Интернет против Телеэкрана, 17.07.2014
Новая идеология и нация-семья
Скорынин Р.
Перед Россией регулярно встают вызовы, на которые отвечают в первую очередь наиболее сознательные, активные, совестливые. Они и гибнут также в первую очередь, освобождая место под солнцем приспособленцам, «тыловым крысам», конформистам, трусам. Так как поступкам, по-российски традиционно, не даётся публичная жёсткая оценка, жизненная модель приспособленцев становится определяющей для основной массы на несколько десятилетий. До следующего вызова. И опять повторяется всё тоже. Вот и сейчас Россия в очередной раз зависла перед новым рывком.

Россия остро нуждается в модернизации. Под модернизацией я в последнюю очередь имею в виду экономику. Прежде всего – это модернизация общественной структуры и способа устройства и формирования элиты. Развитие страны обеспечивается инициативой небольшой части общества. Разложи эту группу, лиши их жизнь смысла и цели – и бери страну голыми руками. Или другой способ – сделай так, чтобы на смену активной прослойке пришло поколение прожигателей жизни, потребителей, конформистов.

Цикличность смены моделей поведения в России усугубилась с вливанием в нацию южного начала, более живого, динамичного и активного, с одной стороны. Но, с другой стороны, склонного к конформизму, обеспеченной жизни любой ценой, в том числе путём затаптывания ближнего. Речь здесь идёт, во-первых, о южном крыле собственно русского этноса, а во-вторых, о других этносах с выраженными южными стереотипами поведения.

Если не изменить моральную парадигму, Россия обречена наступать на грабли вновь и вновь и бегать по кругу «отставание-рывок на пределе».

Топология российской власти

Ранее мы говорили об общественной структуре и необходимости её изучения и совершенствования. Теперь определимся, что собой представляет общественная структура России, каков её генезис, достоинства и недостатки. Формат статьи не позволяет детально проанализировать все элементы российской общественной структуры, засим остановимся на кратком описании топологии российской власти.

На время царствования Ивана Грозного приходится окончательное формирование властной пирамиды – именно так одним словом характеризуется топология российской власти. Все успехи в российской истории — экономические рывки, военные победы и присоединение территорий — определялись энергией личности того, кто находился на вершине пирамиды. Но, также, все застои и падения в российской истории связаны со сменой лидера и ослаблением давления с вершины пирамиды. Данная конфигурация естественно возникла из единственно возможного варианта государственного устройства в холодной, континентальной, бедной и малозаселённой стране, каковой была Россия в средние века.

В силу скудости соответствующих интеллектуальных ресурсов и перманентности чрезвычайных ситуаций (вся история России – это или войны, или затишье между ними) развитие властной структуры происходило явочным порядком – из всех доступных вариантов перемен выбирался наименее затратный (во всех смыслах) и перемены происходили только тогда, когда медлить было нельзя. В результате пирамида власти обрастала дополнительными конструкциями, каждая из которых в определённый момент времени решала заданную тактическую задачу, но все вместе эти конструкции приводили к появлению плохо управляемого монстра с подпорками в стиле Сальвадора Дали.

В процессе достройки пирамиды постепенно искажалась изначальная идея российской властной машины – обеспечивать неукоснительное исполнение решений Государя. Связи внутри субкорпораций оказывались сильнее, чем между субкорпорациями и верхушкой пирамиды. И без того слабая (по проекту) обратная связь в пирамиде сходила на нет, система какое-то время продолжала функционировать по инерции, но первый же серьёзный толчок или смена руководителя в условиях ослабленного государства приводила к разрушению всей машины. Что в истории и наблюдалось после смерти Ивана Грозного, отречения Николая Второго, смещения Михаила Горбачёва.

Я рационалист и воспринимаю общество и его верхушку как большую, невероятно сложную, но машину. Машину, которую можно познать, смоделировать и изменить. Западу удалось развалить СССР и демонтировать все институты, на которых держалось могущество нашей страны, именно потому, что общественная машина в западных странах была устроена лучше. В частности, в западной машине лучше была устроен узел, ответственный за поиск слабых мест в машине противника. Побеждает более совершенный общественный строй. Нам, вскормленным на вульгарной трактовке (и без того примитивной) марксовой модели общества, только после развала СССР стало понятно, что общественный устрой далеко не ограничивается одной только классовой структурой, а складывается из всей совокупности политических и экономических институтов, государственной идеологии, преобладающего национального менталитета, исторических традиций, специфической социальной инфраструктуры и многого, многого другого.

Нынешняя неспособность российской верхушки полноценно реализовать политический и экономический потенциал страны совершенно логично вытекает из всего поздне-советского периода. Нынешняя элита России – это поколение, выросшее в условиях деградирующей идеологии, прогрессирующего конформизма и одновременно относительного материального достатка. Большая часть нынешних руководителей не прошло очищения катарсисом смерти и не получило соответствующей прививки. В.В.Путин является типичнейшим продуктом своей эпохи, его вялость и студенистость суть плоды позднее-советских и пост-советских методов отбора и подготовки кадров.

Одно из основных положений новой российской идеологии (НРИ) — тезис о необходимости постоянного изучения и совершенствования всех элементов общественного устройства. Российское общество выросло из прокрустова ложа упрощённых представлений об обществе, и без точного и полного описания всех элементов новой системы больше не купится просто так ни на идею абсолютной монархии, ни на диктатуру пролетариата, ни на парламентскую республику.

С топологией элиты в России связана такая хроническая болезнь общества как демонстративное и чудовищное хамство вышестоящего уровня в иерархии по отношению к нижестоящему, распространившееся и на личные отношения. Хамство российской элиты напрямую связано с топологией военизированной иерархии. Вежливость происходит из равенства возможностей. В обществе двух ковбоев с револьверами вежливости будет побольше, нежели в обществе, где револьвер только у одного ковбоя.

Не вдаваясь в детали, опишу в общем, в каком направлении должна быть усовершенствована российская политическая система. По численности населения, усложнению материальной жизни, многообразию общественной жизни и инфраструктуры Россия давно выросла из пелёнок жёсткой пирамиды «сверху-вниз» со слабой обратной связью. Полагаю абсолютно губительным тезис либералов о необходимости разрушения единой пирамиды и переходе на некую адаптированную для России британскую мульти-корпоративную модель. То состояние, в котором ныне пребывает Россия, и является как раз примером такого разрушения единой пирамиды. Субкорпорации оказались сильнее государства-корпорации и стали диктовать ему свою волю, усугубляя хаос и сужая пространство возможностей для модернизации.

Вместо идеи разрушения единой пирамиды, основной направлением модернизации российского общественного строя должна стать организация реальной обратной связи от каждого уровня властной пирамиды к верноподданным граждан. Кадровые назначения руководителей на каждой ступеньке иерархии в той или иной форме должны быть завязаны на решение некоторой представительной группы граждан. Можете назвать эту группу реинкарнированными Советами. Или провести аналогии с институтом выборщиков в США. Не суть важно. Главное, понять смысл данного предложения — дать приоритетное избирательное право некоторой части народа, которые по совокупности формальных признаков выделяются как особые, верноподданные граждане.

«Отделить Агнцов от Козлищ»

Тысячелетия человечество жило в обществе, разделённом на сословия и касты. Жило по разному, тяжёло, часто кроваво. Но, тем не менее, дожило до нынешних времён – эры гражданского общества, в котором всё население развитых стран наделено одинаковыми правами и обязанностями (при явном стремлении каждого получить побольше прав и избавиться от неприятных обязанностей). И каковы результаты равноправия в тех странах, в которых гражданское общество существует хотя бы несколько десятилетий? С одной стороны, достигнуты впечатляющие технологические успехи, увеличилась продолжительность жизни, жить стало комфортнее. С другой стороны, в значительной степени утрачена жизнестойкость, коренные народы развитых стран не воспроизводят свою численность и, судя по всему, в существенной степени утратили способность к проживанию вне привычной, комфортной среды. Несомненно также, что имеется тесная связь между разрушением формальной социальной иерархии и современным общим упадком искусства, музыки и литературы.

Одним из основных атрибутов современного гражданского общества является концепция гражданина – то есть жителя страны, от рождения или после натурализации, обладающего определёнными правами, в первую очередь – правом голоса на выборах. Одинаковым правом голосовать обладают все – академики и малограмотные, герои и дезертиры, отцы семейств и проститутки. Возвращаясь к географии как матери наций, можно отметить, что подобное нивелирование, видимо, допустимо на протяжении некоторого времени в благополучных странах, отделённых от противников-конкурентов проливами и океанами. Для островного государства даже периоды слабости и упадка легче пережить, чем континентальному государству – просто сохранять достигнутый уровень развития. Континенталам в недружеском окружении приходится прилагать больше усилий для поддержания существующей общественной и экономической системы. Соответственно, и степень личных прав и свобод граждан в островном и континентальном обществе не может быть одинаковой.

Новая российская идеология во главу угла поставит осознанный выбор гражданина по принятию на себя общественных обязанностей и обретению взамен некоторых дополнительных прав. Политическая система в России будет основана на формальном разделении граждан на несколько групп, обладающих разными правами и обязанностями. Это будут не сословия в традиционном понимании, ибо соответствующий статус будет определяться сознательным выбором человека, а не автоматически передаваться по наследству. Основное правило – чем больше общественно значимых обязанностей принимает на себя гражданин, тем выше его социальный статус и тем больше прав ему предоставляется.

Россия будет развиваться как государство русского и других коренных народов. Приоритет русского народа, его государствообразующая роль, не будет означать, что формальное деление на социальные группы будет проводиться по национальному признаку. Такой подход был бы абсолютно неконструктивным и привёл бы Россию к новому витку внутреннего противостояния, сравнимого по последствиям с гражданской войной и развалом СССР. Приоритет русского начала в России будет означать всемерную поддержку и развитие в первую очередь русского народного характера, то есть совокупности тех положительных черт и моделей поведения, на которых и зиждется мощь России.

Россия по прежнему будет держать широко открытыми двери для представителей других народов, желающих и способных послужить русскому и другим коренными народам России и российскому государству. Но, с другой стороны, Россия будет всячески избегать повторения этнической химеры, на грабли которой за последние полтора века страна наступала дважды. Привлечение извне будет рассматриваться только с точки зрения общественного блага и стратегического сохранения и развития русского национального характера. Россия будет приветствовать новых Хачатурянов и Левитанов, но поставит фильтр, отсекающий троцких и кравчуков, шеварднадзе и грушевских, среднеазиатских наркобаронов и закавказских воров в законе. То же относится и к национальным кадрам, обучающимся за русский счёт и составляющим впоследствии интеллектуальную базу этнического сепаратизма.

Для вновь приезжих будет применен тот же метод, что и для собственного населения: осознанный выбор — быть или не быть Гражданином России. Только в отличие от собственных подданных, иммигранты, не желающие принять на себя обязанности Гражданина России, просто не будут допускаться на постоянное место жительства.

Основные обязанности Граждан

Какие социальные группы и по каким критериям будут выделены в общественной структуре? Со времён греческих городов-полисов первейшая обязанность гражданина – быть готовым защищать своё Отечество с оружием в руках. На том же были организованы казачьи войска в России. Итак, первая обязанность Гражданина России мужского пола – воинская. С учётом нынешней численности вооружённых сил и характера возможных военных конфликтов в России объективно нет необходимости стопроцентного призыва мужчин на военную службу. Возможно, что по мере внедрения новой общественной структуры воинская служба из неприятной повинности превратится в добровольный (не путать с наёмным!) выбор мужчин – Граждан России. Не хотите служить? Не надо, не утруждайте себя. Просто ваши права будут существенно ограничены: ни государственной карьеры, ни бесплатного обучения в государственном вузе, ни полноценного медицинского обслуживания, ни права голоса, ни права на ношение оружия.

