Почти на всём протяжении эры Холодной Войны, США и её военные союзники - НАТО, готовились и обучались для борьбы в войне на обширном пространстве в Европе (и в другом месте) против Советского Союза и его союзников, имея в виду возможный обмен ядерными ударами. В доказательство высоких навыков и возможностей союзников, США и военных сил НАТО в целом, эта подготовка и планирование успешно сдерживала конфликт и поддерживала непростой мир до тех пор, пока коллапс СССР - свёл на нет Холодную Войну.
Сегодня Россия представляет новые угрозы США и их союзникам. Речь идёт не о традиционных угрозах, которые обычно укоренены в военной мощи противника, а о гораздо более аморфных опасностях, порождаемых военным, политическим и социальным упадком в этом стратегически важном государстве. Эти опасности прямо и косвенно, но всегда чувствительно затрагивают интересы США и даже предполагают возможность того, что в один прекрасный день Вооружённые Силы США будут призваны к действию в самой Российской Федерации или где-то рядом с ней. Сейчас, как и тогда, планирование и подготовка Соединённых Штатов должна сдерживать эту угрозу для того, чтобы обеспечить возможность ответить на нёё эффективно и быстро.
В этом докладе, мы обсудим формы, размер, и последствия упадка России, и определим её воздействие на интересы Соединённых Штатов, в общем, и на ВВС США в частности. Мы также рассмотрим - какие действия могут быть предприняты сейчас для того, чтобы предотвратить (или ограничить) возникновение угрозы интересам США от этого упадка.
ПРИХОДЯЩИЕ В УПАДОК, СТАНОВЯЩИЕСЯ НЕСТОЯТЕЛЬНЫМИ, И НЕПРАВИЛЬНО ФУНКЦИОНИРУЮЩИЕ ГОСУДАРСТВА
Утверждать, что Россия – несостоявшееся государство, в лучшем случае опрометчиво, в худшем – обманчиво. Утверждать, что Россия – исправно функционирующий организм, однако, тоже совершенно неверно. Сегодня Россия отошла от вершин могущества, состояния, и мощи, свойственных (заслуженно или незаслуженно) Советскому Союзу в лучшие годы - на достаточно низкий уровень, чтобы иметь серьёзное влияние. Это говорит о том, что Россия остаётся страной с реальной властью и влиянием, хотя с чудовищными внешними и внутренними проблемами.
Часто говорят, что в приходящих в упадок, или несостоятельных государствах увеличивается риск внутринационального конфликта, особенно, в случае, если страны являются, были, или ожидается что будут великими державами. Закономерностей, по которым упадок превращается в войну, несколько. Первый заключается в том, что страна, рассматривающая себя как теряющая власть над остальными, может прибегнуть к упреждающей (превентивной) войне, и бороться до тех пор, пока будет верить в победу в возврат контроля над имуществом и властью. Джозеф Най (Joseph Nye) приводит несколько исторических примеров этого явления: Фукидид пишет, что Пелопонесская Война была ускорена снижением боязни Спарты роста Афин. Сотни лет спустя, боязнь Германией возрастающей мощи России позволила чиновникам в Берлине начать войну в 1914 году, а не ждать пока рост России станет сильнее. Британия вошла в этот же конфликт в надежде остановить рост Германии, будучи неспособна заключить договор с Германией, которые та имела с другими странами.
Увеличивающийся внутригосударственный политический беспорядок и хаос – другая причина, которая может сделать страну более склонной к войне. Убедительно доказано, что политический переход, обычно, к демократическому ли или авторитарному режиму, по своей сути нестабилен, и увеличивает вероятность войны. В странах, переходящих к демократии, увеличение группировок и отдельных людей, которые готовы к власти и апеллируют к этническим или национальным символам и верности – может способствовать конфликту. Если эти символы относятся только к части населения, тогда между различными группами внутри и вне государства возникают или обостряются противоречия. Внутренние политические расхождения во взглядах, основаны ли они или нет на национальной почве, могут также привести государство к войне, как к средству объединения людей против общего врага и преодоления внутренних разногласий. В случае России, аспекты вторжения в 1999 мятежной провинции Чечня, могут рассматриваться как образец.
Наконец, слабость страны, находящееся в состоянии упадка, может вызвать нападение на неё со стороны других государств, которые увидят удобный момент для увеличения собственной мощи благодаря победе и/или завоеванию. Джеффри Блэйни указывает на то, что войны происходят, потому что воюющие стороны верят, что могут одержать победу. Упадок противника может хорошо подкреплять такую веру, до тех пор, пока проигрывающая страна может не осознавать степень своей слабости и отказываться от капитуляции. Много причин смены режима – революция, например, может привести к тому, что окружающие увидят слабость и уязвимость страны (ошибочно или нет). Упадок и несостоятельность государства может рассматриваться, более того, как побуждение к агрессии со стороны других государств. Если втянутые в это государства являются великими державами, их действия стремятся к тому, чтобы иметь значительное влияние на международную систему, и опасность распространения конфликта заметно возрастает.
Если общий факт упадка России поднимается на рассмотрение, его детали не менее важны. Хотя Россия не может быть охарактеризована как страна «несостоятельная» или «становящаяся несостоятельной», она демонстрирует характерные особенности, которые связаны с процессом разрушения. Поскольку эти процессы, а не просто факт разрухи сам по себе, делают страну опасной для своего собственного населения и международного сообщества, стоит рассмотреть в специальной литературе, как это относится к России.
Могут полагать, что государство на пути к разрухе, когда имеются существенные беспокойства в способности функционировать как сплочённый и эффективно управляемый правительством организм. Гражданская война и политической распад могут быть результатом несостоятельности государства, и существуют некоторые ключевые признаки, что некоторые процессы идут полным ходом, они включают:
В двух словах, государство разрушается, когда основные причины, по которым люди собрались вместе под централизованным правительством – гарантии личной безопасности, принуждение к выполнению правил хозяйствования, осознания необходимости защиты от внешних угроз – прекращают эффективно служить существующим институтам.
Пока все эти факторы служат индикаторами того, что государство приходит в упадок особо опасным образом, их присутствие не обязательно свидетельствует о том, что государство уже развалилось, или развалится в будущем. Пока мы осознаём, что полностью несостоявшееся государство – отсутствует центральное управление, не существует правопорядка, и военные – если они существуют, конечно, - приватизированы, нет ясного понимания, какая точка на графике упадка является точкой необратимости, или самой большой опасности. Однако, полностью ясно, что эти индикаторы служат указателями возможности разрушения страны, а также опасными свидетельствами своей собственной правоты.
Так как опасности, появляющиеся с упадком страны зачастую не ограничиваются границами самой страны, внешние субъекты могу предпринять шаги, чтобы остановить, или полностью обратить упадок (одновременно, как отмечено выше, другие могут попытаться воспользоваться преимуществом этого). Вдобавок к повышенному риску конфликта, другие следствия ухудшения состояния страны могут беспокоить её соседей и остальные государства. Внешний или внутренний конфликт может создать проблемы беженцев для ближних государств, и потенциально привести к политической нестабильности. В сегодняшнем взаимосвязанном мире, возрастание криминализации экономики в одной стране, способствует росту криминальной активности в мировом масштабе. Таким образом, когда становящаяся несостоятельной или слабая страна неспособна реагировать на кризисы, которые приносят вред безопасности других стран, её соседи или другие заинтересованные стороны могут взять дело в свои руки.
В УПАДКЕ ЛИ РОССИЯ?
В какой степени, процессы упадка и опасности, которые они в себе таят, присутствуют в России? В этом докладе, мы покажем, что существует искренние беспокойства о направлениях тенденций в политическом и экономическом развитии, о здоровье и благополучии населения, о состоянии российской армии, о состоянии российских атомных электростанций и отрасли, относящейся к ядерной энергетике. Более того, межрегиональные разновидности этих проблем создают дополнительные беспокойства о потенциально возможных внутренних беспорядках и разделении.
Мы концентрируем внимание на ключевых областях, в которых современные тенденции наводят на мысль о существенном упадке. Эти области не содержат в себе все проблем России, но мы верим, что они на самом деле включают в себя проблемы, которые, наиболее вероятно, ведут к кризисам, затрагивающим интересы Соединённых Штатов, и могут вовлечь вооруженные силы Соединённых Штатов.
Во-первых, продолжающаяся эволюция политических и экономических структур России, движется в потенциально беспокойных направлениях. До сих пор не ясно, до какой степени Президент Владимир Путин и его администрация будет способна обратить процесс политической децентрализации, которая набирала силы в течение срока его пребывания в должности. Хотя текущая администрация предприняла многочисленные шаги, чтобы заново утвердить централизованное управление, несходство региональных экономических, политических и демографических показателей указывает на то, что административные изменения могли быть недостаточными, чтобы приостановить эту тенденцию. Более того, стоимость общественной свободы и свободы прессы, которые, по-видимому, вызваны реформами Путина, создают дополнительные беспокойства за будущее России.
Широкая распространённость коррупции и входящая в обыденную жизнь преступность, принуждение в экономической жизни - являются скорее дополнительными симптомами упадка, чем тенденциями обесценивания экономики России. И хотя современные показатели экономического роста в России позитивные, их основа - высокая цена на нефть и слабый рубль, а это наводит на мысль, что без всесторонних реформ их нельзя будет удержать на таком уровне.
Сокращающееся население России страдает от низкой рождаемости также как от высокого уровня заболеваемости и шокирующее высокого уровня смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Если эти тенденции продолжатся, Россия столкнётся с продолжающимся поседением своего населения, которое будет оказывать дополнительную нагрузку на экономику. Также будет вызывать озабоченность способность мужчин России служить в армии. Наконец, поскольку демографические показатели, не менее чем экономические и политические, по-разному отражаются на регионах и этнических группах, они имеют реальную возможность сыграть на руку мобилизации части населения таким образом, что увеличат риск этнического или межобластного конфликта, хотя это и маловероятно.
На российской армии отражаются не только проблемы страны в целом, но и её собственные трудности. Демографический спад означает, что каждый год призывников становится всё меньше. Разрушение правопорядка означает, что многие из них имеют криминальное прошлое. Существующие военные структуры не имеют иммунитета, и коррупция и криминал распространяются до самого высокого уровня. Недофинансирование и слабая поддержка продолжают оказывать негативное влияние. Старение обмундирования неустранимо, и войско посылается в бой без соответствующей подготовки. Солдаты и офицеры мирятся с отсутствием денежного довольствия месяцами, и всё больше зависят от политической, финансовой, и иной поддержки местного руководства. В таких условиях порядок и дисциплина должны быть сомнительными, с потенциально опасными последствиями, особенно для арсеналов ядерного оружия России и связанной с ней инфраструктурой, хотя даже влияние этих последствий на обычные вооружённые силы - являются существенными причинами для серьёзного беспокойства.
Наконец, существует упадок транспортного и индустриального сектора России, в том числе и атомной отрасли. Существуют противоречивые доклады о состоянии дорог, железных дорог, и других транспортных сетей. Хотя кажется, что эти сети функционируют, они далеки от максимальной эффективности и безопасности. В промышленном секторе, включая ядерную энергетику, производительность и эффективность – низкая, рабочим месяцами не платят, производственные мощности стареют. Риск аварий и затруднения при быстром и эффективном реагировании на такие аварии, соответственно, возрастает.
Эти факты, по одиночке и вместе, увеличивают вероятность кризиса и демонстрируют степень упадка России как великой страны. Пока что, относительная слабость России не позволяет ей развязать агрессивную войну против другой сильной страны, но теория и опыт как стран приходящих в упадок, так и тех, которые находятся в состоянии сложного и сомнительного переходного периода - предполагает возможность того, что Россия внезапно нападёт на соседнюю или другую слабую страну. Возможность внутреннего конфликта укоренена в этнических тенденциях внутри России или в политическом регрессе, также усилившемся.
Как возросшая склонность к конфликту, так и износ инфраструктуры России по очереди увеличивают вероятность гуманитарной катастрофы, от собственно войны ли, от промышленной или ядерной катастрофы, от кризиса здравоохранения, от физической или экономической изоляции части страны. В результате беженцы; голод и массовая смерть от голода; или эпидемия, вряд ли эта ситуация сложится только но российской земле. Более того, слабость России создаёт трудные условия для её сил безопасности и особого назначения для эффективного ответа, усугубляя проблему. Существуют те, кто считает, что пока что это сулит нечто плохое только России, и имеет несущественное влияние на Соединённые Штаты. Такой довод игнорирует несколько ключевых интересов США, на которые прямо повлияет будущее России.
В последующих главах мы обсуждаем ключевые показатели упадка России, и как продолжающееся ухудшение может привести к кризису, таким образом, что это повлияет на интересы Соединённых Штатов. Затем мы представляем ряд сценариев того, как могут развёртываться события, так что Соединённые Штаты окажутся перед лицом необходимости отреагировать своими вооружёнными силами и средствами. Наконец, мы рассматриваем практические следствия для планирования Соединёнными Штатами своих действий, и даём рекомендации на будущее.
перевод: Иващенко Олег | © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |