Интернет против Телеэкрана, 13.10.2017
Рузвельт и его реформа: уроки для России

1.1. Биржевой крах

В 1926-1928 г.г. экономика США находилась на подъеме. Увеличение объема производства благоприятно отражалось на финансовых показателях компаний, приводя к росту биржевых котировок акций. Общая стоимость выпущенных ценных бумаг на 1.10.1929 составляла около 87 млрд.долл. Об огромной мощи экономики свидетельствовал тот факт, что в 1929 году автомобильная промышленность выпустила около 5.4. млн.автомобилей, общее число машин в эксплуатации составляло около 26, 5 млн. Экономическое процветание породило теорию «просперити» - вечного процветания, на деле оказавшейся иллюзией .

В экономической идеологии того времени тотально доминировала доктрина невмешательства государства в экономику "laissez faire", постулирующая, что рыночные силы имеют неограниченные возможности для саморегулирования. Другой важной составляющей была ярко выраженная либерально-демократическая идеология, основанная на индивидуализме, принципе равных возможностей, социальной мобильности. С учетом специфики США, выражавшейся в значительной степени экономической свободы, духа свободного предпринимательства, экономического подъема, доступности земель, основная масса населения полагала, что личное достояние любого гражданина зависит исключительно от его способностей к предпринимательству и воли к работе. Однако в дальнейшем в конце 19 века в стране стал активно происходить процесс монополизации экономики, образования трестов, гигантских промышленных объединений, что привело к резкой концентрации национального богатства в руках ограниченного круга представителей крупного капитала.

 

К 1928 г. экономический цикл подошел к состоянию спада, что нашло отражение в снижении потребительского спроса и сокращении капиталовложений в экономику. Чтобы не допустить «посадки» Федеральная резервная система (ФРС)  в 1927 г. увеличила объем денежной и кредитной эмиссии. В то же время основной объем финансовых ресурсов попал не в промышленность, а был вовлечен на фондовый рынок, спекулятивные операции на котором стремительно раздували «мыльный пузырь». На фондовом рынке образовалась пирамида, в результате которой котировки акций росли вне зависимости от финансовых показателей компаний. Значительная часть инвесторов использовали для работы на бирже кредитные ресурсы: акции закладывались в банке, брался новый кредит, на них покупались новые акции и т.д. Стремительный рост акций в свою очередь еще более способствовал оттоку ресурсов из реального сектора, что стимулировало снижение его показателей. Росту спекуляций способствовала низкая процентная ставка по кредиту – около 3.5-4 %. Рост фондового рынка порождал иллюзию экономического процветания, Президент Гувер заявил, что у него нет опасений за будущее страны. Несмотря на ряд предупреждений, денежные власти не приняли мер к изменению ситуации.

В понедельник 21 октября 1929 г. рынок получил первый тревожный сигнал – котировки акций пошли вниз при огромном объеме торгов (продано 6.1 млн.акций). Не смотря на тревожные сигналы основная масса игроков не верила в возможность резкого падения рынка. Однако не прошло и нескольких дней, как все стало на свои места – 24 октября (так называемый «черный четверг») на Нью-Йорской фондовой бирже произошел биржевой обвал. Уже через час после открытия торгов курсы акций стали падать и к 12.00 возникла паника - практически все стремились продать свои пакеты акций. Паника охватила весь рынок, все со страхом следили за падением котировок. Чтобы спасти ситуацию группа банков (во главе с Томасом Ламонтом, заместителем Д.П.Моргана) решило поддержать рынок и собрав по тем временам достаточно значительную сумму (по разным оценкам до 240 млн.долл.) вышли на рынок в качестве покупателей. На некоторое время это задержало спад, но затем все покатилось по наклонной – 29 октября (так называемый «черный вторник») на Нью-Йоркской бирже был поставлен рекорд Гиннеса - общий объем торгов по продаже составил 16,4 миллиона акций. Общий индекс к концу года упал почти в два раза. По эффекту домино падение продолжилось на европейский рынках (Лондон, Париж, Берлин).

 

1.2. Экономическая катастрофа.

Начались массовые разорения компаний и частных лиц, сначала непосредственно втянутых в биржевую игру, а затем по цепочке неплатежей кризис захватил все экономику, перекинувшись и на Европейские страны. Экономический спад, признаки которого существовали еще до биржевого краха, резко пошел по нарастающей.

Первыми потеряли свои средства игроки, в числе которых были представители среднего класса, участвовавших в биржевой лихорадке - мелкие буржуа, интеллигенция, квалифицированные рабочие , зажиточные фермеры. Поначалу среди обычного населения, не занимавшегося спекуляциями преобладало настроение злорадства – алчность наказана. Однако затем по принципу домино кризис охватил банки, предприятия, состоятельных людей, поразив затем уже всю экономику. Великая депрессия привела к обнищанию и огромным страданиям десятки миллионов людей, значительным образом изменили психологию и мировоззрение людей, что нашло свое выражение в следующем сравнении: «Люди будут говорить «до 1929 года» и «после 1929 года», как, вероятно, дети Ноя говорили о временах до и после всемирного потопа».

