1. Налог на прибыль
Ставка налога на прибыль в Канаде составляет 35,0%. Однако с учетом различных вычетов и льгот по стимулированию НИОКР и модернизации производства эффективная ставка налога на прибыль составила на заводе в Канаде в 2012 году – 16,7%, что на 3,3% ниже, чем в России (ставка налога на прибыль в РФ – 20%).
В Канаде действуют следующие налоговые стимулы для модернизации:
• При приобретении оборудования разрешена его ускоренная амортизация (более высоким темпом, чем в России) – 30% от оставшейся суммы ежегодно.
В России разрешен амортизационный вычет в размере 30% только в первый год, в последующие годы – 7% (при 10-летнем сроке амортизации).
Таким образом, 70% стоимости оборудования в Канаде можно отнести на затраты (снизить налог на прибыль) в течение 3 лет, в России – в течение 6 лет. В этой связи осуществлять инвестиции в станки и оборудование в Канаде более выгодно.
• В Канаде действует программа налоговых вычетов на производственные инвестиции (Manufacturing Investment Tax Credit).
Налоговый вычет, направленный на развитие и модернизацию производства промышленной продукции, в провинции Манитоба составляет 10% от суммы капитальных вложений (инвестиции на приобретение оборудования, строительство и ремонт зданий и пр.). То есть при строительстве нового цеха стоимостью 10 млн. долларов государство автоматически субсидирует заводу 1 млн. долларов за счет снижения на эту сумму налога на прибыль (не налогооблагаемой базы, а именно выплаты по налогу). В России подобные вычеты отсутствуют.
• При проведении R&D*
любая компания в Канаде может в течение первого года амортизировать сразу все 100% понесенных расходов, и дополнительно, на ту же сумму, снизить налогооблагаемую базу, то есть расходы на исследования и разработки учитываются в затратах в двукратном размере.
Например, если стоимость разработки трактора (включая все связанные издержки) составила 20 млн. долларов США, база налога на прибыль может быть сокращена на 40 млн. долларов США, то есть государство косвенно субсидирует производителя на 14 млн. долларов США (40 х 0,35 = 14).
В России в отношении производства машин и оборудования данная мера отсутствует.
С учетом указанных программ построен график зависимости величины налога на прибыль от уровня затрат на НИОКР и модернизацию. Как следует из рисунка 2, при росте затрат канадских компаний на НИОКР, величина налога на прибыль сокращается опережающими темпами. На уровне затрат на НИОКР в размере 50% от прибыли налог на прибыль достигает нуля. В России же низкая ставка стимулирует изъятие прибыли из бизнеса, а не инвестиции.
* - Research and Development (исследования и развитие) - более широкое понятие, чем НИОКР, так как к ним относится заработная плата всех инженеров, конструкторов и рабочих технических центров, зарплата других сотрудников, принимающих участие в разработках, а также затраты на материалы и компоненты, обучение персонала, приобретение производственного, научного и измерительного оборудования, проведение испытаний, износ опытного образца и пр. Предоставления отчетов об исследованиях для подтверждения расходов не требуется.
Рисунок 2. Динамика величины налога на прибыль в зависимости от пропорции затрат на НИОКР из прибыли в России и Канаде (прибыль=100 млн. долларов США)
2. Оборотные налоги
В Канаде оборотный налог разделен на федеральную часть – аналог НДС (ставка 5%) и региональную – налог с продаж (ставка от 0 до 8%). Средний оборотный налог в Канаде составляет 10%. Суммарная ставка налога в Виннипеге, где расположен завод, составляет 12% (7% – местная, 5% – федеральная).
Ставка налога на добавленную стоимость в Российской Федерации – 18%.
3. Прочие налоги
Для завода в Канаде налог на недвижимость в 2012 году составил 1,176 млн. долл. США. Данный налог рассчитывается исходя из фактически понесенных муниципалитетом затрат на содержание прилегающих территорий и инфраструктуры. В Ростове-на-Дону ставка налога на имущество составляет 2,2% от балансовой стоимости. Также необходимо оплачивать земельный налог в размере 95 рублей за м2. Однако российское предприятие должно самостоятельно финансировать благоустройство прилегающих территорий и инфраструктуру.
Также предприятие в Канаде выплачивает налог на бизнес в размере 221 тыс. долларов США в год. В России аналог данного налога отсутствует.
В соответствии с действующим в Российской Федерации налоговым законодательством аналогичное канадскому предприятие должно будет начислить следующие налоги:
- налог на прибыль – 20% от прибыли (если есть);
- налог на имущество – 0,54 млн. долларов США;
- налог на добавленную стоимость – 73,50 млн. долларов США.
Итого – 74,04 млн. долларов США, что на 26,10 млн. долларов США больше, чем в Канаде.
7. Государственная поддержка развития производства
Помимо более выгодных рамочных экономических условий, в Канаде успешно действуют различные государственные программы поддержки развития производства.
