Как можно что-то развивать, если, как сформулировал Фрадков, утеряна сама способность производить? Или это взяли откуда-то из рекламы препарата Viagra?
Впрочем, тайну представленной «Стратегии» полностью раскрывает её ключевой абзац: «Задача № 1. Продуктовая политика. Только продаваемая на мировом авиарынке продукция отечественной авиапромышленности позволит сохранить Россию в качестве мировой авиастроительной державы. Преимущественная ориентация на ограниченный внутренний рынок, который к тому же де-факто постепенно становится частью мирового рынка, ошибочна».
Здесь осмысленна и правильна фраза «сохранить Россию в качестве мировой авиастроительной державы». Это и должно быть целью государства, но её умудрились запрятать внутрь текста одной из задач.
Всё остальное – мумба-юмба.
Во-первых, как может быть ошибочной ориентация на внутренний рынок, если «внутренний рынок … становится частью мирового рынка»?
За подобными выражениями видно лукавое сознание тех, кто из года в год сдавал свой внутренний рынок, фактически сам сделал его мировым - в смысле для американских «Боингов» и европейских «Аэрбасов», а также канадских «Bombardie», бразильских «Embraer» и китайских «Х» (они уже на подходе). В подобных фразах - бессильное сознание тех, кто уже перестал верить в нашу способность делать самолёты для своих пространств, но, дабы и дальше пускать пыль в глаза, отважно призывает завоевать рынок мировой - т.е. внешний, чужой.
Эта фраза является ключом ко всей «Стратегии» и, главное, к умонастроениям правительства РФ.
Курс – на то, чтобы и в авиации стать сырьевым придатком США, Европы, а также теперь ещё и Китая и Бразилии. И всё это под лозунгами «мировой авиастроительной державы».
Схема проста и отработана на автопроме.
Сначала уничтожить отечественный тот или иной «пром», а потом через отвёрточные технологии «развивать его» и делать «мировым» под лозунгами «интеграции в мировое разделение труда» и «поиска своего места в мире».Наглядно это показывает любимое детище этого правительства - самолет RRJ (Герман Греф в который раз назвал его «последней надеждой»). Номинально этот региональный самолёт делают в КБ «Сухого», но на 50 - 70 процентов он будет нероссийским (кстати, серьёзное участие в этом самолёте принимает и «Боинг»). Это почти как БМВ калининградской сборки.
Впрочем, авиапрому, видно, суждена судьба похлеще той, к какой приговорён автопром. Свой автопром нам, оказалось, не нужен, но ещё терпим. А вот авиапром, согласно словам Германа Грефа на заседании Правительства, не только не нужен, но и опасен: «Если мы производим «Жигули» и «Волги», которые народ называет консервными банками, то на них хотя бы можно ездить 40 километров в час, минимизируя потери. А это же самолеты, они же летают!».Такая схема позволяет проделывать удивительные вещи, прежде всего, инвестировать бюджетные средства РФ в развитие чужого авиапрома. И заявляемые в «Стратегии» 20 миллиардов долларов на ближайшие 10 лет выглядят крайне двусмысленно. Уж не на дотирование ли «Боингов» и «Аэрбасов» они пойдут? Как через «ножки Буша» вот уже полтора десятилетия дотируются американские фермеры?
Ровно четыре года назад было опубликовано письмо председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимира Катренко, в котором он, относясь к только что утверждённым тогда Президентом России «Основам политики России в области авиационной деятельности на период до 2010 года» (интересно, где отчёт о выполнении тех «Основ»?!!), буквально вопиёт: «За последние годы 13 раз правительство принимало решения, по которым предоставлялись таможенные и налоговые льготы на импорт зарубежной авиатехники. Объем этих льгот составил 1,2 миллиарда долларов. То есть из нашего скудного бюджетного пирога, формируемого в основном за счет нефтедолларов, мы вырвали солидный кусок в пользу производителей иностранных самолетов».Катренко тогда точно отметил, что правительство Михаила Касьянова спонсировало забугорный авиапром. Сегодня оно уже без Касьянова продолжает делать то же самое. Более того, ставит эту задачу в качестве главной на ближайшие десять лет.
Не менее интересно и то, что в восклицаниях про «консервные банки» присутствует полное отсутствие знаний о качестве российских самолётов - прежде всего, об их безопасности.
Словно в ответ господину Грефу через пять дней представители
Международного авиационного комитета огласили на прошедшем в Москве семинаре по безопасности полетов результаты очередного исследования. Оказалось, что по главному показателю - количеству катастроф на 100 тысяч часов налета - практически все отечественные самолеты в 3 – 6 раз надёжнее своих заокеанских аналогов - тех же столь часто падающих «Боингов»…
По прогнозам Минтранса, пассажиропоток в России к 2010 году должен вырасти до 56 миллионов человек, то есть почти в 2 раза. И как заявил ещё четыре года назад руководитель главного российского авиаперевозчика - «Аэрофлота» Валерий Окулов, потребность российских авиакомпаний в воздушных судах в период с 2001 по 2015 год оценивается «Аэрофлотом» в 1202 самолета, из которых 53 – дальнемагистральные, 215 – среднемагистральные, 149 – ближнемагистральные и 785 – региональные.
А если ещё и перестать через заоблачные тарифы ограничивать число тех, кто может позволить себе быть авиапассажирами, то российский рынок может стать просто гигантским.
В любом случае, именно на внутреннем рынке надо строить базу сбыта для российского авиапрома - если, разумеется, руководство страны действительно хочет «сохранить Россию в качестве мировой авиастроительной державы».
А мы уже как десять последних лет отдаём наш внутренний рынок иностранцам (см. выше те же цифры Нерадько). И собираемся его и дальше отдавать – видно, в связи с его «ограниченностью». Так, тот же Окулов весной этого года заявил, что «Аэрофлот» собирается закупать в ближайшие шесть лет до 400 самолётов, при этом не менее (то есть, скорее всего, и более) 70 % он собирается заказывать за границей.Положение об «ограниченном внутреннем рынке» является не более чем способом обоснования уничтожения отечественного авиапрома и сдачи рынка западным а, теперь уже, и восточным авиастроителям.
Под эти разговоры об «ограниченности» происходила и происходит распродажа потребности в самолётах заграницу.
«Если самолеты не производятся в России, значит, их нужно покупать за рубежом, а для этого нужно снизить таможенные платежи…» - поясняет В. Окулов в апреле 2002 года («Аэрофлот» просит льгот для иностранных самолетов», Газета.Ru, 2 апреля 2002 г.). «Пока нет своей хорошей техники, почему бы не закупить импортную? — заявляет неделю назад президент Национальной информационной группы Андрей Насонов корреспонденту ИА «Росбалт».
Всё это называется уничтожением внутреннего рынка и превращением его в колониальный. Или на высококонцептуальном языке «Стратегии» – во «внутренний рынок, который к тому же де-факто постепенно становится частью мирового рынка».Без натурного, пусть хоть в 1 экземпляре, предъявления подобного продукта и предварительных соглашений о намерениях в 2005 году уже должно быть стыдно разглагольствовать о «продаваемой на мировом авиарынке продукции отечественной авиапромышленности».
И дальше ссылаться на уже упоминаемый RRJ несерьёзно.Но даже если и будут производить внутри страны отдельные БМВ от авиации на экспорт, то это ровным счётом ничего не значит. Более того, колониальные рынки сегодня для того и делаются – чтобы выводить произведённые внутри него чужие самолёты в заграничные страны.
Опять же отметим, что в стране были и до сих пор имеются серьёзные заделы в плане изделий мирового уровня, но они даже не рассматриваются правительством.
В-четвёртых, и, главное, предельно несерьёзным оказывается то, как именно собираются решать сверхзадачу, требующую напряжения всех сил страны.Неясно, кого конкретно, какую единичную персону собираются поставить ответственной за прекращение удушения авиапрома и за создание на развалинах практически новой и имеющей мировую мощь авиапромышленной системы?..
Реалистичных ответов нет. А имеющиеся – приводят в шок.
На заседании Правительства М. Фрадков потребовал от В. Христенко, ответственного за «Стратегию», определить представителей в Минпромэнерго, которые будут отвечать за вопросы развития авиапрома. «У вас непосредственное отношение к авиапрому имеет только Борис Алешин, а этого недостаточно. Если мы не найдем человека, который может профессионально заниматься отраслью, то в дальнейшем мы по-прежнему будем только говорить об этом».
И ведь найдут! В каком-нибудь управлении какого-то департамента в агентстве Алёшина министерства Христенко.
Найдут. И поручат ему в свободное от основного функционала время победить США, Европу, Канаду, Бразилию и Китай. Завоевать до 10 процентов мирового рынка.
Впрочем, такой выход есть. И он напрямую следует из колониальной «Стратегии развития авиационной промышленности» РФ.Поставить правительство на прямое и открытое содержание «Боинга» и «Аэробаса». Или китайцев. Тут ещё нужно поспорить, провести пару заседаний правительства. И тогда удастся завоевать уже нашими тогда «Боингами» или иными лайнерами сразу мировой рынок – весь, с потрохами.
Раз производятся «русские» БМВ, Форд, Шевроле и Киа — почему бы не собирать «русский» «Боинг» или «Embraer»?..
«Русский Боинг» совершенно необходим. Но не тот Boeing 787 Dreamliner, детали которого продувают в аэродинамических трубах ЦАГИ в Жуковском, а единая, не на бумаге, а в реальности, авиастроительная корпорация как новая авиапромышленная система России – фактически, новое издание бывшего МАПа (министерства авиационной промышленности СССР).
Проект Объединённой авиационной компании (ОАК) существует, и даже указ Президента вот-вот будет подписан. И её даже обещают «корпоративно утрясти» к концу 2006 года, после чего она, видимо, должна таки начать работу. Но если ставить задачи корпорации на основе положений «Стратегии развития», долго–долго готовившейся в недрах Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и вынесенной на Правительство, то уже сегодня можно сказать, что гора родила мышь – и это в лучшем случае. Вполне вероятно, что авиакорпорацию используют в функции последнего гвоздя.
Окончательный африканский колорит нынешней ситуации задаёт митинг «протеста против уничтожения российского авиапрома», который уже два раза провели в Москве студенты и аспиранты Московского авиационного института (МАИ) у здания представительства аэрокосмической фирмы «Боинг».
Порыв студентов и аспирантов в защиту авиапрома вызывает безусловное уважение, но вот направленность и смысл протеста приводят в недоумение.
Главный плакат митингующих – «Boeing - заказчик погрома российского авиапрома».
«Боинг» является транснациональной корпорацией, которая последние десятилетия в жёсткой конкуренции с «Аэрбасом» занималась перевооружением собственного американского авиапрома и у неё по стратегии теперь наступил период жатвы. «Боинг» можно и нужно только хвалить и брать в пример.
Ну, хорошо, не хотят учиться у «Боинга» или «Аэрбаса», пусть учатся у авиапрома Бразилии или Китая, которые за последние десять лет по отдельности и в кооперации становятся значимыми авиапроизводителями мира. Ещё десять лет назад в Бразилии не было авиастроения, а теперь «Embraer» при полной поддержке и руководстве государства почти захватила весь мировой рынок региональных самолетов.Учитесь у «Embraer»! А то ведь через пару лет придётся выходить с плакатами уже против них. Типа: «Embraer преступно недоплачивает правительству РФ».
Странно, почему студенты и аспиранты не пошли к Горбатому мосту, к Белому дому, а ещё лучше – к штаб-квартире «Аэрофлота», фактический отказ которого в течение последних десяти лет (пока руководителем является зять Б. Ельцина В. Окулов) от размещения заказов на российские самолёты, по сути и добил авиапром?
Но самое странное, что убийство российского авиапрома всеми понимается вульгарно и неверно. Мол, «Боинг» скупил чиновников, процветает коррупция и т.п.
Ясно, что «Боинги» и «Аэрбасы» «помогают» нашим высокопоставленным деятелям и их обслуге уничтожать своего конкурента - российский авиапром. На то они и транснациональные корпорации, ТНК.
Но ужас-то вовсе не в этом, а в том, что и самые лучшие и честные чиновники и даже авиапромышленники теперь уже и сами не верят в возможность восстановления и действительного развития авиапрома. И этот отказ от служения сфере и от продолжения дела отцов и дедов и есть первопричина отправки нашего авиапрома на кладбище.
Но, может, ещё не всё потеряно, может, усовестятся и вздрогнут? Вдруг?
Тогда в ситуации клинической смерти авиапрома нужны и адекватные реанимационные решения и меры.
Заключаются они в том, чтобы, во-первых, составить государственный обязательный план закупок российскими авиаперевозчиками продукции российского авиапрома на ближайшие 10 – 15 лет, и, во-вторых, публично и на 5 минимум лет определить 1 (прописью: «одного») человека-чиновника, который не обязательно должен быть авиационщиком и который на деле станет отвечать за авиапром - представит план не просто сохранения авиапрома, но создания нового.Если такой план на две странички не появится в течение месяца – значит, реальная, недекларативная задача правительства состоит в том, чтобы под высокопарные разговоры о развитии уничтожить российский авиапром.
Потому что у того же «Аэрофлота» такой план есть. И в его основе самолёты нероссийского производства.
Стратегичность этого плана полностью перебивает абстрактные бумаги Правительства. Так, по сообщению газеты «Ведомости» «Аэрофлот» намерен приобрести 20-25 дальнемагистральных самолетов Boeing-787 или Airbus-350. Оба еще не собираются серийно. Продажи B-787 начнутся только в 2008 году, а A-350 - в 2010 году.
Но самое стратегическое состоит в том, что учредителем и владельцем 51 процента акций Аэрофлота является не кто иной как само же Правительство Российской Федерации.
Из года в год Валерий Окулов сетует – летать надо сегодня, а купить прямо сейчас у отечественного производителя нечего – видно они не способны производить. Так, что, расслабьтесь, уберите таможенные пошлины и будем жить как нормальные люди…
И так десять лет (http://www.pereplet.ru/text/krupnov18apr02.html).
Всё выстроено тонко и грамотно. Вот дальнемагистральные – ну, уже не способны мы их производить, а «Боинги» и «Аэрбасы» уже есть, ну чего, мол, изобретать велосипед-то
А суть дела в том, что без дальнемагистральных лайнеров авиапром уже никогда не поднимется. Да и за дальнемагистральными, только от них откажемся, следующими тут же будут среднемагистральные и т.п. Поэтому снимать пошлины «только для дальнемагистральных» означает запускать окончательный демонтаж собственного авиапрома.
… Дьявол как всегда в деталях. Из таких вот деталей и соткана «Стратегия развития», которая, к несчастью, на деле звучит как смертный приговор.
Краткая версия статьи под заголовком "Бескрылая Россия" опубликована в «Литературной газете» за 5 - 11 октября 2005 года (электронная версия публикации находится по адресу:
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg412005/Polosy/1_2.htm ) | © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |