Интернет против Телеэкрана, 07.10.2018
Битва космических химер
В то время когда вся страна, весь мир отмечали 45-летие первого полёта человека в космос, телевидение вылило на отечественную космонавтику ушат помоев.

Четыре долгих апрельских вечера я заставлял себя смотреть на экран и безуспешно искал ответ на вопрос: почему? Почему в дни празднования юбилея полёта Юрия Алексеевича Гагарина руководство Первого канала пошло на показ безграмотного пасквильного сериала?

Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдёт о четырёхсерийном телесериале «Битва за космос».

Лейтмотив сериала стал ясен с самого начала: «битву за космос» между СССР и США наша страна проиграла. И всё потому, что космическими программами двух стран руководили абсолютно разные люди – элегантный, хорошо образованный штандартенфюрер СС Вернер фон Браун и неуравновешенный волюнтарист, бывший зэк Сергей Королёв.

Не хватает места перечислять все несуразности, передержки, передёргивания фактов, которые увидели терпеливые телезрители. Но мимо особо вопиющих пройти нельзя. Каким образом в 1959 году в лаборатории на мысе Канаверал могла стоять советская «Спидола»? Почему Сергей Павлович Королёв разъезжал по стране на двухцветном авточудище, лишь отдалённо напоминающем «Победу»? Не говорю уже о том, что Золотая Звезда Героя Социалистического Труда выглядит совсем не так, как Звезда Героя Советского Союза. Уж коли в этом не разбираться, то понятно, почему авторы фильма перепутали ракеты Р-3 и Р-5, а носитель «Восток» с носителем «Союз», хотя сходства между ними не больше, чем у балалайки с арфой.

Но это так, мелочи. Для решения главной задачи, поставленной продюсерами, они особой смысловой нагрузки не несут. Есть ляпы поважнее. Рассказывают, к примеру, о неудачном запуске советского беспилотного корабля. А на экране – эффектно снятые с земли кадры гибели американского шаттла «Колумбия». Идёт сцена взрыва ракеты, при котором погиб маршал Митрофан Неделин. Заметим, что Королёв к этому изделию никакого отношения не имел. А на экране титры: «Вспоминает очевидец Ал-др Болотин». Полноте! Александр Юрьевич в молодости действительно работал монтажником на Байконуре, но свидетелем той страшной катастрофы он не был и в принципе быть не мог – ни одно гражданское лицо, тем более не из стартового расчёта, к той площадке за сто вёрст не подпускалось. Став профессиональным журналистом, Болотин описал эту трагедию на страницах «Огонька», не забыв сослаться на свидетельства очевидцев.

Но и это ещё цветочки. Всем известный факт: когда группа космонавтов приехала в КБ знакомиться с кораблём «Восток», первым попросил разрешения посидеть в кабине Юрий Алексеевич Гагарин. Получив от Королёва «добро», он снял ботинки и только после этого забрался внутрь. Что же на экране? Телевизионный псевдо-Гагарин забирается в корабль в нечищенной обуви и, шлёпнув по белоснежной обивке, изумлённо вопрошает: «А где же приборный щиток, где ручка управления?» Его экранные коллеги поддают жару: «А вообще, где же крылья, как он полетит?»

В ответ «киношный» главный конструктор глубокомысленно поучает: «А вам ничего делать не придётся. Будете тихо сидеть, а за вас всё сделает автоматика. Ну-ка, Алексей, покажи!» И лысый старичок, изображающий удивительно обаятельного главного конструктора космической техники Алексея Михайловича Исаева, начинает вдруг нести полную ахинею про мифические микровзрывы, которые, дескать, заставят «Восток» приземлиться. «А если сработает не так?» – задаёт кто-то вопрос. «Ну, тогда корабль ударится об атмосферу и навсегда улетит в сторону от Земли». Чушь? Полная! Дезинформация? Стопроцентная. Но ведь кто-то несведущий поверит…

И ещё. Королёву, дескать, доложили, что Белка и Стрелка пролетают рядом с американским спутником. «Ну, пусть тогда собачки на него пописают!» – «пошутил» главный. А телевизионный первый космонавт, находясь в кабине «Востока», почему-то вдруг перед стартом запел приблатнённый вариант популярной песни. Окститесь, господа!

Подбор актёров вызывает недоумение. Ближайшие соратники Сергея Павловича выглядят на экране размагниченными недоумками. А космонавты предстают дистрофиками неопределённого возраста с горящими глазами и невероятным апломбом. По воле авторов на экране появляется мифическая личность – таинственный член Политбюро. Надо бы знать, что в 1961 году Политбюро в ЦК КПСС не существовало. Так вот, этот загадочный функционер ставит жирный крест на личном деле Германа Титова, отстраняя его от полёта за… «буржуазное происхождение»!

Досмотрев с трудом третью серию, переключился на телеканал «Россия». Вот он-то в День космонавтики действительно порадовал зрителей! Пронзительно лиричный, тонкий, абсолютно достоверный фильм «Белое солнце Байконура» исправил настроение. Если не ошибаюсь, это была дебютная работа недавно созданной телестудии Федерального космического агентства. С удачей вас, коллеги!

Упреждая критиков, скажу: непосредственно по работе ваш автор связан с космосом с 1966 года. Но если это всё же не повод для признания моей компетенции, обратимся к профессионалам.

Николай ДОМБКОВСКИЙ

Вот мнение члена-корреспондента РАН, вице-президента Российской академии космонавтики, декана аэрокосмического факультета МАИ Олега АЛИФАНОВА:

– Первый телеканал показал, с моей точки зрения, возмутительную по тону и по содержанию серию телефильмов «Битва за космос». Показ сериала был приурочен к юбилею полёта Ю.А. Гагарина, что вызывает дополнительные вопросы. Почему авторы фильма, среди которых есть и наши соотечественники, с таким пренебрежением относятся к российским и советским первопроходцам в ракетно-космической отрасли? К их великим свершениям? Хотелось бы верить, что за этим стоит просто безграмотность авторов, включая и консультанта, человека, неизвестного в космических кругах.

Сериал имеет мало общего с историческими реалиями. Великая драматическая история покорения космического пространства предельно упрощена и, по сути, сведена к конкуренции, или, по мнению авторов, «битве» двух главных конструкторов Сергея Павловича Королёва и Вернера фон Брауна. При этом Королёв и его ближайшие соратники показаны в каком-то полукарикатурном свете, в то время как штандартенфюрер СС фон Браун предстаёт на экране элегантным денди, окружённым свитой талантливых помощников. О его прямой ответственности за гибель тысяч англичан от варварских бомбардировок ракетами «Фау-2» упоминается лишь вскользь.

Фильм ходульный, местами опереточный, сделан наспех. С.П. Королёв, наш виднейший стратег в ракетно-космической технике, человек удивительной воли и характера, в исполнении зарубежного актёра предстаёт перед нами в абсолютно ложном свете. У него всё получается «случайно» в отличие от американцев, где работа делается «системно и продуманно».

Бессменный заместитель и преемник Королёва Василий Павлович Мишин, автор многочисленных научных трудов и не имеющих аналогов конструкторских решений, выглядит тёмной личностью, обладающей всеми смертными грехами.

А космонавты? Да в какую же голову пришла мысль показать этих славных парней неграмотными школярами, не имеющими представления не только о современной технике, но даже об элементарной культуре?

Что касается позиции руководства Первого канала, тут, думаю, всё ясно. В погоне за пресловутым неизвестно кем и как определяемым рейтингом – читай: доходами от рекламы – они преступили рамки дозволенного. Фактически мы имеем телефальшивку.

Несколько лет назад один из руководителей НАСА пренебрежительно заметил: «Мы ездим в космос на «кадиллаке», а русские – на телеге». Только вот ведь как получается – шаттлы-«кадиллаки» унесли жизни уже почти двадцати астронавтов, а «телеги», созданные Королёвым со товарищи, уже полвека безотказно летают в космос и прослужат ещё не меньше. А в США тем временем разгорается другая битва, настоящая. Битва за многомиллиардные заказы на новый космический пилотируемый корабль.

Вот и смотрите: кому выгодно шельмовать российскую космонавтику.

www.lgz.ru 


0.012243032455444