Интернет против Телеэкрана, 25.07.2014
Уродливое общество и общество уродов
Зиновьев А.
Соотношение  нормы и  отклонения от  нормы (то  есть уродства) является очевидным  только  в  самых  примитивных случаях.  В большинстве  же случаен бывает трудно и даже невозможно установить, имеет место норма или уродство. 

Норма  сама  по  себе  вообще  реально не  существует.  Это  есть  лишь абстракция  от уродств, и  уродство суть реальность  нормы. Норма существует лишь  в уродствах.  Но мы  все-таки  говорим о норме как  о  реальности. Тут происходит  смешение  понятий. Есть  норма  абстрактная  и  норма  реальная. Реальная норма есть реальное уродство, наиболее близкое к норме абстрактной, то  есть к идеалу.  Потому есть нормальные уродства и  ненормальные, то есть уродства второго  уровня. Фактически  уродами  и считают  вторых. Абсолютной грани тут нет. В отношении крайних случаев  это ясно. В прочих случаях имеют силу условности, соглашения, принятые критерии различения.  Уродство есть закономерное явление. Уроды  появлялись и будут появляться везде и всегда. Это -  универсальное  явление. Если бы  уроды не  появлялись сами собой, люди стали бы производить  их специально. Впрочем, это в той или иной форме в истории делалось  постоянно. Разве мы не культивируем уродов  в духе потребностей  нашего общества?! Включи телевизор,  и ты  их  увидишь  в изобилии. Только  благодаря  уродам  здоровые люди осознают  себя в качестве нормальных  людей  или впадают в  иллюзию  нормальности. Сами отклонения  от нормы  суть норма. Ненормально другое, а  именно - когда отклонения от нормы начинают доминировать  над  нормой, когда уродство  становится более обычным явлением, чем его нормальный образец. Тогда все переворачивается.  Наступает деградация. Общество в целом превращается в социального урода. 

Норма есть состояние,  наиболее адекватное устойчивым  условиям  бытия, есть  наилучший механизм  индивидуального  самосохранения.  Уродство же есть порча  этого   механизма,  есть  ослабление  способности  самосохранения.  В большинстве обществ  прошлого  вырабатывались  средства  против этой  угрозы существованию общества. В частности, уродливых младенцев уничтожали. В нашем обществе  такой  механизм  самозащиты не существует. У нас физические  уроды выживают,  включаются  в  жизнь  здоровых  на равных  правах  и  даже  имеют некоторые привилегии.  А об уродствах духовных и говорить не приходится. Тут мы превзошли все, что когда-либо было в истории. Вся наша система воспитания и образования, вся наша культура и весь наш образ жизни как будто специально придуманы для того, чтобы в массовых масштабах производить духовных уродов и чудовищ.

Большие человеческие  объединения, целые  общества  и даже  цивилизации могут рассматриваться как нормальные или уродливые. Нормальные при этом суть большая  редкость. Биологические организмы  часто бывают нормальными, потому что их огромное число. А  число  социальных  организмов очень  невелико,  во всяком случае, недостаточно велико, чтобы нормальные  случаи стали обычными. Наше общество является  грандиозным уродом, поистине монстром.  И это  стало решающим фактором в производстве духовных и физических уродов людей.   Общество может состоять  в основном из здоровых  людей, но  быть уродом как целое. Но возможен и такой случай, когда общество состоит в основном  из уродов, но  является в  целом здоровым. Мы приблизились к рубежу, когда наше общество будет состоять в основном из  уродов, будучи уродом в целом.

Сможем ли мы, уроды, превратить  его в здоровый социальный организм или  нет  - вот проблема.

 

 


0.052090883255005