Интернет против Телеэкрана, 24.07.2014
Профессия – Родину защищать

«Профессиональная армия» – рудимент из того уже порядком подзабытого времени под названием «Перестройка», когда казалось, что любая деятельность должна обязательно приносить прибыль, и что стоит лишь сделать свободным ценообразование, как сразу все продавцы всех магазинов будут одаривать нас ослепительной улыбкой и терпеливо предлагать интересующий товар. О, время всеобщей эйфории, увы, где ты? Как неприятно было узнать в конце-концов, что кассир, обсчитывавший вас в советском магазине, будет точно также обсчитывать и в частном, а чистая наука ну никак не может приносить прибыль иначе, как просто сдачей в субаренду помещений своих НИИ под офисы. Многие иллюзии развеялись, но некоторые еще остались, и кое-кто пытается изо всех сил наварить на них хоть какой-то политический капитал.

В известном фильме «Офицеры», один из героев – командир погранотряда, борющегося с басмачами, произносит фразу, ставшую легендарной: «Есть такая профессия – защищать Родину». И в самом деле, ведь солдат – это не просто человек с автоматом, а офицер – не просто человек, которому подчинены солдаты. Чтобы стать солдатом, тем более офицером, нужно учиться, овладевать знаниями. Но чтобы овладеть знаниями, нужно желание. А сегодня всё чаще перед чиновниками, во всей своей неприглядной красе возникает суровая проза жизни: молодые люди не хотят идти служить в армию. «Знамо дело, – бодро отвечают чиновники, – кто же в наше время коммерческих отношений задарма пойдёт служить. Поэтому России нужна профессиональная армия, армия, в которую поступают, как в какую-нибудь фирму».

Сегодня уклоняться от армии гораздо проще, чем в советское время, а сам процесс стал носить массовый характер. Предприимчивые мелкие бизнесмены даже стали делать на нём свой «гешефт», продавая в метро разного рода брошюры «Как получить отсрочку от призыва» и т.п. Однако некий осадок в душе уклоняющегося всё же остается. Есть всё же нечто постыдное в самом этом факте: особь-то все же мужского пола, как-никак. Разные мелкие оправдания типа того, что: «неохота придти из армии калекой или дегенератом» имеют все же весьма ограниченную стоимость. Поэтому весьма ценен оказался порядком подзабытый, но вновь раскручиваемый разными «Союзами правых сил» и «Яблоками», фантом эпохи Перестройки: «Работу должны выполнять профессионалы», то бишь люди, получающие за это деньги. Да, вот оно – спасительное! И пусть пресловутый «профессионализм» как-то не слишком себя оправдал в таком, как футбол, но в армии-то «он уж точно себя оправдает». А почему, собственно? Чем армия отличается от футбольной команды с точки зрения профессионализма?

Разумеется, всем нам указывается на опыт «всего мира», сиречь – США. Хотя справедливости ради надо бы отметить, что наемная армия стоит изрядных денег, а нам пока что в экономике до США, как до луны. Да и сам профессионализм этой самой американской армии находится под вопросом, особенно после Югославии, Афганистана и Ирака …

Таким образом мы имеем с одной стороны чиновников, которые ищут и днём с огнём не могут найти призывников, чтобы насытить российскую армию кадрами. С другой стороны мы видим толпы призывников, которые по весне и осени снимаются со своих квартир, «шифруются» всякими способами, лишь бы только не «повязали» сотрудники военкомата. Обе эти группы с большим энтузиазмом любят рассуждать о необходимости «профессиональной армии». В этом они видят панацею от всех бед. Чиновники уверены, что в профессиональную армию побегут толпы рекрутов. Призывники уверены, что «профессиональная армия» снимет все вопросы с дамокловым мечом, который два раза в год (весной и осенью) в виде приказа о начале очередного призыва нависает над их головами. Короче, обе эти группы уверен, что где-то на необъятных просторах России скрываются сотни тысяч людей, которые очень хотят служить в армии, но пока что в неё не идут, потому что им за это не платят денег.

Ну ладно, а что такое вообще – профессионал? «Профессионал – это человек, которому платят зарплату за его труд». Определение смешное, если не сказать глупое. На самом деле, профессионал – это человек, в совершенстве владеющий своей профессией. И деньги не являются главным стимулом для того, чтобы человек старался стать лучшим в своём деле. Рассмотрим отвлеченный пример чисто коммерческого предприятия. Например, имеем сеть продуктовых магазинов.

В этой сети работают самые разные люди. Есть топ-менеджеры, есть менеджеры среднего звена, есть продавцы, кассиры, грузчики, охранники. Наиболее эффективно, как правило, работают топ-менеджеры, поскольку они мотивированы на карьерный рост и части прибыли, менеджеры среднего звена тоже как правило стараются изо всех сил, поскольку хотят служебного роста. Менеджер знает, что ему нужно в лучшую сторону отличаться от своих собратьев, чтобы претендовать на лучшую должность. То есть менеджер заинтересован в улучшении своего профессионализма. А продавцы? Они если и мотивированы чем-то, то только более высокой зарплатой, чем в соседнем магазине. Если этого нет, то работать они будут вяло, поскольку увольнением их не испугаешь. Как-то особо расти профессионально они заинтересованы мало. А грузчики? Это вообще народ особый. Их девиз: грузчик спит, рабочее время идёт. Профессионализм грузчика? О чём вы?

Итак, в любой структуре наиболее мотивированы на повышение своих профессиональных навыков те люди, которые получают максимум благ от такого роста профессионализма. В армии такими людьми являются офицеры. А солдаты? А у солдат никакой мотивации нет. Если контрактник вербуется в армию, то вовсе не для того, чтобы получать новые звания. В лучшем случае он хочет скопить за срок контракта какую-то сумму денег, а затем, уволившись, начать семейную жизнь. В худшем случае, контрактник – это оболтус, который не удосужился получить никакой профессии, и смотрит мрачно в будущее. В армию он идёт от безысходности и особого профессионализма от него не ждите.

Что? Есть ещё люди, которые спят и видят, как бы им служить в армии? Да, конечно, есть такие. Но вся штука в том, что почти все они поступили в офицерские училища (институты, как сейчас говорят), закончили их, и реализовывают свою мечту в качестве офицеров. Так что не надо никого обманывать. Основанная масса т.н. солдат-профессионалов – это люди с невысоким интеллектом, неспособные к овладению профессией, морально очень часто весьма нечистоплотные. А главное – они мотивированы не на то, чтобы умирать, а на то, чтобы копить деньги. Да, стрелять они научатся. Да, научатся и разным прочим премудростям военного дела. Но на настоящей войне они больше будут думать не о том, как выполнить приказ любой ценой, а про свой «домик в Жаворонках». Не случайно, после боевых действий в Чечне, все офицеры как один говорили, что от контрактников почти не было никакого толку. Контрактники быстро впадали в панику, контрактники всячески отлынивали от несения службы, среди контрактников были постоянными случаи пьянства, дезертирства и пр.

Но есть и другой аспект проблемы. «Профессиональная армия», а вернее армия наёмная, в случае если не может найти достаточного количества рекрутов среди граждан своего государства, начинает вербовать иностранцев. Нет надобности обсуждать моральный облик тех людей, которые вербуются в армию чужого государства. Для любителей носить розовые очки сообщу, что сегодня в военкоматах распространено негласное распоряжение о усилении стимулирования в привлечении на службу в российской армии граждан бывших советских республик, в первую очередь – жителей Таджикистана. Вот так. Сказки о том, что в «профессиональную армию» побегут потенциальные солдаты, развеялись. И начинается процесс, неизбежный для любой наёмной армии: вербовка иностранцев. И это при том, что по призыву ещё продолжает служить более половины личного состава. А что будет завтра, когда призыв будет отменён? Тогда армия России станет на 90% состоять из выходцев с Кавказа и Средней Азии. Не думаю, что те самые уклонисты, которые сегодня не хотят отдать Родине 2 года, обрадуются, когда вооружённые силы страны станут состоять из людей, которые были бы не прочь поселиться в русских городах.

Выходит, получается тупик? Призывную армию набрать уже невозможно, а контракт рано или поздно превратит армию в сборище иноземных наёмников, ненавидящих местное население. Откровенно говоря, при нынешнем правительстве это так и есть. Но если подойти к делу реформирования армии с умом, то всё не так плохо. Во-первых, если уж говорить о материальном стимуле, то почему бы всем призывникам не платить более или менее нормальные деньги. Например, по 300-400 долларов в месяц. При этом деньги будут идти на накопительный счёт и снять их призывник сможет только после окончания срока службы. Думается, у очень большого количества призывников изменится отношение к службе, если они будут знать, что через два года уйдут из армии, имея порядка 10 тысяч долларов. Сумма условная, можно её и поднять.

Во-вторых, необходимо разумеется калёным железом выжечь в армии дедовщину. Ведь боязнь дедовщины – это практически один из самых главных аргументов против призывной армии.

В-третьих, самым серьёзным образом подумать, а необходима ли нам вся та танковая армада, которая осталась нам в наследство от СССР? Что, всерьёз кто-то думает, что следующая война будет такой же, как Вторая мировая, т.е. широким фронтом «от океана до океана»? Давайте в конце концов воспользуемся опытом реформ Фрунзе, который создал очень небольшую по численности призывную армию, а большую часть военной подготовки переложил на гражданские институты (школы, ОСОАВИАХИМ и пр.).

Наконец, имеет смысл выделить те рода войск, где служба требует действительно настоящих профи. Например, войска ПВО, ракетные войска, имеющие дело со сложной электроникой, или специальные диверсионные части должны комплектоваться в основном профессионалами. А вот что такого особенного нужно обычному пехотинцу или артиллеристу, или танкисту? И как это в былые времена эти рода войск удавалось обучить за два года?

Конечно, в одной статье сложно ответить на все вопросы. Но одно безусловно. Российская армия в нынешнем виде должна исчезнуть. Однако путь к «профессиональной армии» – это путь в бездну. Это путь на создание банд наёмников, которые рано или поздно начнут терроризировать население. Поэтому реформирование армии должно проходить очень тщательно, с учетом мнения как военных специалистов, так и патриотических общественных организаций страны. В противном случае мы разрушим современную плохую армию, чтобы создать на её основе ужасного монстра, который сожрёт и само государство.

Андрей Саблин для www.rusidea.ru


0.141352891922