Особенно тяжелым были социальные последствия: фермеры лишались земли, домовладельцы теряли дома, имевшие бизнес оказывались на бирже труда, все хватались за любую, самую черную работу, в городах выстраивались очереди за бесплатной похлебкой. Народ стал понимать, что их прежние идеалы либерализма и свободной экономики не работают - многие ранее успешные люди не в состоянии были ничего изменить, они теряли надежду, у многих опускались руки.

Значительная часть фермерских хозяйств потеряла свою платежеспособность – не имея возможности погасить кредиты, выданные по залог земли, они лишались своих хозяйств. Широкий размах приняло бродяжничество, беспризорность, стали появляться заброшенные города . Например, в городе Акрон (штат Огайо), в котором основную занятость обеспечивали заводы резиновой промышленности, последние практически полностью свернули производство, основной банк города обанкротился, закрылся аэропорт, было уволено около половины полицейских, прекратилась уборка улиц .

О масштабе кризиса свидетельствую следующие данные: объем ВНП США в текущих ценах за 1929-1933 гг. упал в 1,85 раза с 103.9 до 56 млрд.долл., объем безработицы вырос с 3.2 % до 25 % в 1933 г., что составило около 12.8 млн.человек. По данным американской Ассоциации по исследованию проблем труда, число безработных было значительно выше – около 17 млн. Около 2.5 млн. человек остались без жилья . Разорилось около 135 000 компаний, доходы корпораций упали на 60 % . Объем загрузки металлургической промышленности в 1932 г. составлял всего лишь 12 % от мощностей. Спад в производстве автомобилей – составлял около 74,4%, железнодорожного состава - локомотивов и вагонов – около 100% . Общая капитализация рынка упала в 4.5 раза с 87 млрд.долл. (1.10.1929 г.) до 19 млрд. долл.(1.03.1933 г.) Фермерская недвижимость упала в цене более чем 10 раз – так ферма стоившая в 1929 г. около 100 тыс.долл. ушла за долги примерно за 5 тыс.долл. Началось массовое разорение фермеров, не способных погасить ссуды. За период 1929-1933 разорилось около 897 тыс. фермерских хозяйств, т.е. 14.3 % от общего числа. За счет падения спроса началась дефляция – общее снижение индекса цен за 1929-1932 г. составило 25 % .

 

1.3. Банковский кризис

В начале 20-х годов в США насчитывалось около 30 тыс. банков. В их активах значительную часть составляли ценные бумаги, ссуды под залог ценных бумаг, городской недвижимости и сельских земель. После биржевого краха большая часть ценных бумаг и недвижимости резко обесценилась, а значительная часть ссуд стала невозвратной, при этом произошло резкое сокращение ресурсной базы банков - массового изъятия вкладов населения, снижение остатков предприятий. В результате банкротства банков приняли массовый характер. Сыграл свою негативную роль дефолт ряд стран Латинской Америки и Азии. Как известно, крупные американские банки инвестировали в экономику этих стран и являлись держателями большого объема их государственных и частных облигаций.

Общие изъятия вкладов перед кризисом составили около 5-6 млрд.долл . Немудрено, что уже в 1932 г. значительная часть банков пыталась ограничить выдачу наличных своим вкладчикам. Первый прецендент создал штат Невада, закрывший в октябре 1932 г. все банки штата. Напряжение стало нарастать с начала 1933 г. Примерно за 1 месяц из крупнейших банков США было изъято около 2.3 млрд.долл. (около 15 % всех депозитов). Считается, что полномасштабный банковский кризис США начал свое шествие с февраля 1933 г., когда в Детройте рухнул крупнейший банк, проводивший большой объем операций с недвижимостью. Санация Реконструктивной финансовой корпорации (РФК) не дала позитивного результата, и банк прекратил платежи. В штате Мичиган началась банковская паника и 14 февраля губернатор закрыл все банки, чтобы защитить их от банкротства. Волна закрытий банков прокатилась по многим штатам.

 

1.4. Идеология Реформ.

