРИК) мы всяко уже прошли, при последних царях и коммунистах, поэтому ныне низкий уровень зарплат, в большой степени поддерживаемый неиссякаемым количеством гастарбайтеров, однозначно является тормозом развития экономики. А вовсе не преимуществом.
Помимо этого выплаченные своим гражданам зарплаты остаются в экономике. Они создают дополнительный покупательский спрос, и это весь ХХ век было важнейшим мотором роста в развитом мире. А в гастарбайтерах плохо не только то, что они довольствуются нищенскими зарплатами, но и тем, что они и их не тратят в России, а, находясь в поистине рабских условиях существования, любую копейку везут домой — для того они и приехали, а не чтобы здесь пить-гулять. Без сомнения, реальная цифра этого оттока существенно превышает официальную, уровень коррупции на границе всем известен, и явно основная часть провозится налом без декларирования. Скажете, что это крохи по сравнению с выводом капитала крупным бизнесом? Но то деньги инвестиционные, которые создали бы завтрашний рост, а это потребительские, которые создают рост сегодняшний. Точнее, уже не создают.
Экономикой, однако, дело не ограничивается. Куда хуже то, что слово «рабы», которое я неоднократно использовал выше, не является в отношении мигрантов совсем уж метафорой, в нем слишком много реальности. Да, их нельзя официально по закону посадить на цепь или продать, но это не более чем форма, да и живут они в основном вне сферы реального действия наших законов. Отношение к ним у значительной части нашего населения именно, как к рабам. И дело не только в том, что любое рабство, включая неформальное, само по себе омерзительно, но и в том, что оно разлагает «свободное» население еще больше, чем рабов. Это хорошо видно на примерах из истории, в том числе нашей. С 70-х годов XVIII века, когда Екатерина приняла закон, превративший крестьян из обычных для Европы того времени крепостных в рабов, которых можно было продавать, как скот, и до отмены крепостного права через 90 лет, помещичье сословие выродилось полностью. Характерно, что одновременно был принят закон «О дворянских вольностях», отменивший обязательную службу для дворян. То есть на протяжении пятисот лет русские бояре и дворяне, обязанные с 15 лет и до смерти платить государству «налог кровью», не были рабовладельцами, а в связи с освобождением от этой почетной обязанности — стали. Чего удивляться революции через несколько десятилетий.
Но сейчас все еще хуже. Потому что в отличие от XIX века нынешнее рабство носит сугубо этнический характер, как в США до Гражданской войны или в Третьем рейхе. А это самое ужасное, что может быть, потому что в результате место законного национального чувства занимает шовинистическое чванство. Гордое «мы не рабы, рабы не мы» получает отвратительное, но естественное продолжение: потому что рабы — это молдаване, азербайджанцы и прочие. И если мы сейчас не прекратим это резко и решительно, это будет аукаться нам очень долго. Вот в США значительная часть черного населения ведет себя достаточно антиобщественно и к тому же вызывающе по отношению к белым, являясь при этом основным получателем общественных фондов. Но белые американцы это терпят, хотя в отличие от европейцев вовсе не поражены бледной немочью слюнявого либерализма. Потому что любой негр может сказать: твои предки ловили в Африке моих предков, как скот, перевозили через океан, как скот, и продавали в Америке, как скот. И возразить на это будет нечего. Грехи отцов ложатся на детей…
Не буду говорить о чуждом влиянии, о гетто, о вкладе в преступность, об этом и так сказано достаточно. Остановлюсь только на одном: больше половины гастарбайтеров — мусульмане. Это в основном азербайджанцы, таджики и узбеки, их несколько миллионов. Вроде это не так и много, в России своих мусульман около 15 млн (цифры больше этой — натяжки, они получаются путем включения всего населения, например, Татарстана и Башкортостана в мусульман, хотя там половина русских). Но на русских территориях, то есть не в этнически исламских республиках, а гастарбайтеры практически только на русских территориях и работают, они создают ничем не оправданное присутствие ислама, которого там отродясь не было. Это относится не столько к Москве, где традиционно живет около миллиона татар и много кавказцев, сколько к меньшим русским городам. А что означает появление ислама там, где его исторически не было, тем более ислама радикального (а какой еще он будет среди деклассированных, униженных, оторванных от дома людей), известно по примеру Европы. Это сегодня террористы в основном кавказцы, а завтра это будут гастарбайтеры-мусульмане. Потому что когда наши либералы с пеной у рта кричат: у терроризма нет национальности! — они конечно правы, национальности нет. А вот вероисповедание есть, и называется оно ислам. Никогда, знаете ли, не слышал про террориста из дзэн-буддистов.
Но дело не только в терроризме и других преступных проявлениях. Пронизывающий наш социум ислам, притом не там, где это естественно, как в республиках Поволжья и Кавказа, а в русских городах, очень мешает нашей реинтеграции. Не с Таджикистаном или Узбекистаном (с ними, впрочем, тоже, заверяю вас, что они испытывают к нам после работы здесь не благодарность, а чистую незамутненную ненависть) — я вообще противник реинтеграции с исламскими постсоветскими государствами — а с истинно русскими землями Украиной и Белоруссией. Я каждый год езжу ловить рыбу на Днепр, и много раз слышал от самых разных украинцев: как с вами объединяться, вы насквозь омусульманились. И от спокойных по натуре белорусов тоже много раз это слышал. Так и с XIV века литвины из Великого княжества Литовского (это не литовцы, те назывались жмудь, а вполне православные белорусы и украинцы) говорили московитам: как нам с вами вместе, вы же не русские, вы татары. Удивительно повторяется история… И реинтеграция русских земель затянулась тогда на 400 лет, не справился с ней ни Иван Великий, ни Иван Грозный, ни Петр Великий. Не хотелось бы повторения этого.
В общем, в отличие от пользы про вред миграции сказать можно очень много. Глаза разбегаются…
Ну а те люди, которые выбирают вариант ответа «не нужна, но неизбежна»? Они ничем не отличаются по взглядам от тех, кто говорит «не нужна», но хорошо знают наши реалии (первые тоже их знают, но предпочитают не думать о грустном). Поэтому если сам вынесенный в заголовок вопрос воспринимать в плане как оно есть, то и я выбрал бы такой вариант. Потому что все, кто читал мои публикации на разные темы или слушал по радио, знает мое сквозное убеждение: нынешняя власть не будет делать ничего значимого ни по одному вопросу, вплоть до своего падения (в этом мы несколько расходимся с моим другом и коллегой Леонтьевым). Но если рассуждать о том, как должно быть (тем более что когда-нибудь и эта власть без сомнения пройдет), то мой вариант ответа — не нужна. Потому что при условии, что власть не нынешняя, я в осуществлении такой политики никаких непреодолимых проблем не вижу.
Трудовая миграция должна быть полностью запрещена. Порядок введения закона должен быть такой, чтобы дать год-полтора работодателям на подготовку. Механизм должен базироваться на введении визового режима, причем в визах, даже туристических, без очень веских оснований (например, родственник первой очереди является российским гражданином) должно быть отказано. Естественно, тогда и россиянину будет почти невозможно въехать в Узбекистан, например, но я большой трагедии в том не вижу. Для высококвалифицированных специалистов нужно будет обосновать их необходимость — этот механизм прекрасно работает в США, его можно тупо перенять. За нелегальное нахождение должна быть не просто депортация, а вначале каторга, лишением свободы должен наказываться и работодатель, и не задержавший их полицейский. Притом нелегальным мигрантам надо предоставлять возможность сделки со следствием: всех сдадут — будут депортированы сразу.
При этом решать этот вопрос, как и любой другой, невозможно не в комплексе. Пока не будет хотя бы радикально снижена коррупция, особенно в правоохранительной системе — все бесполезно и начинать. Пока не будет создана экономическая система, стимулирующая субъектов бизнеса открывать и развивать промышленность, отсутствие гаст арбайтеров ускорит закрытие даже немногих существующих производств. Пока не будет решен сам по себе очень комплексный вопрос возрождения престижа труда и заработка, никто не пойдет работать даже за приличные деньги, а если и пойдет, то так и уйдет. А как иначе может быть в ситуации, когда престижнее проститутки и бандита только профессии чиновника и нефтяника. Пока, к сожалению, все именно так.
Отдельно стоит вопрос о «полной» иммиграции, то есть если человек хочет приехать в Россию насовсем и стать если не русским, так хотя бы россиянином. Такое в принципе надо поощрять, но с определенными оговорками. Если с Украины (кроме Западной) — такие разрешения должны выдаваться автоматически, притом еще и с материальным вспомоществованием типа кредита или земельного участка (не упоминаю Белоруссию, потому что для них и так нет ограничений в России, и это правильно), но к представителям даже иных православных народов (молдаване, грузины) надо подходить более осторожно. Это касается как дифференцированного подхода на персональном уровне, так и достаточно жестких условий выдачи иммиграционной визы с последующим представлением гражданства. Таковые могут включать временные ограничения на место постоянного жительства, род деятельности, и т.п. Надо четко продумать комплекс мер по недопущению образования гетто, и вообще против ситуаций, когда человек, формально приняв российское гражданство, всеми своими обычаями, привычками, кругом общения, политическими взглядами и так далее реально остается представителем своего предыдущего народа. Его право, но нам такие не нужны, и наше право отказать ему в иммиграции. Законодательство такого рода разработать непросто, но это достойная задача для юридической науки. Что касается неправославных народов (мусульман, китайцев), подходить надо еще осторожнее, нормы должны быть еще более жесткие. Жителям исламских стран я вообще давал бы разрешение на иммиграцию лишь в особых случаях, например, если глава семьи был кадровым военным в СССР. Или, возможно, если они изъявляют желание принять православие и таким образом стать русскими (а не просто гражданами). Но в этом случае надо продумать очень серьезные законодательные ограничения против того, чтобы это происходило фиктивно. Все это непросто, но вполне можно решить. Была бы решалка…
http://www.odnako.org/magazine/material/show_22252/
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |