Интернет против Телеэкрана, 22.07.2014
Добро пожаловать в ад!

В последнее время информация о Косово практически исчезла состраниц газет. Край находится под контролем международных сил, и малокто из посторонних бывает там. Как оказалось, на то есть вескиепричины. Один из немногих, кто смог побывать в этой отторгнутой частибывшей Югославии, - эксперт информационного агентства"РосБизнесКолсалтинг" (РБК) Михаил Чернов.
Он проехалчерез весь край в составе делегации российского Фонда АндреяПервозванного и Центра национальной славы, которая везла косовскимсербам гуманитарную помощь.

"Русский журнал":Существует «каноническая версия» трагедии Косово – сербские карателиустроили этнические чистки, и мировое сообщество вынуждено быловмешаться…

Михаил Чернов: На самомделе, война началась с того, что албанцы в Косово стали требоватьавтономии, создали свою нелегальную армию и начали нападать направительственные войска. Албанские формирования были хорошо обеспеченыденьгами за счет албанской диаспоры, которая к тому времени ужеконтролировала значительную часть наркопотоков и проституции в Европе иобладала большими финансовыми и лоббистскими возможностями. Им помогалии американцы, и европейцы, которым по своим причинам была нужнадестабилизация в этом регионе. Кроме того, албанцам, как мусульманам,активно помогал Иран…

Р.Ж.: Албанцы живущие сейчас в Косово религиозные люди?

М.Ч.:Нет. Албанцы - еще те мусульмане. Мы проехали на машинах половинутерритории албанского Косово, и мечети, которые мы видели из окнаавтобуса, можно пересчитать по пальцам. Тогда как в нормальноммусульманском городе они всегда бросаются в глаза. Более того, получиввласть в Косово, албанцы разрушили большинство старых турецких мечетей,и на их месте построили свои. При этом, мера эта совершенно непонятна –ведь и у турок, и у албанцев одно и то же направление ислама. Номечетей, повторю, очень мало. По особенностям архитектуры некоторых ихних видно, что они построены на арабские деньги…

Р.Ж.:Как развивались события после того, как начались столкновения междуправительственными сербскими войсками, сербским ополчением и силаминелегальной Армии освобождения Косова (УЧК)?

М.Ч.:С военной точки зрения победа осталась за сербами… Когда едешь поКосово, то вдоль дорог очень часто встречаются памятники погибшималбанским полевым командирам. Их так много, что становится ясно -потери албанские силы понесли большие. И если бы не вмешательствоЗапада, то сербы просто зачистили бы край… При всех отличиях у сербов иу албанцев есть общее: это горные народы, а значит резать они умеют -это для них не проблема. Но в результате военной кампании НАТО противЮгославии сербов заставили вывести свои войска из Косово и из созданнойна границе края с сербской стороны демилитаризованной зоны.

Р.Ж.:"Косовский вариант" пропагандируется Западом как одна из лучших моделейпо урегулированию межэтнических столкновений. Именно такой вариантпредлагается на Кавказе, в Южной Осетии и в Карабахе, Приднестровье, атакже в Израиле. Скажите как очевидец – пример Косово можно признатьудачным? Что из себя представляет «примиренное» Косово сегодня?

М.Ч.:Меня глубоко поразило в Косово то, что там, по сути, существуют трипараллельных мира. Они абсолютно разные, мало соприкасаются между собойи представляют какое-то фантасмагорическое сочетание… Мы прилетели вБелград, на машинах проехали через Сербию и въехали в Косово черезприграничный, населенный сербами косовский город Косовска-Митровица.Последний албанский дом взорвали 17 марта 2000 года в ответ нанападения албанцев на сербов в других частях Косово. Вся остальнаячасть Косова в основном вычищена от сербов - оттуда изгнали порядка200-250 тысяч человек. Их деревни и отдельные дома стоят вдоль дорогразрушенными: албанцы туда не заселяются. В Косово осталось около 100тысяч сербов против 2 миллионов албанцев, причем более половинысербского населения живет в примыкающей к Сербии северной части края.Остальные разбросаны в немногих сохранившихся деревнях и поселкахцентрального и южного Косово. Живя там, сербы ежедневно рискуют жизнью,они лишены возможности защитить себя, и их никто не охраняет. Албанцысовершенно спокойно заходят в сербские населенные пункты в центральномКосово. Сербам же за пределы своих районов выходить очень опасно.

Натерритории, подконтрольной албанцам, идет тотальное строительство -ничего подобного ни в Сербии, ни в сербском Косово нет. Строят большие,добротные, красивые, албанского типа дома, гостиницы, автосалоныевропейских и азиатских автомобильных фирм. Промышленных предприятий нестроят. Мечетей тоже практически не возводят. В албанском Косово оченьхорошая земля - прекрасный плодородный чернозем, но землю албанцы, вотличие от сербов, не обрабатывают, предпочитая застраивать этотчернозем домами. Там практически нет никакого производства,единственное, что видно, - сфера обслуживания. Из промышленныхпредприятий в крае имеются лишь горнорудные предприятия в сербскойчасти и построенные Югославией два блока электростанции Обилич, врайоне, сейчас зачищенном от сербов. Самое интересное, что албанцы тамне работают, а работают на станции хорваты, которых завозят вахтовымметодом. Точно также поддерживаются в рабочем состоянии коммунальныесистемы столицы края Приштины. Все строительство там ведется на деньги,присылаемые извне, - доходы албанской косовской диаспоры от торговлинаркотиками, поставок живого товара в европейские бордели, контрабандыв ЕС табака.

Р.Ж.: То есть, албанское население в Косово не бедствует?

М.Ч.:Наоборот! Это потрясающая картина: строятся красивые дома, гостиницы,ездят дорогое машины - гораздо лучше, чем в Сербии. Из этих красивыхмашин выходят албанцы - такие респектабельные, красиво одетыегоспода... На их фоне солдаты КФОР выглядят запуганными «беднымиродственниками». Для них любой выезд в город и вообще куда-либо –большой риск. Например, переезд нашей делегации из Градчаниц в селоЛипляны, который обеспечивали миротворцы из Швеции, готовился какнастоящая военная операция. Базы международных сил представляют собойсильно укрепленные пункты. Причем так эти базы выглядят только валбанской части, в сербских районах, в северной части Косова, гдеалбанцев нет, обстановка совершенно другая, никаких мер безопасностисилы ООН не предпринимают, укреплений нет: так, шлагбаум, и все.

Салбанцами силы ООН предпочитают не связываться. Зато отыгрываются насербах. Могут между двумя сербскими селами перекрыть дорогу и непускать сербских детей в школу. Среди враждебного албанского окруженияподобный произвол просто невозможен. Кроме того, в албанской частиполиция ООН почти полностью состоит из албанцев. Служат в ней бывшиебоевики Сил освобождения Косово.

Таким образом, в Косовомы имеем несколько параллельных миров. Мир албанцев - абсолютнонеподконтрольный, экономически процветающий, получающий деньги из-заграницы. Второй мир - мир сербов, которые окружены и подавлены. И мир«миротворцев».

Р.Ж.: Судя по вашему описанию, положение сербов там похоже на положение жителей еврейских поселений в арабском окружении…

М.Ч.:Сербам значительно хуже, чем евреям в Иудее и Самарии. Евреи могутпередвигаться на обычных рейсовых автобусах, автостопом. Но если вГрадчаницах, рядом со столицей, серб еще может выйти из городка, то вотдаленных маленьких населенных пунктах это просто невозможно. Так, ябыл в селе Липляны. Там все село - улица в двести метров, и за еепределы серб выйти не может - иначе «секир башка».

