Интернет против Телеэкрана, 01.08.2014
Помириться с бацькой
Несмотря на то, что спеллер редактора Word, в котором я набираю этот текст, упорно мне предлагает заменить белорусское "бацька" на русское "батька", я все же буду настаивать на своем. "Бацька" - имя собственное. "Бацька" Лукашенко – он один. В то время как "батек" у нас было много – от Махно до Кондратенко.

В связи с "трубным" скандалом сегодня, со стороны "прокремлевских" СМИ (писать слово "прокремлевские" без кавычек мешает лишь отсутствие среди них официальных учредителей Администрации президента Российской Федерации) в адрес бацьки был озвучен ряд претензий. Автор, не причисляя себя к явным симпатизантам белорусского лидера, попробует кратко на них ответить.

Вы говорите: "Лукашенко спонсировал за счет нашего газа свою промышленность". Но давайте разберемся: это наш газ? Лично мой или лично ваш? Нет, он – газпромовский, и его 50,002 процента принадлежат государству, еще 29,5 – юридическим лицам, еще 7,5 процентов – иностранцам. А вовсе не нам. И пусть о нем плачут те, кому капают газовые денежки. А вот промышленность и сельское хозяйство Белоруссии – не лукашенковские, а белорусские. На заводах и в колхозах работают наши с вами "почти соотечественники". Да, выходит, что фактически "бацька" повышал зарплаты белорусским рабочим за счет – нет, не наш, но нашей олигархии. Как говорится, нам бы так.

Вы говорите, что в Белоруссии – "нерыночная экономика", и надо бы, чтобы рынок "расставил все по местам"? Ну, так вот он уже почти все и расставил в России: с момента вступления "эРэФ" в ВТО вы, читатель, будете платить за газ в своей квартире столько же, сколько и гражданин ФРГ, например. Произойдет это скоро. Правда, немецкой зарплаты у вас к тому моменту еще не будет.

Вы говорите, Лукашенко обманывал Россию, предпочитая дружить с ней на словах, а не всерьез? В ответ хочу привести небольшой список тех, кто имел неосторожность пытаться дружить с Кремлем "по-настоящему": Милошевич, Акаев, Абашидзе. Очевидно, что Александр "Рыгорович" не захотел видеть свою фамилию в этом ряду, и, пожалуй, был прав: кому нужна "дружба", неизбежно заканчивающаяся за тюремными решетками Гааги или высокими заборами Барвихи?

А может, вы скажете, что Лукашенко клал деньги в свой собственный карман?
Если бы у Лукашенко и его окружения были счета за рубежом, их отпрыски учились бы в престижных университетах Запада, а сама белорусская элита проводила теплые летние деньки на солнечных побережьях, не сомневайтесь, – мы бы об этом с вами уже давно бы узнали. Белорусская оппозиция, западные политики, мировая пресса – все бы в один голос рассказывали о тиране, обокравшем свой народ (что, впрочем, бывает сплошь и рядом). Но счетов у белорусской элиты на Западе нет. И бежать из Белоруссии она не собирается.

Большинство российских либералов, кроме вышеперечисленного регулярно предъявляет "бацьке" и еще одно обвинение: "В Белоруссии попираются политические свободы". (Раньше, кстати, речь шла еще и том, что в краю зубров нет так называемой "экономической свободы". Но в последнее время подобных обвинений не слышно – они стали выглядеть скорее, как комплимент... ). Да, попираются, и это - серьеная претензия. Но кроме нее предъявить Лукашенко больше нечего. В Белоруссии у власти нет воров. Нет социального расслоения на миллионы нищих, бедных и малообеспеченных – с одной стороны, и десятки тысяч сверхбогачей – с другой. Нет долгов перед Западом. И в то же время есть стоящий на ногах аграрный сектор, промышленность, социальная сфера. Есть независимая внешняя политика.

Никакого белорусского экономического чуда, конечно же, нет. Чудес, честно говоря, вообще не бывает. Есть просто грамотное руководство тем, что есть, и умение выживать своим умом и хитростью.

Автор не склонен идеализировать режим Александра "Рыгорыча". Скажу честно: мне стилистически чужд Лукашенко. Победившая в Беларуси эстетика сельского клуба вызывает у меня ностальгию, но не более того. Жить в таком государстве мне было бы неуютно. Но я не склонен впадать во "вкусовщину" – если мне что-то не нравится, вовсе не значит, что это неприемлемо для значительной части граждан Беларуси. Скажите, неужели даже самый лютый ненавистник Лукашенко всерьез, не "на публику", верит в то, что в первом туре президентских выборов Милинкевич получил аж 30 процентов? Полагаю, что нет. Очевидно, что уровень поддержки "бацьки" в Белоруссии огромен. Если мы 82,6 процента избирателей, проголосовавших за "бацьку" на президентских выборах, помножим на 92,6 процента явившихся, то получим – 76,49 процента от всех избирателей Беларуси. Заметим, что Путин подобным уровнем поддержки похвастаться ну никак не может (71,31 процента голосов "за", помноженные на 64,3 процента явки = 45,85 процента). Да, циферкам избиркома, конечно же, доверять нельзя, но порядковое отношение доверия граждан, полагаю, они отражают верно. И это притом, что Белоруссия – далеко не Туркмения, но и эрэфовские выборы – отнюдь не образец прозрачности и честности.

Мне кажется всего вышеизложенного достаточно для убежденного либерала – нет, вовсе не для того, чтобы полюбить Лукашенко, – но чтобы задуматься, за что его, собственно, не любить, а за что – можно уважать.

Как видим, подавляющее большинство претензий, предъявляемых сегодня российской оппозицией обитателям Кремля, невозможно предъявить "бацьке". За исключением одного, весьма важного – отсутствия в Белоруссии политических свобод. Ну что ж, мы не будем забывать про это. Но не забудем и про то, что краеугольный камень идеологии Лукашенко – суверенитет страны любой ценой. Стремление обеспечить гражданам своей небольшой республики, не обладающей запасами нефти и газа, уровень жизни, близкий к географическому положению Белоруссии.

Подытоживая, хочу сказать: необходима серьезная ревизия взглядов на белорусский режим. Российской оппозиции сегодня нельзя воевать со всеми – оставим этот удел обитателям кремлевских кабинетов. Мы же должны быть умнее.

Петр Милосердов

http://www.kasparov.ru/material.php?id=45A5FEF18E86A 


0.059092998504639