В 2012 году предприятие в Канаде получило следующие виды субсидий на развитие производства:
- на обучение персонала в размере 50% стоимости, но не более 2 000 долларов США в год на сотрудника;
- индивидуальные гранты на разработку новых компонентов в размере 100-150 тысяч долларов США на проект (но не более 50% стоимости проекта). В рамках данной программы была осуществлена разработка новой рамы для трактора, разработка новых пластиковых компонентов для трактора (топливный бак), разработка элементов капота из новых материалов;
- на мероприятия по снижению энергопотребления. В провинции Манитоба действует программа Power Smart: инвестиции предприятий на энергосбережение (замена ламп, сетей, установка низкочастотников и прочего специального оборудования) компенсируются государством через местного поставщика электроэнергии (Manitoba Hydro) в размере 50% затрат. Возмещение затрат происходит в течение 1-2 месяцев. Для заполнения форм и заявок не требуется дополнительный персонал.
8. Обеспечение стабильного внутреннего спроса на сельхозтехнику
В связи с низкими процентными ставками по кредитам, сельхозпроизводители Канады редко получают прямые субсидии на приобретение техники. Однако косвенные меры поддержки, влияющие на благосостояние и платежеспособность сельского хозяйства, выделяются в объемах, значительно превышающих российские. По данным ОЭСР в 2011 году объем поддержки сельского хозяйства в Канаде составил 7 млрд. долларов США, то есть 160 долларов США на 1 гектар посевных площадей (в России данный показатель не превышает 40 долларов США).
В рамках ВТО Канада имеет право ежегодно субсидировать экспорт сельхозпродукции на сумму 659 млн. долларов США. Россия в процессе переговоров отказалась от возможности оказывать поддержку экспорта.
Канадское правительство проводит протекционистскую политику в отношении сельхозпродукции. Средний применяемый импортный тариф на продовольствие и сельхозсырье составляет 18,02% (в России – 14,29%), в том числе, например, на молочную продукцию – 246,78% (в России – 17,68%).
Топливо для нужд сельского хозяйства в Канаде не облагается налогами и акцизами – так называемое «розовое топливо», что значительно снижает издержки производителей и позволяет внедрять прогрессивные технологии.
Минимизация рисков сельхозпроизводства (в том числе от наводнений, засух, неурожая) происходит за счет программы страхования маржи фермеров: в случае падения маржи производства, например, на 60%, фермер получает 42% в виде компенсации от правительства. Данный механизм показал свою эффективность во время засухи 2006 года (выплаты составили более 1,3 млрд. долларов США) и во время наводнений текущего года.
Подобные меры обеспечивают конкурентоспособность канадских сельхозпроизводителей на мировом рынке, обеспечивают им стабильно высокие доходы, что положительно сказывается на инвестициях на обновление парка техники и внедрение ресурсосберегающих технологий. Благодаря этому в первом полугодии 2013 года рост продаж тракторов в Канаде составил 8%, комбайнов – 21% (в России – падение на 13% и 26%, соответственно), что противоречит всем утверждениям о глобальном кризисе в экономике, в целом, и сельском хозяйстве, в частности.
9. Развитие экспорта продукции сельхозмашиностроения
В Канаде действует государственное агентство по развитию экспорта EDC. В отличие от российского аналога (ЭКСАР), данное агентство не только страхует экспортные сделки, но и выдает связанные кредиты по льготным ставкам зарубежным покупателям. Например, на рынке Казахстана канадский тракторный завод реализует 100% продукции через программы EDC, ставка связанных кредитов составляет 3,8% годовых. ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» на рынке Казахстана реализовал в 2012 году только 3% продукции через ЭКСАР, а ставка по кредиту для покупателей составила 6%. Программы ЭКСАР стали реальной поддержкой экспорту, но невозможность агентства осуществлять кредитование ограничивает их использование.
Кроме того официальные лица канадского правительства, посольств и различных агентств первым пунктом повестки в международных переговорах ставят экспорт канадской промышленной продукции, что позитивно сказывается на его росте.
10. Атмосфера ведения бизнеса в Канаде
Отсутствие пробок в городах позволяет осуществлять поставки материалов и комплектующих на завод по системе JIT (Just in Time), вследствие чего происходит значительная экономия средств на содержании складов и оплате персонала.
Система аэропортов и обилие авиакомпаний позволяет быстро и дешево перемещаться по североамериканскому континенту, что значительно упрощает ведение бизнеса.
Чиновники любого уровня находятся в постоянном доступе и открыты для диалога, благодаря чему возможно разрабатывать индивидуальные программы поддержки модернизации и НИОКР.
Существует масса механизмов по повышению финансовой дисциплины контрагентов. Например, при заморозке средств в сделках с использованием аккредитивов, в случае срыва контракта, виновная сторона должна компенсировать упущенные процентные платежи по замороженным средствам.
Анализ возможности переноса производства тракторов в Россию
Рисунок 3. Анализ возможности переноса производства тракторов из Канады в Россию по укрупненным статьям, $ млн.
Таблица 2. Расчет коммерческой целесообразности переноса производства тракторов из Канады в Российскую Федерацию
Как следует из проведенного анализа, перенос производства тракторов из Канады в Россию экономически нецелесообразен, так как либо ведет к прямым убыткам, либо к росту цены на продукцию.
Данный вывод подтверждается динамикой оборота предприятий за четыре года:
- в Канаде рост в 1,7 раза (с 219 млн. долларов США в 2008 году до 361 млн. долларов США в 2012 году),
- в России рост на 5% (с 512 млн. долларов США в 2008 году до 539 млн. долларов США в 2012 году).