ОЧЕВИДНЫЙ ТУПИК
«…Я вообще уверен, что этот кризис начался тогда, когда обрушился NASDAQ. Потому что все-таки американская экономика является для мира определяющей, и двадцатый век прошел под знаком американского лидерства. В двадцатые годы их тянули автомобили, в тридцатые — дороги и дома, которые они перестроили. В сороковые — война. В пятидесятые — самолеты, в шестидесятые — компьютеры, первые, большие. В семидесятые — ракетно-космическая индустрия. В восьмидесятые — персоналки и всякая качественная электроника, в девяностые — телекоммуникации. Но в двухтысячных новой отрасли-«мотора» не нашлось. Вот в чем настоящий кризис — не нашлось нового лидера, товара, за который люди готовы с удовольствием платить деньги.
Тогда американцы попытались повторить примерно то, что они сделали в тридцатые годы, — перестроить дома. И предложили гражданам сверхдешевую ипотеку. Но ее взяли только те, кто не мог оплатить. А кто мог, те в массовом порядке дешевую ипотеку брать не стали — не надо. Неудача, провал. И деривативы начали перекладывать этот провал на другие сегменты рынка, а в конечном итоге все это валилось на единственный рынок — сырьевой. Это перед кризисом был единственный растущий рынок, там работали самооправдывающиеся ожидания, надувался пузырь. А средства массовой информации еще и пугали всех, что нефть вот-вот кончится. Но в конечном итоге все эти сырьевые штучки рухнули…»
Так говорил в беседе с корреспондентом журнала эксперт экономист, член-корреспондент РАН Игорь Поспелов. (М.Рубченко. «Без баланса» - «Эксперт» №29 (714)/26 июля 2010).
Таким образом, налицо кризис самой модели развития. Ее просто нет. Вернее, нет новой модели, которая не угрожала бы самому капитализму, коему вовсе не хочется умирать. (Этот вывод делаем мы, а не Поспелов). При этом люди в развитых странах начинают распадаться, как личности, уходя в виртуальные миры. И это – следствие гипертрофированного развития информационных технологий в ущерб прочим технологиям. Вот что говорит по сему поводу И.Поспелов:
«…Самый мой отчаянный прогноз состоит в том, что если тенденция замещения реального продукта информационными услугами продолжится, то мировая экономика перейдет в нулевой рост. В пределе мы получим такое общество, которое теряет интерес к окружающему миру. Чем оно будет заниматься? Я думаю, что все погрузятся в бесконечно глубокий мир межличностных отношений: половина населения строит «Дом-2», вторая половина на них смотрит. Потом меняются. Наш знаменитый астрофизик Иосиф Шкловский еще полвека назад писал, что переход цивилизаций в такую интравертную фазу мог бы объяснить, почему мы не можем обнаружить сигналов инопланетян — просто контакты с ними никого не интересуют.
Но тут есть очень важный момент. Он заключается в том, что финансовая система, которую мы сейчас имеем, абсолютно не пригодна для обслуживания нулевого роста. Она вся заточена на положительный рост. Поэтому пока не будет принципиально изменена — не знаю как — вся экономическая система, мы к нулевому росту перейти не сможем и нас будет трясти: рывок-спад. Система будет искать, на чем бы вырасти, будет хвататься за какие-то элементы роста, а расти никто не хочет, поэтому ожидания не будут оправдываться и экономика опять будет проваливаться. Может быть, первой в эту стадию вошла Япония: у них все есть, и они уже двадцать лет не могут добиться роста. В результате японская финансовая система находится в печальном состоянии, потому что не умеет обслуживать такую ситуацию.
Здесь интересно прикинуть: а где могут быть инновации, чего не хватает людям так сильно, чтобы все бросились это покупать и делать? Не знаю. Но пока этого не найдется, нынешний кризис в мире не разрешится…»
ФУТУРОПОЛИСЫ КАК СПАСИТЕЛИ ЛЮДСКОГО РОДА
Что ж, ответим на те вопросы, на которые не ответил уважаемый ученый.
Дело в том, что дальнейшие инновации и возможная спасительная модель развития лежат уже за пределами капиталистической системы. Во-первых, новая модель кончает с погоней за прибылью. Все, что сегодня делается, имеет в основе стремление делающих нажиться, заработать прибыль. Капиталистический рынок рассчитан на то, что где-то чего-то постоянно не хватает, и в стремлении заработать на нехватке масса предпринимателей и корпораций вкладывают деньги в производство этого «чего-то». Но это только часть дела: капиталистический рынок несет в себе стремление мощный корпораций стать монополистами – и потом постоянно задирать цены на производимое ими. Так, чтобы иметь гарантированную прибыль. Ибо капиталист есть враг свободной конкуренции, идеал капиталиста – завоевание монополии на рынке. Именно поэтому современные корпорации все время делают новшества все более и более дорогими. Цены на новинки научно-технического развития с конца ХХ века неудержимо лезут вверх. Нам внушают: новое, современное не может быть дешевле старого. Хотя вся история человечества говорит, что именно так и было: новшества заменяли собой более ресурсо- и трудозатратные технологии. Сейчас же капиталисты пытаются все поставить с ног на голову.
Зачем? Чтобы сохранить и прибыли, и свое место в верху общественной системы. Чтобы сохранить прежнюю кредитно-финансовую систему, основанную на ссудном проценте – и потому неспособную существовать там, где цены не растут постоянно.
Целый хор экспертов сегодня говорит, что от общества, где во главу угла поставлена погоня за прибылью, нужно перейти к обществу, где главное – качество жизни людей, их счастье, возможность жить творчески и полнокровно. Но так же очевидно, что переход к такой модели развития потребует применения прорывных, закрывающих, чудесных технологий, о которых мы с Сергеем Кугушевым столько рассуждали в «Третьем проекте». Эти технологии позволяют производить все максимально на месте, радикально снижая затраты труда, энергии и ресурсов. Они – могильщики капитализма, поскольку разрушают дефицит, делают ненужными целые виды и отряды бизнеса, обесценивают огромные вложения капиталов в старые отрасли индустрии. Они сокращают объемы дальней торговли и банковских транзакций и реально ведут к снижению цен. Все это смертельно для старого промышленного капитализма, для финансовой мафии, для торговцев. А потому капитализм изо всех сил пытается не допустить такого сценария дальнейшей истории человечества. Даже ценой опасного развития нынешнего кризиса.
Мы знаем, как развить такую модель – применительно к русским условиям. Под зашитой сильной диктаторской власти необходимо создать в стране сеть футурополисов. То есть, усадебных (с домами на одну семью) городов почти без бюрократии. Вместо нее – самоуправление свободных, вооруженных граждан. Технологии строительства здесь – передовые, дешевые. Сам футурополис нашпигован всяческими прорывными технологиями: в энергетике, в водоснабжении домов, в их отоплении, в полной переработке отходов. Инновационные технологии применяются здесь в связи, в медицине и образовании. Сами футурополисы выстраиваются около инновационных производств. И обязательно – рядом с предприятиями инновационного сельского хозяйства, позволяющего «будущеградам» полностью обеспечивать себя продовольствием, поставляя во внешний мир и снедь, и продукты глубокой биотехнологической переработки сельхозсырья.
Футурополис превращается, с одной стороны, в центр производства совершенно новой модели жизни: свободной, качественной и полнокровной. В нем прекращается старение населения, рождаются дети – и государство это стимулирует тьмой способов. Футуропоисы становятся очагами быстрого восстановления численности русского народа. А по большому счету – им умирающей белой расы. Ибо в футурополисах не нужны азиатские гастарбайтеры, в них невозможно образование этнических криминал-группировок.
С другой стороны, самоуправляемые антибюрократические и антикапиталистические футурополисы становятся жадными заказчиками и потребителями самых передовых разработок. Людям в них плевать на капиталистические своекорыстные интересы: они требуют все, что может решать их проблемы быстро, недорого и качественно. Все, что позволяет им развиваться как личностям. Образуются территории творчества и свободы, свободные от «рыночного маразма».
Развитие сети футурополисов потребует новых видов транспорта для связи между ними. Транспорта, отрицающего дорогие и опасные для природы полосы отчуждения. Открывается зеленый свет гиропланам, машинам типа «ЭКИП», аэрокарам, дирижаблям-гибридам, струнным трассам Юницкого, троллейкарам. Столь же мощный толчок получает и новая энергетика. И это – спасение рода человеческого. Сильнейший стимул для «другого прогресса». Возникновение совершенно новой инновационной системы, меняющей мир окончательно и бесповоротно. Мир станет куда более здоровым и чистым…
И еще: такое развитие неминуемо приведет к невиданному ускорению работ по созданию новой человеческой расы – сверхлюдей. Тех, кто не попадет в виртуально-информационную «наркотизацию», а продолжит восхождение Человека к звездам. Это будет мир «Туманности Андромеды», а не «Часа быка».
Создатели цивилизации футурополисов не только быстро воссоединят распавшуюся в 1991 г. страну (в ее славянской части), но и завоюют умы и сердца нормальных людей всего мира.
ОПРИЧНОЕ РАЗВИТИЕ
Чтобы запустить такое развитие, Юрий Крупнов давно уже предлагает сделать футурополисную (усадебную) урбанизацию национальным мегапроектом. Вроде Атомного.
По сути дела, это – опричнина наших дней, ибо опричнина означает создание параллельной реальности, которая затем трансфомирует всю страну. Футурополисы создают, наконец, субъект развития – сплоченные группы активных граждан, заинтересованных в быстром и здоровом развитии страны, способные не покоряться государственной бюрократии. Ибо сегодня субъекта развития в РФ нет, общество рассыпано и разодрано противоречиями, и потому воровское бюрократическое государство (обладая минимальными структурой и организацией) властвует на всему.
Максим КАЛАШНИКОВ
http://m-kalashnikov.livejournal.com/562565.html#cutid1
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |