Тем временем, страна, некогда поразившая весь мир своими провидческими инвестициями в транспортную систему, охватывающую все, от канала Эри (Erie Canal) до Федеральной системы скоростных автострад (Interstate Highway System), теперь ломает дороги своими же руками. Во многих штатах местные органы власти обращают дороги, поддержку которых они больше не могут себе позволить, в гравий.
И страна, в которой когда-то высоко ценилось образование, страна, которая одной из первых предоставила базовое школьное образование всем своим детям, теперь дает задний ход. Увольняются учителя. Отменяются программы. Длительность учебного года на Гавайях решительно идет на убыль. И все признаки указывают на то, что впереди образовательную систему поджидают новые сокращения.
Нам говорят, что у нас нет выбора, что правительству теперь не по средствам реализация своих базовых функций, заключающиеся в предоставлении важнейших услуг, которыми в полной мере обеспечивалось несколько предыдущих поколений. И это правда, что правительства штатов и местные органы власти, сильно задетые кризисом, очень ограничены в средствах. Но они не испытывали бы таких больших денежных затруднений, если бы их политики были готовы пойти, по крайней мере, на небольшое увеличение налогов.
А федеральное правительство, которое может продавать защищенные от инфляции долгосрочные облигации по ставке, не превышающей 1,04 процента, не испытывает никаких денежных затруднений вообще. Чтобы защитить будущее нашей инфраструктуры и наших детей, оно способно, да и обязано предлагать помощь местным органам власти.
Но помощь сочится из Вашингтона какой-то уж слишком тонкой струйкой и очень неохотно. Главнейшим приоритетом для нас должно стать сокращение дефицита, твердят республиканцы и «центристские» демократы. А затем, едва успев набрать воздуха, они выпаливают, что мы должны продолжить снижение налогов для самых богатых, которое в следующие десять лет будет стоить бюджету 700 миллиардов долларов.
В сущности, это время, когда значительная часть политической элиты демонстрирует свои реальные приоритеты. Имея выбор между тем, чтобы попросить богатейших американцев (2 процента или около того) вернуться к выплате налогов по ставке, которая существовала во время экономического бума времен Клинтона, или тем, чтобы бросить национальные фонды на произвол и разрушение — буквальное в случае дорог и фигуральное в случае образования — политики склоняются к последнему.
Этот выбор является пагубным как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
В краткосрочной перспективе, все эти сокращения на региональных и местных уровнях станут огромной обузой для экономики, навсегда закрепив безработицу на ужасающе высоком уровне.
Всякий раз, когда вы слышите разглагольствования о безудержных правительственных расходах при президенте Обаме, крайне важно помнить о правительствах штатов и местных органах власти. Да, федеральное правительство тратит больше, хотя и не так много, как вы могли бы подумать. Но региональные правительства и местные органы власти сокращают затраты. И если свести все вместе, оказывается, что значительные увеличения расходов связаны исключительно с программами «страховочной сетки», с социальным страхованием по безработице, например, а рост этих затрат объясняется жестким воздействием кризиса.
Таким образом, невзирая на все разговоры о провальных программах по стимулированию экономики, если взглянуть на совокупные расходы правительства, едва ли можно углядеть какое-либо стимулирование вообще. А если принять во внимание нынешнее снижение федеральных расходов на фоне крупных сокращений, которые продолжаются на региональном и местном уровнях, окажется, что мы переходим в режим реверса.
Но не является ли сохранение низких налогов для богатых разновидностью стимулирования? По крайней мере, не такой, которую можно заметить невооруженным взглядом. Когда мы сохраняем работу школьному учителю, это однозначно помогает решать проблему занятости, когда же мы вместо этого даем миллионерам еще больше денег, есть большая вероятность того, что значительная часть этих средств будет простаивать без дела.
Что можно сказать о будущем экономики? Из доступных нам знаний об экономическом росте, можно выделить то, что наличие образованного населения и высококачественной инфраструктуры является критически важным пунктом. Молодые государства прилагают огромные усилия, чтобы модернизировать свои дороги, свои порты и свои школы. А здесь, в Америке, мы скатываемся назад.
Как мы дошли до такого? Это логическое следствие трех десятилетий антиправительственной риторики, той самой, которая вселила во многих избирателей убеждение, что каждый доллар, который пошел на уплату налогов, потрачен впустую, и что государственный сектор экономики просто неспособен сделать что-то правильно.
Антиправительственная кампания выбирала формулировки, резко выступающие против растрат и мошенничества - против чеков для «королев соцобеспечения», живущих на государственные пособия и разъезжающих на кадиллаках, против обширных армий бюрократов, бесполезно марающих бумагу. Но, конечно же, это лишь мифы — растрат и мошенничества в заявленных масштабах никогда не было. И теперь, когда эта кампания принесла плоды, мы можем увидеть, что же все-таки находилось на линии огня. Это услуги, в которых нуждаются все, за исключением самых богатых. Услуги, которые может оказывать только правительство, а иначе никто другой этого делать не станет — освещенные улицы, приличные дороги и нормальное обучение для всего общества.
В результате длительной кампании против правительства мы взяли крайне пагубный и неверный курс. И теперь Америка движется по темной и разбитой дороге, ведущей в никуда.