Интернет против Телеэкрана, 11.05.2017
В. Кожинов: Правда черной сотни

В 2006 году в издательстве Алгоритм вышла книга Вадима Кожинова «Правда черной сотни». В ней автор, опираясь на многочисленные источники скрупулезно исследует черносотенное движение, позже мифологизированное, искаженное до неузнаваемости, ставшее синонимом фашизма. С легкой руки мифотворцев, черносотенство стали считать омерзительной идеологией неграмотного хама, фашиста и погромщика.

А между тем, в черносотенстве приняли участие виднейшие деятели культуры России: филологи академики К.Я. Грот и А.И. Соболевский, историк академик Н.П. Лихачев, виднейший византист академик Н.П. Кондаков, ботаник академик В.Л. Комаров (позднее президент Академии наук), врач профессор С.С. Боткин, актриса М.Г. Савина, создатель оркестра народных инструментов В.В. Андреев, живописцы К. Маковский и Н. Рерих, книгоиздатель И.Д. Сытин. К черносотенцам были близки художники В.М. Васнецов и М.В. Нестеров.

Черносотенцы - издевательский ярлык, использованный политическими противниками сразу организации "Союз русского народа" - консервативном движении, которое противопоставило себя всем революционным течениям - как буржуазно-либеральным (кадеты), так и социалистическим. Черносотенство было политическим течением традиционалистов, которые выступали против революции, угрожающей российской цивилизации. Крупной силой черносотенство не стало но в своих прогнозах лидеры черносотенства были правы. Крупный оппозиционный мыслитель и публицист, известный рядом работ, посвященных развенчанию всевозможных антирусских мифом высоко оценивал вклад Кожинова в изучение проблематики черносотенства.

Ниже приводится в сокращении статья Кара-Мурзы по данному вопросу:

«Рассмотрим миф о черносотенцах по частям.


1. Черносотенцы - объединение представителей маргинальных, темных и безкультурных слоев, почти городского дна ("подонки", или еще говорят "охотнорядцы", т. е. лавочники).


Умберто Эко в "Маятнике Фуко" пишет так о "Союзе русского народа": "В "Союз" вербовали уголовных преступников, а занимались они погромами и правотеррористскими покушениями". А Фролов трактует черносотенство как продукт "наиболее отсталых слоев крестьянства" - ядовитый цветок, выросший "на почве реального народного протеста против нечеловеческих условий своего существования". Б.С. Хорев назвал "Союз русского народа" группой, "сплетенной из богатеев и деклассированных громил".
Весь этот тезис ложен. Как считал Лев Шестов, к черносотенству примкнул бы, будь он жив, Ф.М. Достоевский.


В черносотенстве принимали участие виднейшие представители аристократии, а также иерархи Церкви, в том числе причисленный к лику святых будущий патриарх Тихон и митрополит Антоний (прототип Алеши Карамазова). Наконец, членами "Союза русского народа" были 1500 рабочих Путиловского завода. Кто здесь "богатеи и громилы"? А. Фролов не раз поминает Ленина. Если уж на него ссылаться, то следует вспомнить и замечание Ленина о "мужицком демократизме черносотенства, самом грубом, но и самом глубоком".


2. Второй тезис мифа: черносотенцы устраивают еврейские погромы.
Снова вспомним слова С. Хорева: "Русский народ со стыдом и ужасом вспоминает разгул этой банды подонков-антисемитов. За 6 и 7 апреля 1903 г. в Кишиневе во время еврейских погромов убито до 500 человек". Спрашивается, таким образом "Союз русского народа", созданный в ноябре 1905 г. и до 1906 г. проводивший только закрытые собрания, не участвуя даже в устной агитации, может быть причастен к погрому в Кишиневе в апреле 1903 г.? Почему кишиневский погром должен вспоминать "со стыдом и ужасом" именно русский народ, если в погроме участвовали исключительно молдаване, а предводителем был представитель знатного молдавского рода Паволаки Крушеван?
Откуда следует, что во время погрома 1903 г. "убито до 500 человек"? Согласно официальному отчету прокурора А.И. Поллана (который, кстати, сочувствовал евреям), всего было убито 43 человека, из них 39 евреев. Ожесточенное побоище началось после того, как евреи применили огнестрельное оружие и убили троих погромщиков, в том числе одного ребенка. У погромщиков огнестрельного оружия не было.
Б.С. Хорев причисляет к еврейским погромам и побоища 18-29 октября 1905 г., хотя, как сам пишет, "толпы пьяных дебоширов, ведомых "черной сотней", громили евреев, русских, армян, азербайджанцев, рабочих и т. д. Только в ста городах убито четыре тысячи человек" Возникает вопрос: откуда следует, что пьяных дебоширов вела "черная сотня"? Согласно кадету В.П. Обнинскому, автору большого труда о тех событиях, в октябре 1905 г. "не существовало партий правее конституционно-демократической, и будущие кадры так называемых "монархических" организаций находились еще в распыленном состоянии". Как уже говорилось, "Союз русского народа" возник в ноябре, и после его образования в России было всего 3 погрома (в 1906 г.) - два в польских городах и один в латышском, где черносотенцы не имели никакого влияния.


Неверно, что во время октябрьских погромов 1905 г. убито 4 тысячи человек, как неверно и то, что это были еврейские погромы. Наиболее точные данные собрал историк черносотенства С.А. Степанов. Из них следует, что погибло 1622 человека, из них евреев 711 (43 процента); ранено 3544 человека, из них евреев 1207 (34 процента). В Киеве во время погрома убито 47 человек, из них евреев 12 (25 процентов). С.А. Степанов делает вывод: "Погромы не были направлены против представителей какой-нибудь конкретной нации".
3. Стало чуть ли не общепризаннным, что черносотенство - движение "антисемитов".
Тезис сложен, если учесть, что в числе организаторов и активных деятелей "Союза русского народа" были виднейшие представители еврейства. Известно, что основоположником черносотенства и редактором главной его газеты "Московские ведомости" был еврей В.А. Грингмут. Важную роль в руководстве играли и другие евреи, в частности близкий соратник П.А. Столыпина И.Я. Гурлянд. Они не были ни агентами, ни провокаторами. Это были виднейшие деятели еврейства, не порывавшие с ним связей, будучи при этом патриотами России.


В своем обличении "черносотенной, фашистской и тому подобной идеологической заразы" и в подтверждение антисемитизма консервативных движений в России А. Фролов приводит цитату Энгельса: "Если он (антисемитизм) оказывается возможным в какой-нибудь стране, то это лишь доказывает, что капитал там еще недостаточно развит". Имел ли место антисемитизм в Германии в начале 30-х годов? Да, имел. Можно ли сказать, что капитализм в Германии был неразвит? Нет, нельзя. Энгельс был не прав. Как же тогда понимать А. Фролова?
Ложен и его тезис о том, что черносотенству близко ("точный аналог") движение Баркашова. Тезис настолько очевидно ложный, что даже говорить о нем не следует. Вот если бы Керенский догадался создать свое маленькое "черносотенство", тогда у Баркашова был бы аналог.
4. От самых разных идеологов - от Умберто Эко и М. Девидоу до Б.С. Хорева и А. Фролова - мы слышим, что черносотенцы были террористами ("занимались они погромами и правотеррористскими покушениями").
Вот историк С.А. Степанов пишет в академическом журнале (в 1993 г.): "Что касается методов, которые применяли к своим противникам черносотенцы, то они являлись зеркальным отражением "революционного" терроризма крайне левых. С той, однако, разницей, что "союзники" опирались на поддержку всей военно-полицейской машины империи В составленном Главным советом "Союза" списке политических деятелей, подлежащих физическому устранению, фигурировали в основном кадеты. Черносотенные дружинники убили двух видных членов этой партии - М.Я. Герценштейна и Г.Б. Иоллоса".
Итак, "зеркальное отражение" Конечно, черносотенцы, в том числе евреи, выступали против революционеров, в том числе против евреев. Но посмотрите, насколько искажено наше историческое сознание. На деле революционные организации, самой активной из которых была терорристическая группа эсеров под руководством еврея Азефа, убили до 1917 г., по подсчетам американского историка А. Гейфман, 17 тысяч человек (возможно, это преувеличение, но это - данные явных ненавистников черносотенства). Черносотенцам же вменены в вину три убийства: кадета М.Я. Герценштейна в 1906 г. (авторство убийства точно не установлено), кадета Г.Б. Иоллоса (в 1907 г.) и трудовика А.Л. Караваева (в 1908 г.). Это - зеркальное отражение революционного террора? Бесполезно нам идти дальше по теме манипуляции сознанием, пока мы не покопаемся в себе и не поймем, как же мы в это могли верить.
Как С.А. Степанов, научный работник, может утверждать, что черносотенцы были такими же террористами, как революционеры, да к тому же вели террор при поддержке всей военно-полицейской машины империи (видимо, включая армию и военно-морской флот!). И где тот страшный "список политических деятелей, подлежащих "физическому устранению"? Да еще составленный Главным советом "Союза русского народа". Тут надо создавать комиссию под руководством А.Н. Яковлева - искать этот список, как "золото КПСС". Но не историку же такие вещи писать!
5. Общий тезис, в котором сходятся и ельцинисты, и некоторые идеологи оппозиции, гласит, что черносотенство - движение расистское, которое стало предшественником фашизма.
Читаем в книге "Русская идея и евреи" (М., Наука, 1994): "Ненависть к евреям, нарастающая в предреволюционной России, подожгла Германию, а затем и Россию. Мир - единое целое. Россия заплатила за жажду расправы над евреями ГУЛАГом.
Нас убеждают, что между черносотенством и фашизмом есть генетическая связь. Это явный подлог. Расизм возник еще в ходе Реформации, с разделением рода человеческого на расу избранных и расу отверженных (поэтому колонизаторы Америки из гражданского общества были расистами, а колонизаторы из традиционного общества Испании - нет). Национализм же возникает лишь с превращением народа в политическую нацию, а до такого превращения России начала века было далеко. Черносотенство исходило из понятия народ. Близости черносотенства к фашизму нет и быть не может, поскольку эти явления лежат на разных цивилизованных траекториях. Фашизм есть порождение Запада и только Запада, черносотенство - охранительный консерватизм, типичный продукт культуры России начала века.
Мифы, которые внедряют в сознание недобросовестные идеологи, нам очень затрудняют выход из нынешней смуты. Мы живем со спокойной совестью именно потому, что правда - за нас. А мы должны быть - за правду.»