То, чтопроисходит там, - это этнические чистки в чистом виде. Последняя этогогеноцида была год назад - 17 марта 2004 года, когда одновременно вовсех албанских районах начались сербские погромы, несколько десятковдеревень было вычищено от сербов, многие жители убиты, многие домасожжены. Международные силы, которые согласно их мандату должныобеспечивать безопасность в крае, не защищали сербов, а сосредоточилисьна их эвакуации. То есть, фактически действовали в интересах албанцев:те устраивали беспорядки, а миротворческие силы осуществляли эвакуациюсербов, то есть проводили этническую чистку. Сербы удержались только втех районах, где, как в Градчаницах, создали ополчение, котороеотбивало в течение нескольких дней атаки албанцев. Все это важно знать,так как "косовский опыт", сейчас настойчиво предлагается по всему миру.В том числе, для Приднестровья, Южной Осетии, Израиля.

Р.Ж.: Но как понять Европейский союз, Америку, ООН, которые собственными руками создали бандитское государство в центре Европы?

М.Ч.:А почему после прихода американцев в Афганистан производство наркотиковтам выросло в несколько десятков раз? А что вызят из Афганистанаамериканские военные самолеты, которые никто, кроме американскихвоенных, не досматривает? А что возят самолеты ООН и КФОР в Косово ивывозят оттуда?

Ведь это аксиома – в такой креминогеннойобстановке офицерам любых международных сил, вне зависимости отнациональности, неизбежно приходится устанавливать контакты с местными(это просто особенности психологии) будут устанавливать какие-токонтакты с местными ребятами. Можно предположить – что это за контакты.Известно, что операции по борьбе с наркотрафиком всегда координируютсяспецслужбами. О связи сотрудников ЦРУ с наркобаронами в разных частяхсвета, тоже известно – о них много говорилось во время громкихскандалов в 70-е и 80-е годы. Достоверной информации на этот счет нет ибыть не может, но оснований для серьезных подозрений на этот счет –сколько угодно.

Р.Ж.: Сербы смирились с поражением?

М.Ч.:Если речь идет о правящем слове, то приходится признать, что онполностью сращен с криминалитетом и мыслит поэтому соответствующимипонятиями. «Родина», «достоинство», «возмездие» - это слова не из ихсловаря.
Однако, в отличие от продажных югославских политиков самикосовские сербы настроены очень принципиально: речи о сдачи Косово неидет. "Вот выведут войска – и мы начинаем резать албанцев. Это нашаземля. Мы отсюда никуда не уйдем"... По дороге на Косово частовстречаются надписи: "Партия сербского единства" и "Аркан"(национальный герой сербов, убитый несколько лет назад в Белграде).

Р.Ж.: Можно сказать, что политика компромисса, которой отдавал предпочтение Милошевич, себя не оправдала?

М.Ч.:Безусловно. И новые Сербские власти, которые выдали Милошевича, тожесчастья Сербии не принесли. По сравнению с другими бывшими югославскимиреспубликами Хорватией или Словенией, Сербия сегодня – очень беднаястрана. А ведь Белград выполнил все международные требования: сербскиегенералы пачками едут сдаваться в Гаагу, выполнены все условия НАТО. Ноникаких обещанных при капитуляции денег, никакой международной помощи,никаких инвестиций туда не идет. Идет общий упадок экономики, упадоквсех инфраструктур. Например, дороги в Сербии очень плохие, почти как вРоссии, с выбоинами и колдобинами, а еще несколько лет назад, приМилошивиче, они были идеальны. История в очередной раз показала: никтоне даст деньги тому, кто допустил разрушение своей страны. Пообещатьмогут. Дать – никогда!

В Косово надо устраивать экскурсии -чтобы посмотреть на свое будущее, на то будущее, что может быть у насвсех, которое может быть у очень многих народов постсоветскогопространства, которое может быть у Израиля. Это и наше будущее - еслимы не будем отстаивать свои интересы, не защищать свою Родину, апродавать ее.

Беседовал Авраам Шмулевич, http://www.russ.ru


0.053389072418213