Другоедело, когда пишущий о ТВ старается понять роль изучаемого объекта вдуховных и социальных катастрофических процессах. И способен при этомна нетривиальные выводы.
Когдапервый раз взял в руки увесистый том исследования Сергея Смирнова, то,честно признаться, был немного удивлён. Книга посвящена всего одному,пусть и довольно известному телеведущему Владимиру Познеру и егопрограмме. Подумалось: а не слишком ли много внимания уделеноконкретной телевизионной персоне? Нет ли здесь мистифицированного ужасаперед силой и влиянием электронных СМИ?
Темне менее уже с первых же страниц становится понятной весьмарадикальная, жёсткая позиция автора. Свою задачу он видит в том, чтобы«объяснить людям, что телевидение уже почти двадцать лет НЕ ЯВЛЯЕТСЯ(выделено С.С.) средством массовой информации», что оно – «опасность,обман, путь, ведущий к смерти (часто физической)», что «нельзя доверять«голубому экрану», нужно воспринимать его как врага хотя бы для того,чтобы не оказаться жертвой обмана».
Правда,автор оговаривается, что «голубой экран» враждебен не тотально, но«лишь» своими новостными и аналитическими программами, ток- и прочимишоу, «фабриками звёзд», «бригадами», «историческими передачами»Сванидзе, Радзинского и т.п. Исчерпывающий список, не правда ли?Который, кстати, свидетельствует о том, что телеаналитик смотрит неодни лишь «Времена», в чём можно было бы его заподозрить, исходя из«узкой специализации».
Ивсё же автора в наибольшей степени волнует вещаниеобщественно-политическое. А поскольку ТВ у нас в последние годы сталобесповоротно-безальтернативным, то и неудивительно, что в центрвнимания попали познеровские «Времена». К слову сказать, непримиримыйкритик телевизионного «временщика» не отказывает тому впрофессионализме, в образованности, в умении работать. Что настраиваетна серьёзный лад. Заставляет ждать не истеричных выкриков, носерьёзного разговора.
Наблюдательностьисследователя – одно из несомненных достоинств «суммы против Познера»,как можно было на средневековый лад обозначить издание. К примеру, онпишет: «Каждый раз поражает то, как все чиновники, политики,общественные деятели, олигархи и пр. люди, которых, казалось бы, ужетрудно чем-либо смутить, вынуждены на «Временах» буквально стараться, аиногда даже оправдываться и даже выслуживаться перед ведущим.
Ихотя понятно, что они стараются исключительно ради своего рейтинга иуровня популярности у населения, что они горячатся и выслуживаютсяпрежде всего перед телезрителями и своими начальниками, которые смотрятв этот момент передачу или которым потом донесут, что надо, но по фактуполучается, что ядром власти, генеральным секретарём «всего вокруг»является хорошо себя подающий и профессиональный ведущий». Подмечаетсявсё: и то, как Познер был одет в той или иной передаче, и то, как онсебя вёл, и то, кого и как он цитировал и кого приглашал в студию. Посути, читатель имеет дело с довольно подробным анализом (из программы впрограмму) полуторагодичной деятельности ведущего аналитическойпрограммы Первого канала.
Разборотдельных выпусков «Времён» показывает, как самые разные люди попадаютв телестудии в неприятные и неожиданные для себя ситуации, невольностановятся инструментарием изощрённейших манипулятивных приёмов, частоне ведая об этом или догадываясь, «когда уже поздно». Причём используетПознер таким образом всех – от ультралиберала Гайдара донационал-державника Аксючица. Участники идут в Останкино, чтобы донестидо народа собственное мнение, но всё уже так задумано и срежиссированохитроумным ведущим – и это основная мысль книги, – что любое, дажесамое правильное мнение будет лить воду на мельницу Познера или тех,кто заказал ему внедрение определённой установки в массы.
Однако,вступаясь за гостей «Времён», скажу: со стороны легко обвинять иназывать всех послушными куклами. Люди попадают действительно внепривычную для себя ситуацию, тем более программа не идёт в прямомэфире, и руководство впоследствии может просто выбрасывать, «вырезать»неугодное, монтировать как угодно, и вы никогда никому ничего недокажете. Да и случаи «неповиновения» случались: помню, как губернаторКраснодарского края Ткачёв на познеровские попытки понукать и помыкатьсобеседником быстро внёс ясность, заметив: «Я буду говорить то, чтосчитаю нужным». Не стоит, наверное, и придавать режиссуре ВладимираПознера и некую демоническую всесильность.
Есличитатель хочет острых наблюдений, недюжинной смелой интуиции, смелых инередко доказательных выводов, имеет силы и способности отделять их отэмоций, а также и заочно спорить по многим позициям, то книга СергеяСмирнова для него.