Полный ассортимент книг издательства «АЛГОРИТМ» можно приобрести в следующих магазинах:

В Москве:
Центр Политической Книги (ЦПК)

* СК «Олимпийский»,
Торговое место №30 (1-й этаж)
тел.: 8 (495)937-28-22
8 (903) 519-8541
E-mail: \n [email protected] Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script


Другие магазины

* "Библио-глобус"
* "Молодая гвардия"
* Сеть магазинов "Новый книжный"


Сеть магазинов «Родник-Знаний»:
o ст. м. Коломенская, Судостроительная ул., д. 29.
тел. (495) 118-43-33

o ст. м. Бабушкинская, ул. Летчика Бабушкина, д. 31
тел. 8 (916) 724-74-68

o ст. м. Каширская, Сабурово, Каширское шоссе, д. 57, корп. 2
тел. (495) 344-60-77

o ст. м. Каширская, Марьино, Братеево, ул. Борисовские пруды, д. 14, корп. 4
тел. (495) 340-71-87

o ст. м. Новогиреево, Новокосино, ул. Новокосинская, д. 8, корп. 2
тел. (495)703-26-13, доп. 107

o ст. м. Новогиреево, Первомайская, ул. Челябинская, д. 15
тел. (495) 308-73-30

o ст. м. Щелковская, Гольяново, ул. Уссурийская, д. 5/7
тел. 8 (916 )350-42-81

o ст. м. Печатники, ул. Шоссейная, д. 52/1
тел. (495) 354-84-38

o ст. м. улица Подбельского, Открытое шоссе, д. 21, корп. 4
тел. (495) 167-15-77

o ст. м. Дмитровская, ул. Дубнинская, д.10, корп.3
тел. (495) 904-62-02



Магазин издательства «Русский Вестник»:
+ ст. м.Третьяковская, Черниговский переулок, д.9/13, стр.2 тел. (495) 959-42-25


В Санкт-Петербурге:
+ ДК им. Крупской

Ст.м. «Елизаровская», ДК им. Крупской, 2-й этаж, место №82
Тел. 8 (960) 233-04-97
Модин Валерий Борисович

+ «Академический проект»

ул. Рубинштейна, д. 26
тел. (812) 764-81-64

+ Магазин-галерея «Дарт»

Ул. Колокольная , д.1
Тел. (812) 713-21-74

+ Магазин-салон филологического факультета СпбГУ

Университетская наб., д. 11
Тел. (812) 328-95-11



В Интернете книги издательства можно приобрести:
# www.books.ru
КНИГА-ПОЧТОЙ:
# Отдел распространения ’’Русского Вестника’’
# Тел. 959-42-25, факс 953-70-10
Деньги высылаются по адресу: 105062, г. Москва, К-62, а/я 111. Сенину Алексею Алексеевичу


0.010931015014648