На фото: Николаев. Спуск на воду ТАКР «Леонид Брежнев» 4 декабря 1985 года.
Стремление «на Запад» обернулось для Украины территориальными потерями и падением во внешнеполитическую зависимость, однако неугомонные фантазеры продолжают строить иллюзии относительно тех неисчислимых преимуществ, которые им принесет евроинтеграция.
Вот, например, совсем скоро, 1 января 2016 года, начнется окончательный и бесповоротный отказ от системы старых ГОСТов и переход на европейский стандарт качество ISO. Причем, что очень важно, на непродовольственные товары. Как с необоснованным оптимизмом полагают многие украинские политики и экономисты, промышленная продукция c Украины сможет на равных конкурировать с европейской на рынке ЕС. В качестве примера ссылаются на достаточно неплохую украинскую пищевку, которая и в самом деле заняла определенный сегмент рынка в Восточной Европе.
Но при этом почему-то забывают, что объединение стандартов качества означает не только выход украинской продукции на евроgейский рынок, но и приход европейской — на украинский. Только, разумеется, преимущественно уже не пищевой, а промышленной. Получается весьма неравноценный обмен: за то, чтобы найти новый рынок для продукции пищевой, Украина готова угробить собственных промышленных производителей.
А это, собственно, означает окончательную деиндустриализацию Украины. Видите ли, здесь с противоположных сторон по остаткам украинской промышленности ударили два фактора. Первый, как уже было сказано, это готовый хлынуть на украинский рынок поток европейских промтоваров, которые пока что сдерживаются таможенными ограничениями контроля качества. А второй — все усугубляющийся разрыв торгово-промышленных связей с Россией. Наивно было бы радоваться, что «Россия осталась без „южмашевских“ авиадвигателей» — ведь это и «Южмаш» лишился своего основного многолетнего покупателя. Да и далеко не он один…
( Читать дальше...Свернуть )
На днях в Киеве произошло событие, которое украинские СМИ поспешили подать чуть ли не как запуск нового космического корабля. В реальности же все оказалось существенно скромнее: на воду был спущен бронекатер БК-01 проекта «Гюрза-М». Первый за почти два года вооруженного конфликта боевой корабль, если, конечно, суденышко водоизмещением в 30 тонн можно гордо именовать «боевым кораблем».
Единственный кораблик обязан своему спуску на воду тем, что он был заложен еще в 2012 году, до «Революции Достоинства». Его систершип, БК-02, был заложен тогда же, но на воду пока еще, спустя три года, не спущен. Катер с экипажем в пять человек и двумя башнями от БТРов был подан как грандиозная победа украинской науки и техники. На спуск на воду приехал сам Турчинов, собрали толпу, и казалось — флот страны с до сих пор еще мощной судостроительной промышленностью пополнился как минимум эсминцем, а то и крейсером.
На катер возлагаются грандиозные надежды. Его малые размеры позволяют ему перевозиться по железной дороге, и, таким образом, прибыть под Мариуполь, минуя Керченский пролив. А уж под Мариуполем появление этого красавца сразу изменит весь расклад сил, сделает полностью невозможным десант «российско-террористических войск» с моря и вообще — существенно приблизит Перемогу.
К чему мы говорим об этом одиноком катерке? А к тому, что его проектировали в славном городе корабелов, Николаеве (делали, правда, в Киеве, на порошенковском заводе «Ленинская кузня»). В том самом городе, где были сделано все 7 могучих авианесущих крейсеров советского флота. В городе, где суда делают с конца 19 века, и какие суда! В Николаеве создавали подводные лодки и ледоколы, линкоры и сухогрузы, плавдоки и китобазы. Создавали. А сейчас — все, на что способна судостроительная промышленность Украины — игрушечный кораблик, которому все радуются как дети. Как же, «здобулы».
Вот, собственно, и финал пьесы «Украина как промышленная держава». В ней было много актов — сначала отделение Украины разорвало производственные цепочки едино союзного комплекса. Потом вороватость и бесхозяйственность новых хозяев угробили и продали за бесценок массу уникальных заводов и КБ. Затем, чтобы уж наверняка, поссорились с Россией, лишая остатки украинских заводов выгодных контрактов. И, наконец, могильным камнем должна стать красивая европлита с тремя буквами — ISO.
«А внутренний рынок как же?» — спросите вы? А внутренний рынок, отвечу я, лучше всего проиллюстрирован единственным бронекатером БК-01. Прокормит ли такой контракт огромные заводы — думайте сами. В остальных сферах промпроизводства — та же картина. Если не верите, ознакомьтесь — мы уже писали о необъяснимом застое в украинском ВПК, несмотря на все стимулы к его развитию.
Украинская молочка на польских прилавках — это, безусловно, отлично, но… как-то мелковато для 40-миллионной страны, не находите?