С учётом нависающего демографического коллапса деторождение из естественного внутрисемейного процесса должно стать предметом государственной политики и одним из критериев гражданственности. Итак, вторая обязанность для мужчин и первая для женщин – Граждан России – вырастить достойное потомство. Нормой для Граждан станет трёхдетная семья. Каждый ребёнок в семье Граждан будет обладать правом голоса, которым до его совершеннолетия (точнее, до его сознательного выбора) будет распоряжаться один из родителей. Причём, если ребёнок из семьи Граждан состоит на учёте в милиции, в наркодиспансере или осуждён за преступление, то такой недостойный ребёнок не засчитывается в общее число детей Гражданина.

Именно к этим двум обязанностям – вооружённой защите нации и воспитанию детей – будут готовить мальчиков и девочек. Сначала Хозяин, Воин и Гражданин, а уж потом – отличник по ботанике или химии. Конкретные формы участия граждан в защите Родины могут быть различны, но конечная цель в итоге такова – в любого, кто осмелится вторгнуться в Россию и покуситься на жизнь и благополучие жителей любой общины, будут стрелять из каждого окна, из-за каждого дерева.

Третья обязанность Гражданина – участие в политической жизни. Гражданин будет обязан голосовать и принимать активное участие в специальной общественно-политической организации, занимающейся местным самоуправлением. Об этой организации, без которой, как мне представляется, говорить о реконструкции общественной структуры нельзя, мы поговорим ниже.

Кроме указанных обязанностей на Граждан будут возложены и другие, но перечисленные выше – основные, по которым Граждане выделяются в отдельную социальную группу.

Если в современной России провести социологическое исследование и определить, какой процент населения соответствует указанным критерием (честная служба в армии, трое детей, нормальные семьи, или готовность принять обязанности Гражданина), то, вероятно, мы получим величину порядка 10-15-20 млн. человек вместе с детьми (возможно, где-то 30-60 млн. если занизить планку до двоих детей). Именно небольшой удельный вес этих потенциальных Граждан и является показателем степени упадка русского мира. Одновременно, именно эти люди и являются уцелевшим ядром русской нации, демосом, и именно им нужно дать приоритетные политические права по сравнению с современной российской толпой, охлосом.

ГРАСОР = КПСС минус марксизм плюс сетевая структура

Для полноценной реализации специального политического статуса Граждан недостаточно просто обязать участвовать в выборах. Необходима специальная массовая общественная организация, построенная на смешанной сетевой и иерархической основе, состоящая из выбранных снизу Граждан и представляющая интересы общества и всех граждан на предприятиях, в организациях и учреждениях. Заранее упреждая аналогии с КПСС, скажу, что, несмотря на сходство с Компартией, новая организация будет организована не на жестко иерархической, а на преимущественно сетевой основе, что поможет избавиться от основных недостатков модели КПСС – возможности разрушения пирамиды управления по причине загнивания головы и безальтернативной в каждый момент времени «линии партии». Это должна быть надпартийная структура, не партия, а питательная почва для партий.

В интеллектуальной среде не прекращаются поиски института – субстрата общества, который мог бы взять на себя задачу вывода общества и экономики из тупика. Одним из популярных вариантов является Православная Церковь. В её пользу свидетельствуют, прежде всего, историческая преемственность, развитая иерархия, включающая всю страну, опора на проверенные традиционные моральные ценностях.

Выскажу свой касательно Православной Церкви в данном контексте. Представляется, что как иерархическая организация институт Православной Церкви не способен не только к модернизации общества, но и к саморазвитию. Роль Церкви как инициатора развития страны исчерпалась к середине 17 века, с окончанием эпохи Святой Руси – суровой малозаселённой лесной страны царя, страны монастырей-крепостей, казаков-первопроходцев и аскетичных землепашцев. Сейчас основная функция Церкви – стоять на страже морали и осуществлять обрядовые функции. А инициатором модернизации страны должна заниматься другая структура.
В данной статье для удобства изложения необходимо ввести название такой организации, пусть это будет Гражданский Союз России (ГРАСОР). Сейчас пока рано говорить об окончательном варианте организации ГРАСОРа, можно лишь привести некоторые соображения. ГРАСОР не будет образовывать собственную иерархию, подобную той, что была положена в основу КПСС. Ячейки ГРАСОРа будут существовать самостоятельно, будучи встроенными в пирамиду государственного управления. По закону в каждом микрорайоне (на уровне ЖЭКа или полной школы), в каждом сельсовете будет создана первичная ячейка ГРАСОРа из числа местных Верноподданных Граждан. В каждой организации с числом работников свыше некоторого числа также будет существовать отделение ГРАСОРа из числа сотрудников-Граждан. Руководители организаций, главы местного самоуправления обязаны быть членами ГРАСОРа и участвовать в работе местной ячейки. Основная функция ячейки ГРАСОРа – оценивать работу руководства, вплоть до вынесения недоверия и требования к вышестоящему начальнику или собственнику сменить проштрафившегося руководителя.

Хочу повторить – то, что в России необходимо создание организации сознательных граждан, похожей на Компартию по функциям и степени проникновения во все поры общества – вопрос лично для меня решённый. Другое дело, как будет построен ГРАСОР, какова будет его структура, сфера полномочий и ответственности. Именно такая организация станет той кристаллической структурой, которая превратит рыхлое графитное тело нынешнего российского общества в алмазный резец.

Наконец, отделения ГРАСОРа будут созданы и за границей – для защиты интересов России и русских в странах ближнего и дальнего зарубежья. Называться эти организации, скорей всего, будут по разному, но, по сути, всё это будут узлы сетей ГРАСОРа, «Руционала» XXI века.

Условием кристаллизации общества должно стать внедрение сверху системы, разделяющей всех граждан на несколько категорий по формальным признакам, и изменение избирательного законодательства, так чтобы категории верноподданных граждан отдавался приоритет при голосовании.

Основные социальные роли у людей – воин, руководитель, политик-идеолог, изобретатель-творец, рабочий, крестьянин, изгой. Европейская цивилизация лишь несколько десятилетий живёт в условиях гражданского общества. И уже близка к вымиранию. А перед этим в течение тысячелетий развивалось в рамках общества сословного или кастового.

Разумеется, никто не говорит о восстановлении сословного общества по образцу, например, Российской империи. Речь идёт о рациональном структурировании общества на социальные группы. Главное отличие структурированного общества от сословного — это ненаследственный характер получения социального статуса. Статус нужно заработать делами. И соответствующие условия должны быть созданы для каждого. Разумно организованная вертикальная мобильность – лучший залог развития общества.



Подведём промежуточные итоги и изложим основные положения НРИ.

- Человечество – совокупность народов, сформировавшихся в разных природных и исторических условиях и обладающих потому разными национальными характерами и стереотипами поведения. Задача каждого народа заключается в сохранении и совершенствовании собственного национального характера и сбережении народной личности – национального эгрегора. Предпочтение своего национального характера всем другим – неотъемлемый элемент и обязательное условие преемственности народа. Стремление расширить ареал распространения своего народного характера до максимальных или неких естественных географических пределов – исторически объективное явление;

- Задача русского и других коренных народов России – удержаться на территории Северной Евразии, обеспечить выходы к морям, обустроить свою территорию, сделать её удобной, красивой и безопасной. Обеспечение вечной жизни нации с сохранением и развитием национального характера являются задачей высшего уровня. Все остальные задачи – суть подчинённые по отношению к этой;

- Любая идеология, независимо от того, что лежит в её основе – идея спасения души, построения рая на Земле или лозунг свободы, равенства и братства — сама по себе ценна только в связи с тем, как она помогает решать задачу сохранения и развития народа;

- Народ с государством становится политической нацией. Государство – главный инструмент организации и развития народа, его обороны и экспансии. Сохранение и совершенствование российского государства – одна из приоритетных задач;

- Кирпичик, из которого построено народное здание, — семья из мужа, жены, и нескольких детей. Нация должна воспроизводить сама себя. Действия или бездействия, ведущие к принижению и дискредитации института семьи вообще и в конкретных случаях должны преследоваться законом;

- То состояние института семьи, в котором Россия оказалась в результате социальных экспериментов XX столетия, иначе как ужасающим назвать нельзя. Необходимы долговременные терпеливые усилия по привитию народу семейных ценностей, и стремления к рождению детей. Если нынешнюю ситуацию пустить на самотёк, через 20-25 лет во многих русских регионах повториться косовский сценарий, а через ещё 25 лет русских погонят отовсюду. Русь как страна русских умрёт подобно Риму, Первому и Второму. Страдания, которые ждут ныне живущих, если они не изменят своего отношения к продолжению своего рода, будут наказанием за отказ от священного назначения народа – вечно существовать и развиваться;

- Большой народ должен воспроизводиться не только в количественном аспекте, но и в социально-трудовом. Нация должна обеспечивать сама себя и учёными и уборщиками мусора. Нация, которая решает сосредоточиться на престижных занятиях, а для чёрной работы зовёт иностранцев из бедных стран, в итоге деградирует и погибает;

- Это значит, что любой человек, честно и напряжённо работающий, независимо от характера труда, должен получать за свой труд компенсацию, достаточную для обеспечения себя и 3 детей;

- Развитие общества обеспечивается только в условиях вертикальной социальной мобильности. Общества с регламентированными сословными перегородками умирали вследствие загнивания верхушки, дети которой вырастали в тепличных условиях;

- Принцип самодостаточности означает, что вертикальная социальная мобильность в определяющей степени должна обеспечиваться притоком амбициозных и активных людей снизу;

- Текущее положение таково, что восстановление нормальных родительских инстинктов вряд ли произойдёт само по себе. Необходима система мер агитационного, воспитательного и материального стимулирования увеличения рождаемости;

- Общество всегда структурировано, независимо от благих пожеланий и деклараций. Развитие или упадок того или иного общества определяется тем, насколько его структура соответствует текущим задачам развития;

- Структура общества может и должна стать объектом для осмысления и осознанного конструирования;

- Общество организовано иерархически. Чем выше уровень – тем больше прав, равно как и обязанностей. Уровни формализованы, то есть существует набор достоверно проверяемых признаков, по которому определяется принадлежность к той или иной группе;

- Конструирование общественного строя предполагает постоянные анализ и разработку предложений по совершенствованию тех или иных аспектов общественной среды. Среда включает в себя: инфраструктуру и благоустройство, образование и воспитание, здравоохранение, способ подбора, продвижения и повышение квалификации руководителей, избирательную систему и многое другое;
- Все экономические явления оцениваются с точки зрения сохранения нации и семьи;

- Человек – существо общественное. Воспитанный вне общества, семьи, группы человек вырастает в животное;

- Каждый член общества по достижению возраста ответственности делает свой выбор – быть ему просто жителем или гражданином;

- Традиционным религиям отводится обрядовая роль в самых важных событиях в жизни — рождение, образование семьи, смерть;

- Напряжённый результативный каждочасный труд считается первейшей добродетелью. «Делать всё наилучшим образом» — вот девиз для новой России;

- Воинская доблесть также относится к числу первейших добродетелей. Вооружённая защита нации и обеспечение её спокойной жизни – высшая честь;

- Нация организована в корпорации – иерархические общественные структуры, которые взаимодействуют и конкурируют друг с другом, но при этом всегда ставят интересы всей нации на первое место. Примерами корпораций являются: министерства и ведомства, предприятия и компании, органы власти, сообщества и ассоциации граждан;

- Ни одна корпорация не является ценностью в себе. Все корпорации выполняют ту или иную функцию и высшая задача любой корпорации – служение задаче выживания нации;

- Функции, полезность и состав корпораций и система их взаимодействия являются предметом постоянного публичного обсуждения, анализа и оценки с целью повышения общественной эффективности;

- Мужчины воспитываются как воины и работники, как главы семей, как творцы;

- Женщины воспитываются как будущие матери и хозяйки, как хранительницы очага.

Далее будет представлена экономическая модель, вытекающая из изложенных положений НРИ, а также рассмотрены вопросы гуманитарной сферы, внешней политики и экспортный вариант НРИ.

0.091091156005859