Когда говорят о Хрущеве, обычно вспоминают «оттепель». Причем, как правило, речь идет об изменениях, которые произошли в жизни интеллигенции и народа и гораздо реже обсуждаются вопросы, связанные с положением партийной номенклатуры. А между тем, изучать феномен «оттепели» как политической эпохи, имевшей ключевое значение в истории нашей страны, без учета роли советской властвующей элиты, значит совершать грубейшую ошибку. Это тот случай, когда за деревьями не видят леса.
Зачем элите понадобился именно Хрущев? Трудно представить более неподходящую фигуру на роль наследника Сталина, а между тем поддержка номенклатуры, в конечном счете, обеспечила Хрущеву победу над Берией. Именно в этом несоответствии Хрущева Сталину и кроется ответ на поставленный вопрос. Насколько Хрущев отличался от Сталина, настолько номенклатура не желала продолжения сталинизма. Берия - естественный наследник Сталина, проиграл, а Хрущев, соответственно выиграл, как раз потому, что первый продолжил политику «вождя народов», а второй обещал номенклатуре её прекратить, и своё обещание выполнил. Ротация элиты путем регулярных репрессивных чисток - это тупик. Люди рвутся на верх не для того, чтобы трястись там от страха. Сегодня ты уважаемый человек, лауреат всевозможных премий, твой портрет несут на параде, тебе рукоплещет зал, но завтра ты получаешь пулю или длительный тюремный срок, как враг народа, шпион десяти разведок и вредитель. Кому такое понравится? Политическое долголетие Сталина во многом объясняется тем, что он был не просто жесток, а сверхжесток. Представители элиты испытывали не просто страх, а сверхстрах. Сговориться против такого тирана было очень сложно, ведь при малейших признаках нелояльности убивали. Правда, есть основания полагать, что наиболее влиятельная часть элиты в конце концов составила заговор и уничтожила Сталина, но это произошло только когда он постарел, заболел, и его хватка ослабла.
Итак, Хрущев обещал номенклатуре, что репрессий против неё больше не будет. И, действительно, расправившись с Берией и его сторонниками, Хрущев в дальнейшем не проводил массовых «силовых чисток». Это был поистине царский подарок партийной элите и, причем, не последний. Часто упускают из виду тот факт, что реальным сценарием развития ситуации в стране мог стать военный переворот с последующим, переходов власти в руки высшего генералитета. С этой проблемой столкнулся уже Сталин, авторитета и влияния которого едва хватило, для того, чтобы отодвинуть военных в тень. Но то Сталин, человек непререкаемого авторитета и колоссальной власти, а что такое Хрущев да и любой другой представитель номенклатуры по сравнению с Жуковым? Так, чинуша. И в среде военных закономерным образом возник вопрос, а почему власть у «них», а не у «нас»? Мы знаем, что и с этой проблемой Хрущев справился. Согласитесь, заслуги Хрущева перед номенклатурой очень велики, и, тем не менее, эта же самая номенклатура, буквально те же люди выкинули его из Кремля. За что? Чтобы решиться на государственный переворот, нужны очень веские основания. Учтем, что организаторы свержения Хрущева и так обладали огромной властью, и по большому счету в результате переворота только Брежнев действительно резко повысил свой статус. Стандартные обвинения Хрущева в «кукурузе», ошибках, допущенных при освоении целины и прочем «волюнтаризме» просто смехотворны. Уж чего-чего, а подобными выкрутасами может похвастаться едва ли ни каждый руководитель СССР. Говорят, что народ был недоволен таким правлением, но это не причина. Народу приходилось терпеть всякое, бывали времена и похуже. Поэтому причины переворота надо искать не в пресловутой «воле масс», а в интересах элиты. Если мы поймем, чем Хрущев не устраивал элиту, мы сможем ответить на вопрос, почему он потерял власть.
На XXII съезде партии в октябре 1961 г. принимается новый устав КПСС, в котором была прописана процедура обновления властвующей элиты. На каждых выборах состав ЦК КПСС и Президиума ЦК должен был обновляться на одну четверть. Хрущев замахнулся на интересы высшего слоя советских управленцев и с этого момента стал его злейшим врагом. Сталин обновлял элиту жестко, путем репрессий, Хрущев хотел обойтись мягкими, законными методами. Очень характерно, что когда его свергли, на новом уже брежневском «съезде победителей» правящая верхушка была обновлена в минимальной степени. Во всех этих событиях хорошо виден вектор интересов властвующей элиты: делать всё, чтобы сохранять свой статус, противиться изменениям, не допускать конкурентов. При помощи Хрущева номенклатура добилась отмены репрессий, а позже руками Брежнева обеспечила себе фактическую несменяемость. Забегая вперед скажу, что потом элита взяла еще один ключевой бастион: Горбачев и Ельцин –два крупнейших представителя партийной номенклатуры уничтожили социализм и передали номенклатуре государственную собственность. Так бесславно закончился социалистический эксперимент. Но вернемся к Хрущеву.
Часто приходится слышать, что он был троцкистом, и, судя по всему, в этом есть значительная доля истины. Нет, речь не идет о том, что он тайно входил в организацию Троцкого, боролся со Сталиным и так далее. Речь не об этом. Когда Сталин выдвинул лозунг построения социализма в отдельно взятой стране, для Троцкого это было предательством идеалов Октябрьской революции, как первого шага к революции мировой. Так вот, Хрущев явно сохранил верность этой идее. Говорят, что мол Хрущев отказался от идеи прогресса, подменив ее идеей потребительства. Это не так. Агитационный плакат "Придем к изобилию" - это Сталин, а не Хрущев. Коммунизм как потребительский рай - типичная мечта обычного советского человека. Да и вообще рай как место, где сполна удовлетворяются материальные запросы - это вековечная мечта всех времен и народов. А идея коммунизма это идея построения рая на земле. Так что нечего на Хрущева грешить.
Другие представители номенклатуры давно утратили юношеский идеализм (даже если он у них и был!), а Хрущев нет. Для него революция продолжалась, он нёс в себе мессианский запал Октября. «Мы вас похороним» – фраза, брошенная Хрущевым в адрес западных государств, просто немыслима в устах любого другого советского лидера той эпохи. Это стиль оратора, забравшегося на броневик в 17 году, но никак не лидера крупнейшей державы середины XX века. Невозможно представить, чтобы нечто подобное сказал Брежнев и тем более последующие генеральные секретари. Советской элите никакая мировая революция не нужна, конфронтация с западом тоже. Это он возил американцев мордой по столу, когда сбили летчка-шпиона Пауэрса. Это Хрущев мог идти на смертельный риск и под угрозой ядерного шантажа заставил США отступить. Это он с гордостью заявлял, что в СССР производят баллистические ракеты как сосиски.
Хрущев был малограмотным хамом, дипломатическим хулиганом, ограниченным человеком. Но вместе с тем, он был патриотом и не боялся западного давления. У него и в мыслях не было изменить делу социализма, уступить врагам. Брежневская политика была уже совсем другой. По сути, она сводилась к поиске компромисса с капиталистическими государствами, а в чем-то даже была замаскированным пораженчеством. Это при Хрущеве расстреляли валютчиков, да еще и придали закону обратную силу. А при Брежневе торгашеско-спекулятивная мафия расцвела махровым цветом. При Брежневе созрел антисоветский проект, при нем часть номенклатуры взяла курс на ликвидацию социализма, с последующим присвоением государственной собственности. Таким людям Хрущев мешал и мешал сильно, потому и был свергнут.
В адрес Хрущева можно сказать много крепких слов, и он их заслуживает. Можно сказать, что он предал Сталина и его Систему. Но он не предавал страну.
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |