Несмотря на напряженные взаимоотношения, обе страны экономически тесно взаимосвязаны. Для Японии Китай стал вторым по величине экономическим партнером. По словам руководителя Центра исследования Японии Института Дальнего Востока РАН Виктора Павлятенко, в 2005 г. объем японско-китайской торговли достиг 210 млрд долл. Тем не менее в последние два года тесные экономические связи, которые ранее сглаживали и компенсировали разногласия на политической почве, более не являются гарантией мирного развития отношений. Теперь стороны конфликтуют по любому поводу: например, китайцы требуют уплаты штрафа за ввоз учебников для японских школ на территорию КНР, где материковый Китай и Тайвань выкрашены в разные цвета и практически обойдены вниманием насильственные действия японских войск на территории Китая во время Второй мировой войны. Даже известия о возможном принятии Японии в постоянные члены Совета безопасности ООН спровоцировали волну возмущения в китайском обществе. В прошлом году массовые антияпонские демонстрации охватили всю Поднебесную.
Впрочем, все конфликты между Китаем и Японией в итоге разрешались. Ситуация в корне изменилась, когда на кон были поставлены нефтяные запасы Восточно-Китайского моря. В течение последних двух лет ситуация вокруг этих месторождений заметно обострилась в связи с ростом потребностей обеих стран в энергоресурсах. Китай нуждается в большом количестве нефти, его потребности в энергоресурсах растут примерно на 30% в год. Если десять лет назад КНР экспортировала нефть, то сегодня страна – второй по величине (после США) ее импортер. «Возможность развязывания войны прямо пропорциональна количеству «черного золота» на шельфе. Если там будет найдено много нефти, то война вполне возможна, учитывая острую потребность в ресурсах обеих сторон, особенно Китая», – отметил в разговоре с RBC daily заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Тем не менее в случае назревания конфликта силы у обеих сторон будут сопоставимы. «Флот и авиация у них примерно на одном уровне. У Китая сильнее подводный флот, у Японии надводный. В Японии всерьез обсуждается вопрос о создании ядерной бомбы», – заявил Александр Храмчихин. Впрочем, реванш Японии возможен лишь в том случае, если Токио заручится поддержкой США. «Если в конфликт на стороне Японии вмешается Америка, то перевес, понятно, будет за японцами», – отметил г-н Храмчихин. Эксперты не исключают, что Япония может создать своеобразную антикитайскую коалицию. «Япония старается заручиться поддержкой мирового сообщества, но китайский рынок – перспективный, развивающийся, в котором заинтересованы все», – полагает Виктор Павлятенко.
Позиции Японии и США по «китайскому вопросу» наиболее близки. После того как Китай сообщил об увеличении затрат на оборону в 2006 г. на 14,7%, Вашингтон объявил о намерении создать новое стратегическое оружие, в разработке которого примут участие и японские ученые. Уже в марте в Сиднее состоялась трехсторонняя встреча Японии, США и Австралии, после которой госсекретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс призвала Китай к «прозрачности и открытости» в вопросах своего военного строительства. Японским же политикам американцы прощают откровенно милитаристские высказывания. «На наших атомных электростанциях хватит плутония, чтобы произвести несколько тысяч ядерных боеголовок. Их следует противопоставить растущей китайской военной мощи», – заявлял в 2002 г. лидер японской оппозиции Ичиро Озава. Единственное, что пока удерживает Страну восходящего солнца от создания ядерной бомбы, – это пацифистская конституция. Однако все больше японцев выступают за пересмотр основного закона, который якобы ограничивает национальный суверенитет. Так что возможный военный конфликт Японии и Китая может принять неожиданный оборот.