чёрта , «никакая сила на свете не заставит раздавить его голыми руками» - а руки народа голы.
4.
Поучительно и символично полное отсутствие «религиозного колорита» в событиях 1993 года. Несмотря на то, что многие защитники Белого Дома были православными, и это было достаточно важно для них, никакого манипулирования - даже в благих целях - «священными символами» не было: условно говоря, иконы в окнах Белого Дома не выставляли. (Это, конечно, не значит, конечно, что «религиозного измерения» в этих событиях не было совсем.)
Отдельный интерес представляет церковно-институциональная сторона дела. Российская Православная Церковь с самого начала встала на позиции «примирительницы страстей» - тем самым, во-первых, обозначив происходящее как «страсти», а себя - как носителя «разумного начала». Тогда подобная позиция казалась политически выигрышной - или, как минимум, беспроигрышный. Первооктябрьские переговоры в Свято-Даниловском монастыре, проходившие при личном посредничестве Патриарха (он предложил свои услуги 28 сентября и сразу же был услышан), и особенно их частичный успех (на следующий день были подписаны какие-то соглашения о «нормализации обстановки») были восприняты как крупная политическая победа Церкви.
В принципе, церковная позицией была вполне осмысленной дальновидной. Если кровопролития не случилось бы, Церковь получила бы право говорить о себе как о силе, «остановившей кровавую бойню», или даже сразу - «гражданскую войну». Это сделало бы Церковь полноправным и легитимным участником большой российской политики. Однако, поставив не на тот сценарий, РПЦ проиграла бы всё нажитое было добро. Поэтому, когда уже стало ясно, что мирный процесс срывается, была предпринята последняя отчаянная попытка вернуть события в русло «умиротворения страстей»: 3 октября, после крёстного хода, Алексий II пообещал анафему «первому, кто прольёт кровь». (Споры о том, на ком же теперь лежит пресловутая анафема, не прекращаются и по сей день, хотя ведутся и не слишком интенсивно: всем ясно, что это «не очень серьёзно».)
Зато сервильное поведение Церкви после случившегося было не слишком дальновидным. Здесь советская выучка неожиданно подвела опытнейшего Алексия: следовало бы иметь в виду, что самые неприятные эмоции у победителей вызывают не побеждённые и не союзники побеждённых (напротив, последние иногда неожиданно выигрывают, особенно если положение победителя непрочно и ему позарез нужно спокойствие), а те, кто мешался и путался под ногами.
В известной русской сказке лиса, уже спасшаяся от охотников, репрессировала на собственный хвост, который цеплялся за репьи и мешал ей бежать. Так и здесь: ельцинские , несмотря на подчёркнутую лояльность Патриарха, навсегда зачислили его в категорию тех, кто мешал, чего-то вякал и «таскал нас на переговоры с этой сволотой». Это имело предсказуемые последствия. С этих самых пор программа «православного возрождения Руси» (находившаяся на рассмотрении верхов примерно с 89 года как один из возможных сценариев окучивания местного охлоса) была снята с повестки дня. Церковь, конечно, не лишили никаких «земных сокровищ» - но всякие, даже декоративные, попытки отклониться от генеральной линии - без чего было бы невозможно обойтись при сколько-нибудь реалистичном сценарии «возрождения» - были жёстко пресечены. «При царе Борисе» Патриарха выпускали, когда надо было сказать «дорогим россиянам» что-нибудь нейтральненькое.
5.
Отсутствие внятных позитивных символов (я уже не говорю о «позитивной программе») с лихвой восполнялось ясно выраженным негативом. Люди, шедшие к Белому Дому, шли туда с одним намерением - свергнуть власть Ельцина, « чертей прогнать », как выразился пожилой мужик, вёзший меня к Белому Дому.
Под «Ельциным», разумеется, понимался не только конкретный Борис Николаевич, но ЭТО ВСЁ - то есть тот режим, который установился после 1991 года.
Это вовсе не означало, что кому-то нравился Горбачёв или Брежнев. Речь шла только о том, чтобы прекратить ЭТО. Что такое «Это», никто толком не понимал - точнее, разных мнений на этот счёт было немало, но все понимали, что «тут уж не до теорий».
Теоретики, впрочем, тоже находились. Чтобы не ходить далеко: я сам отправился на место событий с дискетой, на которой была моя статья «Россияне и русские» - с полным и исчерпывающим, как мне тогда представлялось, объяснением происходящего, и двумя распечатками того же текста - заинтересованным, для экстренного ознакомления.
Разумеется, не на месте: я был тогда уверен, что Белый Дом будет стёрт в пыль, или уж, во всяком случае, взят - а всех, кого там найдут, убьют. Я, однако, рассчитывал, что удастся уйти коммуникациями, «а вот там дальше посмотрим». Потом те, кто там был (я опоздал примерно часа на полтора), объяснили мне, какая это была дурь. Но что поделать - я и сейчас думаю, что в некоторых важных вопросах лучше быть правым, чем умным. Особенно если понимать под умом то, что обычно подразумевают черти .
Тогдашние мои воззрения на происходящее не очень изменились. Я до сих пор считаю, что «по большому счёту» был прав - а потому и предлагаю дайджест той самой статьи.
Я тогда рассматривал события вокруг БД как очередной эпизод этнического конфликта, который, собственно, и определяет историю России последних столетий. Кому интересны подробности, может сходить по приведённой выше ссылке. Сейчас я не стал бы защищать изложенную в этом тексте точку зрения[10].
Тем не менее: принимая или не принимая во внимания мою старую теорию, я осмелился бы настаивать на одном - конфликт невозможно понять иначе, чем в этнических категориях.
1993 год был восстанием - слабым, неудачным, несвоевременным - русских людей против Неруси. То есть против всего того, что сейчас захватило власть над Россией и что её уничтожает.
6.
В этом смысле, констатированное выше отсутствие «позитивной программы» восстания 1993 года не является дефектом.
В нынешней российской ситуации сама идея «позитивной программы» ложна - и даже смешна.
Дело ведь не в том, что нам, русским, нужен некий план «российского национального возрождения» или «национального спасения», который мы - вот незадача! - никак не можем изобрести. Дело только в том, чтобы прогнать чертей - то есть отстранить от власти Нерусь и её слуг.
Никакой «программы возрождения России» не нужно. Точнее говоря, никакая реалистичная программа «возрождения» невозможна без победы над Нерусью - а в случае победы она будет уже излишней. Главное - вернуть русским людям власть над своей страной, дать им собственность, позволить жить своим умом и иметь национальное достоинство.
Всё остальное сделают они сами.
[1] В этом отношении культ Эйнштейна подозрителен хотя бы тем, что он имеет все признаки «культа гения», как будто СТО и ОТО является не столько «объективным знанием», сколько художественными творениями «гениальной кисти» - что волей-неволей наводит на мысль о ненаучности (или хотя бы сомнительной научности) этих интеллектуальных конструкций.
[2] Попробуйте, прочтите это как цитату из либеральной газеты - правда ведь, выходит естественно и гладко, как лепёшка из бурёнушки, а?
[3] Который, по мнению многих моих знакомых, тоже устроили коммунисты: «ну не сами, так через Гитлера устроили, всё равно эти подонки хуже Гитлера, хуже всех», как объясняла мне однажды одна милая девушка из РГУ.
[4] Некоторые цитаты из этого замечательного документа (выделения мои):
«Произошло то, что не могло не произойти из-за наших с вами беспечности и глупости, - фашисты взялись за оружие, пытаясь захватить власть. Слава Богу, армия и правоохранительные органы оказались с народом, не раскололись, не позволили перерасти кровавой авантюре в гибельную гражданскую войну, ну а если бы вдруг?.. Нам некого было бы винить, кроме самих себя. Мы "жалостливо" умоляли после августовского путча не "мстить", не "наказывать", не "запрещать", не "закрывать", не "заниматься поисками ведьм". Нам очень хотелось быть добрыми, великодушными, терпимыми. Добрыми... К кому? К убийцам? Терпимыми... К чему? К фашизму?
[...] Пора научиться действовать. Эти тупые негодяи уважают только силу. Так не пора ли ее продемонстрировать нашей юной, но уже, как мы вновь с радостным удивлением убедились, достаточно окрепшей демократии? [...]
1. Все виды коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений должны быть распущены и запрещены указом президента. [...]
3. Законодательство, предусматривающее жесткие санкции за пропаганду фашизма, шовинизма, расовой ненависти, за призывы к насилию и жестокости, должно наконец заработать. Прокуроры, следователи и судьи, покровительствующие такого рода общественно опасным преступлениям, должны незамедлительно отстраняться от работы.
4. Органы печати, изо дня в день возбуждавшие ненависть, призывавшие к насилию и являющиеся, на наш взгляд, одними из главных организаторов и виновников происшедшей трагедии (и потенциальными виновниками множества будущих), такие, как "День", "Правда", "Советская Россия") "Литературная Россия" (а также телепрограмма "600 секунд"), и ряд других должны быть впредь до судебного разбирательства закрыты. [...]
6. Мы все сообща должны не допустить, чтобы суд над организаторами и участниками кровавой драмы в Москве не стал похожим на тот позорный фарс, который именуют "судом над ГКЧП".»
Здесь обращает на себя внимание постоянное поминание «национализма» (всем понятно, какого именно). Это даёт ключ к пониманию произошедшего - как национального конфликта.
[5] Хотя, когда уже всё было кончено, я слышал пьяные разговоры опоздавших (как и я) к раздаче - про какие-то вагоны, набитые «сослуживцами Руцкого», которые, дескать, ехали «выручать командира». Скорее всего, это уже были утешительные байки, разговоры в пользу проигравших, «вот если бы мы ещё чуть-чуть».
[6] Вообще, животных страх перед кавказцами и особенно чеченами был и остаётся системообразующим фактором для российского общества «после 1991 года».
Не следует, кстати, думать, что этот страх сколько-нибудь преодолён. Во всяком случае, на бытовом уровне он скорее укрепился.
Вот очень свежая история, произошедшая в 2003 году:
«...В двери, минуя длинную очередь, влетает дамочка с четырехлетним ребенком на руках. За ней столь же стремительно входят ее мама и какой-то мужик. Охранник на входе просит встать в очередь, она, оттесняя его, сообщает, что у них заказан столик.
Через минуту выходит к охраннику менеджер.- Ты зачем ее пустил? Ну что она будет делать в зале, с ребенком? И так тесно, поднос на них еще опрокинут..
- Так у нее столик заказан.
- Ничего у нее не заказано.
Офигевший охранник заходит в зал и начинает разбираться вместе с менеджером.
Дамочка что-то вопит, и после пятиминутной перебранки вылетает из зала. За ней следуют мамаша с мужиком.
Охранник занимает прежнее место:
- Не.. Ну вы прикиньте.. Она заявила, что ее муж чеченец, и ее по этому случаю пропускают везде без очереди...»
Поразительно здесь то, что даму сделавшую столь ответственное заявление, всё-таки осмелились побеспокоить.
В этом смысле нынешняя тенденция укомплектования внутренних войск России (то есть всё той же «ментуры», всё более приобретающей черты оккупационной армии) именно кавказцами и особенно чеченцами вполне закономерна. Интересно, разрешат ли им носить шашки?
[7] Впрочем, я не исключаю, что тот же Руцкой - улыбнись ему удача - не смог бы стать чем-то большим, чем то сервильное существо, которое мы сейчас имеем неудовольствие наблюдать. Ситуация делает человека не в меньшей степени, нежели человек ситуацию - в особенности это касается «лидеров». Керенский после семнадцатого тоже выглядел довольно-таки жалко, а ведь повернись дело чуть иначе - остался бы под солнцем истории «известным своей непреклонностью».
[8] Напротив, тот же Рохлин был опасен именно как «реальный человек», который что-то мог сделать, только пока был жив.
[9] Интересно отметить, что этот список крайне невелик и весьма элитарен. Например, депутатов российского парламента убивать можно. На сей раз я не имею в виду белодомовские события: речь идёт о Госдуме. В период с 1994 года (в Химках убит депутат ГосДумы РФ первого созыва Айздердзис) и вплоть до 2003 (убийство Юшенкова) было застрелено 13 человек - не много, но и не мало, «заметненько так - для тех, кто понимает». Политиков регионального уровня отстреливают периодически - в том числе губернаторов и приравненных к ним лиц. Разумеется, все эти убийства остались безнаказанными. Однако, лица, хотя бы побывавшие на вершине властной пирамиды, остаются неприкосновенны: похоже, потенциальные убийцы хорошо знают, что «в известных случаях» их найдут, и судить будут неформально, без адвокатов.
[10] Хотя, например, тот факт, что желательная численность русского населения, которое, по мнению западных лидеров, «может себе позволить Россия», странным образом совпадает с моими старыми прикидками количества «россиян» в России, произвёл на меня известное впечатление.
http://www.russtv.ru/content2/patriot/russ_otpor/otpor5.shtml
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |