Итак, выборы в Беларуси выходят на финишную прямую. Пока в стране проводится досрочное голосование, практикуемое везде (например, США, Скандинавские страны), но подвергающееся нападкам за недемократичность почему-то только в Беларуси, эксперты и наблюдатели строят прогнозы по поводу возможных вариантов развития событий как в ходе главного дня голосования – 19 марта – так и после него.
На политическом поле Беларуси сегодня сошлись три фигуры: действующий Президент Александр Лукашенко и два оппозиционных кандидата: Александр Козулин и Александр Милинкевич. Есть еще четвертый кандидат – Гайдукевич, но он к основным действующим лицам объективно не относится.
Из двух оппозиционеров наиболее перспективным выглядит А.Милинкевич. Это – «единый кандидат» от «демократических» сил, человек прозападной ориентации, получающий финансирование от Государственного департамента США. У А.Милинкевича есть довольно обширная группа сторонников, которые будут голосовать за него, что называется, сердцем. Это, во-первых, все те, кому надоел «совковый» авторитарный стиль правления А.Лукашенко, и те, кто хотел бы видеть во главе государства интеллигентного человека. Во-вторых, это все те, кто верят в «общечеловеческие» лозунги: демократия, справедливость, права человека, законность и т.д. Еще одну группу поддержки составляют люди, рассчитывающие на либеральные реформы в Беларуси после смены власти (в основном – предприниматели). Социальная база А.Милинкевича невелика, но государственная пропаганда, без удержу полощущая мозги белорусов накануне выборов, активно способствует пополнению рядов его сторонников. Впрочем, даже с учетом этого вряд ли можно рассчитывать на то, что А.Милинкевича поддержит значительно больше десятой части белорусских избирателей. Его конечный результат можно прогнозировать как 9-14%.
Второй оппозиционный кандидат – Александр Козулин, бывший ректор Белгосуниверситета, выдвиженец определенных кругов в России. В частности, к его спонсорам относят «Газпром» и «Славнефть». По стилю ведения предвыборной борьбы А.Козулин резко отличается от А.Милинкевича: он выступает жестко, делает скандальные заявления, а иногда и устраивает провокации. В некотором смысле А.Козулин отбирает электорат А.Лукашенко – во многом создает похожий имидж, играет на тех же стереотипах и особенностях национального характера белорусов. Именно поэтому признать его перспективным кандидатом вряд ли можно: переиграть действующего президента по его же правилам сегодня не под силу никому. Более того, после удачных для себя акций: выступлений на радио и телевидении, провокации во время Третьего всебелорусского собрания – А.Козулин почему-то почти совсем замолчал, а 13 марта, в последние дни предвыборной кампании, оказался в Москве. Судя по всему, переговоры союзного Совмина Беларуси и России в Минске 6 марта не прошли даром (кстати, на них был подписан совместный топливно-энергетический баланс двух государств до 2020 года), и А.Лукашенко смог добиться того, чтобы российские коллеги поспособствовали усмирению незадачливого кандидата. Во всяком случае, кроме небольшой части белорусского студенчества устойчивых групп поддержки у А.Козулина нет. Поэтому его результат можно прогнозировать в районе 4-7%.
По заявлениям официальных источников, рейтинг Александра Лукашенко составляет около 76%. На наш взгляд, за действующего президента на выборах проголосуют порядка 60-65% избирателей. Однако в этих цифрах как раз и кроется главная интрига.
Чтобы предсказать, по какому сценарию будет развиваться белорусское политическое противостояние, необходимо учитывать одну особенность социальной организации Беларуси. Особенность эта заключается в том, что административный ресурс в чистом виде является здесь основой деятельности – как политической, так и экономической, и культурной. Если на Западе или в России власть производна от финансов, является, по сути, властью денег, то в Беларуси ситуация обратная: деньги (большие деньги) возможны только как деньги власти, только благодаря власти.
Соответственно, судьба политического противостояния будет решаться в этой логике. На референдуме 2004 года, где А.Лукашенко получал разрешение белорусского народа баллотироваться на третий и последующий сроки, поддержку инициативе президента выразили 75% избирателей при 90% явке. Общеизвестно, что многие представители президентской вертикали тогда откровенно перестарались в стремлении обеспечить высокий результат, и споры об этом референдуме не утихают в Беларуси до сих пор. А это все ставит белорусский государственный аппарат перед дилеммой. С одной стороны, если тогда было 75%, то сейчас надо бы показать 78% или даже 80%, ведь в предвыборную кампанию вложено много денег, да и социально-экономическая ситуация, по сообщениям официальных СМИ, с тех пор улучшилась. Но если на это пойти, то можно получить справедливое возмущение народа, потому что 78-80% - это, откровенно говоря, не очень похоже на правду. С другой стороны, можно обнародовать реальные 60-65%. Тогда не будет оснований для обвинений в фальсификациях, и люди возмущаться не станут. Но что тогда ответственные за проведение предвыборной кампании скажут Александру Лукашенко? Потрачено много средств на пропаганду, а каков результат?!
В логике этих альтернатив и будет развертываться ситуация. Поскольку мы исходим из того, что А.Козулин был «остепенен» во время своей поездки в Москву и значительного влияния на дальнейший ход событий не окажет, постольку можно предвидеть следующее.
Действительная цель А.Милинкевича (как и А.Козулина) на президентских выборах – не захват власти, а дестабилизация обстановки в Беларуси. Грубо говоря, использовать выборы так, как против Югославии использовалась бомбежка – для того, чтобы расшатать ситуацию. А уже после выборов – начать активную политическую борьбу и общественную деятельность для достижения, так сказать, метацели.
Метацель определяется заказчиком. В случае А.Козулина, вероятно, она состоит в передаче под контроль Газпрома газотранспортной инфраструктуры Беларуси (предприятие «Белтрансгаз»). В случае А.Милинкевича метацель – создание предпосылок для смены режима. Вероятно, смена режима планируется во время парламентских выборов в Беларуси, которые будут проходить одновременно с президентскими выборами в России в 2008 году. Именно в этот период Россия будет слишком занята собой, чтобы эффективно «прикрыть» своего западного союзника.
Если считать нейтрализацию А.Козулина делом решенным, то можно предсказать развитие ситуации в таком ключе. Вечером 19 марта оппозиция собирается на митинг в центре Минска. Они ждут объявления результатов голосования. Если будут обнародованы «результаты», где А.Лукашенко побеждает с 80% голосов, то следует ждать не только возмущения собравшейся толпы (а оппозиция в Минске, вероятно, сможет собрать до 10.000 человек), но и стремительного увеличения этой толпы и даже массовых беспорядков. К смене власти они, безусловно, не приведут, поскольку для этого нужны предпосылки организационного плана, которых в Беларуси сегодня нет. Но внести раскол в белорусское общество они, безусловно, смогут. Другой вариант – объявление адекватной, умеренной цифры (60-65%). В этом случае поводов для волнений не будет и собравшиеся уныло разойдутся по домам. А если оппозиция все-таки постарается прибегнуть к провокациям, то это лишь укрепит авторитет действующей власти. Безусловно, более низкий уровень поддержки А.Лукашенко на президентских выборах позволит оппозиции спекулировать на том, что «режим слабеет», что за оппозицией теперь – поддержка значительной части народа. Однако белорусское руководство от такого развития событий выиграет куда больше.
Таким образом, ситуация в Беларуси, как сказал А.Лукашенко, стабильна. Она находится под контролем действующей власти. И только от действующей власти зависит дальнейшее развитие событий в стране. Интересно, понимают ли это белорусские руководители?
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |