Министерство обороны приняло окончательное решение о принятии на вооружение Российской Армии итальянских бронемашин «Ивеко ЛМВ M65» - об этом сообщила одна из весьма информированных газет, освещающих проблемы бизнеса. Впрочем, никакой сенсации. Военное ведомство России давно обозначило свою позицию: поставлять на вооружение своей армии только лучшие образцы, в том числе - иностранные. Ничего зазорного в этом нет. Лишь бы образцы были действительно лучшими.
Вот только чем итальянский броневик лучше его российских аналогов? Можно сразу сказать – ничем, и вопрос закрыть. Однако, когда в систему военно-технического сотрудничества с зарубежными странами активно вторгается фактор внутренних бизнес-интересов, то не все становится столь уж очевидным.В любом случае, бой между итальянским бронеавтомобилем «Ивеко» и русским «Тигром» только начинается.
Очень многие эксперты, специализирующиеся на теме оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества, открыто заявляют, что отечественный ОПК полностью деградировал, поэтому нам ничего не остается, как закупать современную военную технику и промышленные технологии за границей. Под сомнение почему-то не ставится простой вопрос: а продадут ли нам самую современную технику и самые новейшие технологии? Наивно считается, что за деньги продадут все и сразу. С другой стороны, как можно восстанавливать производственную базу ОПК, если не заказывать своей промышленности военную технику?
Сообщается, что уже решен вопрос о лицензионной сборке итальянских бронемашин на базе производственных площадок КамАЗа. Озвучен минимальный объем сборочного производства M65, он составит не менее 500 машин в год. При этом, как опять же сообщается в очень информированных СМИ, будет сокращаться объем закупок российского аналога - бронемашин «Тигр». Будто бы даже планируется вообще заменить все немногочисленные армейские «Тигры» на итальянские «Ивеко». А со временем заставить МВД и ФСБ тоже отказаться от этих машин в пользу «итальянок».
Интересная деталь. Для сравнительных испытаний, на средства КамАЗа, были закуплены две итальянских бронемашины.
Однако никакого серьезного обсуждения итогов сравнительных испытаний проведено не было. Тем не менее, сравнительные характеристики, в том числе, подтвержденные испытаниями на армейском полигоне в Бронницах, тайной не стали. Основными преимуществами итальянской бронемашины называют ее повышенную комфортность - куда ж без комфорта в современной войне! - и значительно более мощную бронезащиту, а также повышенную противоминную стойкость.
Что в реальности?
Закупаемая минобороны М65 способна перевозить пять человек по схеме 2+3 - в два ряда поперек машины. При этом водитель и командир, сидящие впереди, изолированы перегородкой из противоминных распорок от бойцов, располагающихся во втором ряду. При ранении водителя эвакуация его возможна только снаружи через дверь водителя. Даже командир не может заменить водителя или вытащить его через свой выход. Машина становится неуправляемой - со всеми вытекающими последствиями.
Ведение огня из установленного на крыше автомобиля оружия возможно только одним из трех членов экипажа, сидящего во втором ряду. Либо - командиром с помощью дистанционного управления. При этом перезаряжание под огнем противника невозможно. Существенно и то, что запасной боекомплект находится в небронированном отсеке автомобиля. Ведение огня из личного оружия невозможно, так как у М65 отсутствуют бойницы. При опрокидывании машины на бок покинуть ее могут только те, кто находится во втором ряду. А водитель или командир должны ждать пока подручными средствами «Ивеко» не поставят на колеса. Противоминные трубчатые распорки машины расположены так, что в них упираются коленки членов экипажа, сидящего во втором ряду. Не только при подрыве, но и при неожиданном наезде на ухаб бойцы «второго эшелона» имеют все шансы сломать свои ноги.
Что представляет из себя русский боевой «Тигр» ГАЗ-233014?
Объем бронекапсулы превышает объем итальянской машины на треть. В «Тигре», в действительно комфортных условиях, перевозятся 6 человек по схеме 2+2+2. При этом любой из членов экипажа может без труда занять место водителя, эвакуировать которого можно очень оперативно внутрь салона, а не наружу, под огонь противника. Два члена экипажа могут занять место у оружия, расположенного на крыше для ведения огня в двух различных направлениях. Остальные члены экипажа могут вести огонь через бойницы в бронестекле из любого личного оружия, включая подствольные гранатометы.
Утверждается, что «Тигр» имеет третий класс защиты, а «Ивеко» шестой. Действительно, минобороны, выдавая ТТЗ на бронеавтомобиль, потребовало обеспечить именно третий класс, не выше. И уже позже конструкторы сами повысили уровень защиты до пятого. Минобороны этого «не заметило».
Опять же, рекламных заявлений о сверхзащищенности итальянских бронемашин никто не проверял. Даже при тестовых испытаниях «Ивеко» в 21-м институте проверять их бронестойкость было запрещено. Только ходовые качества. Они, кстати, оказались хуже, чем у «Тигра». Тем не менее, даже внешняя оценка уровня защиты М65 вызвала сомнения в достоверности объявленных характеристик. Толщина бронестекол - 60 мм. В то же время, 6-й класс защиты требует толщину не менее 70 мм. Много говорилось о том, что защиту «ИВЕКО» обеспечивает «керамическая броня». Внешний осмотр показал, что дополнительная керамическая защита имеется лишь в отдельных местах, и не перекрывает всей площади бронекапсулы. То есть, экипаж М65 защищен неравномерно. В то же время, «Тигр» имеет повышенную броневую защиту по всему объему бронекапсулы. Это утяжелило машину, но сделало ее более безопасной.
Итальянцы заявляют, что их комфортный броневик спокойно выдерживает подрыв восьмикилограммового тротилового фугаса под днищем машины. И министр обороны этому верит! Святая наивность... Итальянцы в рекламных целях показывают фотографию М65, будто бы выдержавшей подрыв шестикилограммового фугаса в Афганистане. На фото развороченная носовая часть и уцелевшая бронекапсула, в которой должен сидеть экипаж. Российские эксперты-взрывотехники определили, что реально было взорвано устройство массой не выше одного килограмма в тротиловом эквиваленте на расстоянии более метра от носовой части машины. При этом оказались полностью разрушены весь «передок» и вся ходовая часть М65, также пробита бронекапсула, что отчетливо видно на фотографии. Если в машине находился экипаж, то он неминуемо должен был погибнуть. А если бы шестикилограммовый фугас рванул под передними колесами, то всю «Ивеко» просто разворотило бы на куски.
Там тоже взрыв мощной петарды приравняли к взрыву нескольких килограммов тротила, утверждая, что главного приватизатора страны спасло лишь высшее чудо и чудесная немецкая броня его сверхзащищенного автомобиля.
А теперь - немного о приспособленности итальянской бронемашины к русским условиям. Во время ходовых испытаний М65 в Бронницах на базе 21-го НИИИ МО РФ, которые проводились в феврале, итальянский броневик смог проехать по снежной целине глубиной 45 см всего 10 метров. И застрял намертво... А «Тигр» прошел всю целинную трассу со скоростью 50 км/час. По первоначальному плану, комплексные сравнительные испытания должны были продолжаться до осени, после чего предполагалось их результаты обсудить и принять окончательное решение. Вместо этого испытания неожиданно прервали, и уже текущим летом минобороны издало соответствующие приказы о принятии М65 на снабжение Вооруженных Сил России. До 2016-го планируется закупить 1775 итальянских бронемашин на общую сумму не менее 30 миллиардов рублей. К слову, на эти же деньги можно было бы купить более 5000 автомобилей «Тигр» и «Волк», которые превосходят «Ивеко» по всем характеристикам.
Как утверждают специалисты российского автопрома, отверточная сборка М65 обеспечит работой около сотни человек средней квалификации.
В начале этого лета во Франции прошла выставка вооружений Евросатори-2010, о которой «Столетие» рассказывало достаточно подробно. Был там один показательный эпизод. Первому заместителю министра обороны РФ Владимиру Поповкину, отвечающему за снабжение нашей армии новым вооружением, очень понравился новейший итальянский броневик «Ивеко супер». Машина действительно очень хорошая, это оценили даже российские разработчики колесной бронетехники из Арзамаса. Однако когда Поповкин сказал, что Россия готова рассмотреть вопрос о закупке представленных на выставке суперброневиков, итальянцы его сразу осадили. Нет, сказал один из руководителей корпорации «Ивеко», такую машину мы вам не продадим. Если Россия захочет купить, помимо легкого броневичка M65, тяжелый бронетранспортер, то мы готовы предложить упрощенный вариант, который давно продаем в Бразилию и другие страны третьего мира. «Ивеко супер», как пояснили итальянцы, для российских технологий будет сложен в производстве, а для российских солдат очень труден в эксплуатации. Бразильский же вариант - в самый раз, сгодится. Ну как не вспомнить старый водевиль про богатую тетушку из страны Бразилия, где много диких обезьян. Похоже, нашу богатую природными ресурсами страну в очень цивилизованном Западе давно опустили по общему интеллекту до «диких приматов», которым вполне сгодится бразильский вариант боевой автотехники. Чем дело кончилось? В. Поповкин на резанувшее слух заявление итальянских «партнеров» никак не среагировал. Он сразу перешел к М65, показом которой вполне удовлетворился.
Когда-то Италия продала нам лицензию на производство своих самых примитивных малолитражек, и в СССР за народные деньги построили ВАЗ. «Копейки» произвели фурор, на долгие годы стали любимыми среди непритязательных наших автолюбителей. Тактически автопром СССР, наверное, что-то выиграл, а стратегически проиграл. Новейшие для семидесятых годов ХХ века технологии никакого развития не получили, и сегодня ВАЗ, давно ставший символом абсолютной недееспособности - головная боль всей России.
Закупив несколько сотен итальянских бронемашин, насытив ими армию, минобороны успокоится на долгие годы, окончательно забыв про отечественных производителей военной колесной бронетехники.
Что этих самых производителей угробит. Процесс пошел, как говорится.