Мало того, стволовые клетки присутствуют и во взрослом организме, превращаясь (дифференцируясь) в клетки тех или иных тканей. Одна из теорий старения гласит, что оно обусловлено сокращением числа стволовых клеток. (Конечно, это не единственная причина, но прямая связь старения и уменьшения числа СК - медицинский факт). И было бы очень славно, если бы мы придумали метод, как не давать уменьшаться пулу стволовых клеток. А при этом стволовые клетки хорошо бы себя вели и не дифференцировались куда не надо.
Первая идея в этом креативе была такая - давайте добавим стволовых клеток в наш организм. Идея вроде в целом ничё… Вот только клетки кололи чужие, сразу людям, за деньги и со словами «вот тебе лекарство от всех болезней»
Потом кое-что выяснили. К примеру, что важна кампания (клеточное микроокружение - стволовая ниша) в которой сидит наш клиент (СК). Также выяснилось, что кроме СК, готовых на многое, есть сенесцентные клетки. Это дряхлеющие клетки, которые не готовы практически ни на что, и при этом травят всех вокруг, подавая разные нехорошие сигналы со своей стороны.
Так появились вторая идея – нужно омолаживать стволовую нишу, и третья – нужно уменьшать количество сенесцентных клеток.
Сразу стало понятно и ребёнку, что проблема комплексная - нужны миллиардные бюджеты.
Кое-где бюджеты были… Великий Шинья Яманака два года назад сделал нечто грандиозное - смог обернуть взад дифференцировку клетки. Он создал индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPSC). То есть увеличил потенцию генома клетки. В результате, клетка, судьба которой уже была определена, вновь стала очень крутой, способной на дальнейшие превращения.
Открытие Яманаки показало, что обычную клетку человека путем перепрограммирования можно превратить в стволовую. А потом из собственных стволовых клеток можно уже, к примеру, выращивать органы для трансплантации взамен больных или утраченных. Это решает и проблему отторжения (не нужно принимать иммунодепрессанты), и этическую проблему использования эмбриональных стволовых клеток.
Как происходит перепрограммирование? В обычную клетку вводят особые гены, которые необходимы для того, чтобы клетка стала стволовой. Сначала для переноса генов в ядро использовали вирусные векторы. Это вирусы, ДНК которых содержит нужные гены. Вирус встраивается в ДНК нашей клетки, новые гены начинают работать, то есть производить белки, и через некоторое время клетка становится стволовой. А вот дальше начинается самое интересное – полученную стволовую клетку можно уже превращать в тот тип, который нам нужен. Так можно лечить болезни, выращивать новые ткани, делать сильнее иммунную систему.
Приведем пример. Японские ученые взяли клетки от больных мышечной дистрофией, и исправили дефектный ген, вызывавший болезнь, с помощью искусственных хромосом. Далее эти клетки были перепрограммированы в стволовые, а из них в конечном итоге сделали клетки мышцы. Так вот эти новые мышечные клетки были уже здоровые. Теоретически так можно лечить разные заболевания.
А если перепрограммировать клетки человека в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPSC), а затем из них создать В-лимфоциты, то можно усилить защиту организма от разных инфекций. Конечно, одним перепрограммированием тут не обойдешься, надо полученные лимфоциты «познакомить» с инфекцией в пробирке. Тогда они ее запомнят и будут готовы в будущем дать сразу сильный иммунный ответ. Эти В-лимфоциты памяти можно ввести пациенту обратно в кровь, и тогда он получит уже очень сильную защиту на тот случай, если столкнется с данной инфекцией в реальной жизни.
Ну и, конечно же, технология перепрограммирования открывает огромные перспективы для выращивания тканей и органов. Однако прежде чем пересаживать пациентам ткани, полученные из iPSC, нужно удостовериться в полной безопасности такой терапии. Основная проблема в том, что высок риск развития рековой опухоли из пересаженных клеток. Ученые во многих лабораториях разрабатывают альтернативные методы репрограммирования. Например, можно избежать использования вирусных векторов путем введения в клетку необходимых белков.
Ученым предстоит провести еще много исследований, прежде чем больные люди смогут получать ткани, выращенные из их собственных клеток. Однако самое главное – то, что это будет сделано в не очень далеком будущем, так как базисная технология уже известна. Дело стоит за ее совершенствованием и клиническими испытаниями. И вот тогда можно будет заменять «испортившиеся» органы на новые, лечить болезни и жить намного дольше.