Интернет против Телеэкрана, 29.07.2014
Предвыборная кампания — 2003
Зыкин Д., d_zykin.livejournal.com
Да простит меня читатель за банальный штамп, но то, что происходит сейчас на российской политической арене, называется не иначе, как затишьем перед бурей. В Москву, наконец-то пришло порядком запоздавшее лето, многие крупные политики, известные журналисты и телеведущие ушли в отпуск, информационно-пропагандистский накал внешне пошел на убыль. Но очень скоро ситуация резко изменится. Всех нас ждет «шоу» под названием Выборы-2003.

Какими будут эти выборы? Что новенького придумают политтехнологи? А главное, какие партии и политические организации добьются успеха? Для того, чтобы попробовать ответить на эти вопросы следует обратиться к анализу политических кампаний имевших место на предыдущих выборах как в Думу так и президентских выборов. Если сравнивать предвыборные кампании 1993, 1995, 1996 и 1999 года, то можно заметить, что подходы Кремля к ведению пропаганды стали намного изощреннее. В, самом деле, и в1993 и в 1995 и особенно в 1996 годах власть широко использовала психологический прессинг избирателя. По телевидению буквально круглосуточно повторяли одни и те же лозунги-заклинания, потоком шла чернуха в адрес оппозиции, народ пугали репрессиями,

«красным реваншем» и «военным коммунизмом». Подобный прием может давать (и дал!) потрясающий результат, но его действие аналогично допингу, который быстро истощает организм и в конечном итоге оказывается малоэффективным. Люди, в конце концов, привыкают к любой чернухе, перестают реагировать на компромат, а от бесконечных рассказов про репрессии многих уже тошнит. К 1999 году «демократическая» пропаганда стала превращаться в надоедливую старую шарманку, годами транслирующую одно и тоже. И вот тут то Кремлевские политтехнологи применили новинку. Наше издание публиковала статью известного российского пиарщика О. Матвейчев, в которой говорилось, что самая лучшая реклама — это громогласный и демонстративный отказ от рекламы. Речь шла о бизнесе, но, как известно, нет никакой разницы между тем, чтобы заставить людей купить ненужный им товар и заставить их проголосовать за столь же ненужное им «Единство». И тут и там применяются одинаковые подходы, да политический брэнд — это ведь тоже товар, не отличающийся от брэнда, например, Кока-Колы. Конечно, на такой шаг может решиться только очень крупная корпорация, товары или услуги которой уже широко известны.

Но Кремль как раз полностью отвечает данному критерию. Атака Кремля на КПРФ в 1999 году была построена на демонстративном отказе (мнимом, конечно) от антикоммунизма. Вот, мол, смотрите, Доренко «мочит» Лужкова, а коммунистов не трогает. Коммунисты это и не оппозиция, она нам не страшна. Вот Лужков-это да, это видный противник власти, а Зюганов, это так, дело прошлого, он неинтересен. А КПРФ даже и в Думу то не попадет, а если и попадет то, едва перешагнув барьер в 5%.

Сейчас в это уже трудно поверить, но очень многие избиратели, действительно, попались на эту удочку. Они твердо уверовали, что раз Кремль не мочит коммунистов как раньше, так это значит что, всё… их время прошло, и они сошли с политической арены. На самом деле, внимательный избиратель должен был бы обратить внимание на слишком уж назойливый характер заявлений противников КПРФ о том, что они «уже больше с коммунистами не воюют, поскольку коммунистов уже больше не существует». Ну, если действительно КПРФ растворилась и умерла от старости, то, что ж вы так сильно об этом беспокоитесь? Что ж вы, постоянно напоминаете всем подряд о том, что КПРФ вам неинтересна? Если что-то человеку неинтересно, то он об этом не будет кричать на всех углах. А вы то раскудахтались, как курица, снесшая яйцо! Изменился стиль антикоммунистических передач, в них ведущие (например Леонтьев, Караулов) усиленно изображают патриотизм и оппозиционность. Им позволяется бешено ругать губернаторов, правительство, порой критиковать даже курс «реформ», но обратите внимание, никогда вы не услышите от них ни слова критики в адрес Путина. Мол, он ни причем, это всё бояре плохие, а царь у нас хороший. И на этих передачах, хитро так, исподволь, вскользь идут обвинения и в адрес КПРФ и в адрес её лидеров. Старые антикоммунистические штампы, конечно, никуда не делись. Просто их подают под другим соусом. Уже без истерии, а уверенно и пренебрежительно, как само собой разумеющееся, повторяется стандартный набор 10 летней давности. Например, то, что компартия — это безумные старики, необразованная нищета, да пьянчуги, а вот реформаторы — динамичные, молодые люди, сильные, уверенные в себе и так далее. Но если это так, то, что ж они дважды подряд (в 1995 и в 1999 годах) проиграли коммунистам выборы в Думу? Сильные проиграли слабым, образованные неграмотным, трезвые — пьяным, умные — глупым! Вот ведь абсурд, причем очевидный, а срабатывает!

Антикоммунистическая пропаганда делается сейчас по принципу «мягко стелят, да жестко спать». На борьбу с КПРФ Кремль тратит огромные деньги, рекрутирует лучших журналистов, политтехнологов, создает фантомные организации, призванные растащить голоса коммунистов, регулярно против КПРФ устраиваются провокации. И это, кстати, серьезное доказательство того, что КПРФ во-первых, это единственная политическая сила, неугодная Кремлю, а во-вторых она имеет все шансы победить на ближайших выборах.

Судите сами. Говорят, что главным конкурентом КПРФ станет Единство. Но искусственность этой политической структуры очевидна всем и каждому. Опыт предыдущих выборов показывает, что «партия власти» долго не живет. Собственного политического капитала у «Единства» как не было, так за 4 года и не появилось. Они греются «в лучах чужой славы», то есть используют рейтинг президента, доказывая всем и каждому, что они за Путина, а он за них. Да, в 1999 году его популярность была велика, но сейчас она заметно снизилась. Известных людей у Единства тоже практически нет. Именно поэтому Кремль решился на сомнительный с точки зрения закона шаг: продавил разрешение Грызлову быть и в партии и министром одновременно. Вспомните, когда в 1998 году член КПРФ Маслюков пришел в правительство, он строго в соответствии с законом приостановил свое членство в КПРФ. Иное дело Грызлов. Поборников «правового государства» не смущает такое совмещение постов. Оно и понятно, скоро выборы, а ни одного известно лица в «Единстве» — нет. В общем, видно, что бодрые прогнозы об успехе «Единства» на выборах — не более чем предвыборная пропаганда.

Перейдем к другим партиям. ЛДПР давно уже воспринимается как организация шутов, а их балаган порядком приелся. Уже в 1999 году Жириновский столкнулся с проблемой преодоления даже пятипроцентного барьера. Так что, на этот раз ЛДПР, скорее всего, окажется за бортом Думы, и единственная надежда Жириновского связана лишь с Кремлем, который нашёл в его лице верного сторонника и лоббиста. Яблоко в лучшем случае наберет чуть более 5%. Снизится и поддержка СПС. Эта организация политических хлестаковых рассчитывает лишь на очень узкую прослойку людей, нагревших руки на приватизации. Однако этот электорат вполне может поддержать «Единство», как партию власти. Не зря Касьянов заявил недавно, что пересмотра итогов приватизации не будет. Он подал знак, и его поняли.

Таким образом, вероятность полевения Думы высока, а разговоры о том, что «народ выбрал либеральные реформы» — не более чем пропагандистское заклинание.


0.049551010131836