Интернет против Телеэкрана, 08.07.2014
Самобытное "западничество" и славянофильская вестернизация
Елисеев А.

Славянофилы, евразийцы и прочие «самобытники» совершенно напрасно говорят о том, что петровские реформы вестернизировали Россию. Наоборот, они только укрепили русскую самобытность. Европейское культурное влияние затронуло лишь часть русского общества – аристократию, причем затронуло ее частично. Любят говорить о вестернизированном дворянстве, которое говорило только на французском и было чуждо национальной, народной культуре. При этом часто ссылаются на Толстого, где французской речи у дворян – море. Но тот же Толстой красочно описывает, как Наташа Ростова умело и задорно танцевала русский танец. Татищев, Карамзин, Тредиаковский, Державин – это что, беспочвенные дворяне?

Восприняв европейскую культуру, Россия только прибавила колориту. Еще одной краской больше. Не случайно, что рьяный консерватор К. Леонтьев относился к петровским реформам весьма одобрительно. Ведь они усиливали цветущую сложность.

Любопытно, что именно Цари-«западники» более всего думали о простом русском народе. При Петре выходцам из низов был открыт доступ в дворянство. Крепостную зависимость усилили, но при этом усилили и зависимость дворян от Государства. Мобилизация.

А вот возьмем Екатерину II, которая тщилась доказать происхождение всех языков от русского и переименовывала фонтаны в водометы. При ней господам-аристократам было разрешено не служить, в то же время крестьян гнобили еще хуже, чем прежде. А в армии торговали десятками тысяч солдат (один только Потемкин присвоил себе целый рекрутский набор!).

После «матушки» Россией правил Павел I – «пруссак» и «мальтиец». И что же? Государь-«западник» попытался заставить всех дворян служить и серьезно облегчил положение крестьян (ограничение барщины, запрет продавать крестьян без земли и разделять семьи).

Любопытно, что разоблачители Петра – славянофилы-самобытники – находились под сильнейшим влиянием западной философии (гегельянство). И обществу они предлагали вполне себе западническую программу – отмену сословий, народ – источник власти. То есть были умеренными западниками. И, кстати, настоящее западничество началось тогда, когда с Запада стали импортировать не культуру и технологии, а уклад общественной жизни – капитализм. Как ни печально, но мощный импульс этому разрушительному процессу был дан в правление Царя-националиста – Александра III…

Может быть, излишнее внимание к внешним аспектам национальной самобытности отвлекает от созерцания ее внутренней сути?


0.048373937606812