4 марта 1933 г. приступил к исполнению своих обязанностей Франклин Рузвельт. Франклин Делано Рузвельт был американцем голландского происхождения, и приходился дальним родственником Теодору Рузвельту (Президенту США 1901-1909 г.). Как известно, Рузвельт длительное время ( с начала 1920 годов) боролся с тяжелейшей болезнью – полиомиелитом, что наложило безусловный отпечаток на его характер и личные черты. Он мог передвигаться только на инвалидной коляске. Его биограф писал: «Он вскоре обнаружил, что неспособность передвигаться таит в себе и выгоды, которые со временем стали необычайно ценными». По всей видимости, это привело к тому, что весь смысл его существования переключился на работу, а ее высшим проявлением стало полное и бескорыстное служение своему государству и народу. Что особенно важно, как человеку лично страдавшему, ему безусловно были близки страдания других людей - и простой народ это очень быстро понял. Без преувеличения можно сказать, что Ф.Рузвельт был одним из самых выдающихся государственных деятелей новой истории и его приход к власти в столь тяжелый период был огромным подарком провидения.

Скорее всего, на момент своего избрания Рузвельт имел свое видение на реформирование существующего экономического порядка. Во многом он действовал эмпирически на основании требований реальной жизни, практики, а не каких либо догм. Рузвельт был ярко выраженным коллективистом, и в своей деятельности опирался на так называемый «мозговой трест», состоявшей из представителей виднейших ученых и практиков того времени, оформившейся в 1932 г. во время его избирательной компании. Использование лучших умов нации было его «know-how», сыгравшее безусловное значении в его успехе. Не менее важно, что Рузвельт смог синтезировать лучшие экономико-политические концепции того времени, «нового национализма» Т. Рузвельта и «новой свободы» В. Вильсона.

Рузвельт четко осознавал, что лишения народа рано или поздно приведут к его радикализации и социальному взрыву. Делали первые шаги два будущих противника – СССР и фашистская Германия. За фасадом отсутствия экономических катаклизмов в этих странах американцы не замечали явные изъяны эти социальных систем. Рузвельт выступал как спаситель капиталистической системы как таковой, реальной альтернативой которой мог быть социализм или фашизм. Америка стала «леветь», и общественное мнение все более восставало против крупной буржуазии – представителей крупных монополистов, банкиров, финансистов. Так на собрании одной из церковных общин в штате Огайо в сентябре 1932 г. говорили об этом так: « Капитализм подвергся сейчас испытанию, и он его не выдержал... Экономическая система, при которой погоня за прибылью ведет к разрушению благосостояния народа, должна быть либо полностью отброшена, либо фундаментально изменена”.

Широко известно высказывание Рузвельта: «Можно обманывать немногих длительное время, можно обманывать многих недолго, но нельзя обманывать всех всегда». Рузвельт имел ярко выраженное ораторское дарование и не боялся открыто объяснять народу содержание государственной политики и проводимых реформ, он постоянно выступал по радио, эти беседы впоследствии получили название «беседы у камина».

Американская буржуазия в значительной степени была ориентирована на внутренний рынок. Американский истеблишмент поначалу считал, что все придет в порядок само собой, чем и была обусловлена слабость экономических мер президента Гувера, по сути правильных – в дальнейшем ряд этих мер Рузвельт смог реально и успешно использовать. Герберт Гувер призывал набраться терпения и постоянно обещал, что оживление экономики должно вот-вот начаться. Министр финансов Эндрю Меллон, принадлежащий одной из богатейших семей США, также утверждал, что кризис изживет себя сам . Однако кризис продолжался, а любое вмешательство государства требовало дефицитного финансирования бюджета, в то же время все экономические традиции того времени этому решительно противоречили. Необходимы были смелые, революционные решения, в том числе частично разрушающие существующие каноны – и заслуга Рузвельта именно в том, что он смог провести их в жизнь: «Бывают времена, когда нельзя нарушать правила и принципы, но бывают и другие времена, когда опасно соблюдать их».

После того, как кризис стал практически безысходным, крупная буржуазия с надеждой обратила взгляды на новые реформы, при этом элита в какой-то части готова была поступится чем-то из своих неограниченных возможностей для восстановления нормальной ситуации. Таким образом, низы явно не могли жить в этой ситуации, но верхи также хотели ее изменить. Все ждали прихода к власти сильного, знающего Президента, способного совершить чудо и вывести страну из кризиса.

Помимо биржевого и финансового кризиса, существовала проблема дефляции и кризиса перепроизводства. Краткое объяснение ситуации было следующим - в экономике разразился кризис перепроизводства - отсутствие спроса из-за политики монополий, тотально доминировавших на рынке - цены на большинство товаров были максимально высоки, в то же время зарплата была очень низка. Объяснение следовало теории Маркса - в погоне за прибылью капиталисты самостоятельно были не способны в должной мере поделиться своими доходами с населением. Биржевой крах еще больше уменьшил платежеспособный спрос – и стала прогрессировать дефляция. На идеологическом уровне необходимые меры заключались в следующем – для снятия основного (по Марксу) противоречия капиталистического способа производства следовало осуществить перераспределение дохода путем роста бюджетных затрат, стимулирование платежеспособного спроса населения. И если Гувер настаивал на сохранении индивидуализма, то Рузвельт настаивал на изменении распределительного механизма, отказу от догм, движению к смелым экспериментам, призывая к обращению взглядов власти на “забытого американца у подножья экономической пирамиды”.

Основной посыл проводимых реформ сводился к социализации капитализма (конвергенции), усилению роли государства, повышению государственных расходов, применению антимонопольных мер. По всей видимости, на характере его реформ отразился также опыт социалистических преобразований, проводимых в СССР – а именно - пенсионное обеспечение, социальное страхование, государственное планирование, организация государственных работ.

Рузвельт высказывал по тем временам очень революционные идеи о социальной ответственности государства. Так в своей программной речи в Сан-Франциско 23 сентября 1932 он говорил :  “Каждый человек имеет право на жизнь, - утверждал он, - а это значит, что нельзя отрицать и его права на достаточно обеспеченные жизненные условия... Правительство должно дать каждому человеку возможность добиться своим трудом обладания необходимой для его нужд части общественного богатства... Если для обеспечения этого права человека надо ограничить собственнические права спекулянта, манипулятора, финансиста, я считаю такое ограничение совершенно необходимым”.

Не менее важным был призыв к социальному миру и общенациональному единству : “Новый курс, - говорилось в одном из них, - стремится сцементировать все наше общество, богатых и бедных, в добровольное братство свободных граждан, сплоченных воедино и стремящихся к общему благу для всех” . Отметим, что политику Президента отличали такие качества, как решительность, лидерство, дипломатизм, реализм.

 

1.5.«Новый курс» первые 100 дней.

Вступая в должность 4 марта 1933 года, Ф.Рузвельт в своей речи обещал применить самые энергичные меры по борьбе с кризисом: «единственно, перед чем мы должны испытывать страх,— это сам страх», он призвал страну к национальному единству и потребовал “предоставить исполнительной власти такие же широкие полномочия, какие были бы даны президенту, если бы внешний враг вторгся в нашу страну” .

Правительство Рузвельта начало свою работу с применения неординарных мер – 9 марта начала работу специальная сессия конгресса, длившаяся более 3 месяцев, принявшая ряд важнейших законов, серьезно повлиявших на экономику США и заложивших основу «Нового курса». Этот период получил название «первые 100 дней». Важнейшей задачей было спасение и стабилизация финансовой системы США. В основу политики нового курса легли меры по усилению государственного регулирования экономики, дефицитного финансирования бюджета, важнейшие институциональные преобразования.

 

1.5.1. Санация банковской системы.

Одним из первых шагов Ф.Рузвельта было объявление 6 марта «банковских каникул» на неделю, во время которой были закрыты все банки США. Далее с целью «очистки» банковской системы была проведена тотальная ревизия всех банков. Разорившиеся банки попали под управление РФК. Устойчивые банки получили право на дальнейшую работу. 11 марта президент выступил сначала перед прессой, 12 марта – уже по радио, объясняя ситуацию и меры правительства по выходу из кризиса. Постепенно паника пошла на убыль, 15 марта открылись примерно 30 % всех банков. В результате этих мер произошло укрупнение банковской системы - большинство банков, признанных «здоровыми»,  были крупными.  

С целью оздоровления ситуации был принят ряд важных законов. Одним из важнейших стал  закон Гласса–Стигалла (21 июня). Коммерческим банкам запрещалось работать с ценными бумагами, это право получали специализированные финансовые организации – тем самым были снижены риски, которым подвергались средства вкладчиков банка. С целью пресечения привлечения средств по повышенным ставкам, характерных для проведения высокорискованных операций, был введен запрет на выплату процентов по текущим счетам, проценты по депозитным счетам подвергались регулированию ФРС. Был регламентирован биржевой кредит.

Но самое главное – был принят закон о страховании депозитов и создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) – банки отчисляли взносы в страховой фонд, в случае банкротства ФСКД санирует банк и выплачивает вклады в пределах установленного законом лимита на вклад в одном банке. Именно эта мера во многом позволила в итоге стабилизировать ситуацию с «бегством вкладчиков».

Из отчетных данных ФРС следовало, что и до краха 1929 г. банкротство банков имело достаточно массовый характер, однако после биржевого краха 1929 г. их число увеличилось многократно. На 30 июня 1921 г. общее число коммерческих банков составляло 29 788, а на 30 июня 1933 г - 13 949 банков. Таким образом, за указанный период прекратило деятельность более половины банков. К 31 декабря 1933 г. общее число кредитных организаций выросло до 14 440 .

Совет управляющих ФРС, назначаемых Президентом США, получил право на регулирование суммы банковских резервов, тем самым Правительство США получило инструмент управления деловой активностью на рынке путем воздействия на доступность кредита.

 

С целью усиления контроля за рынком ценных бумаг – были ужесточены условия включения компаний в биржевые листинги, установлены пределы колебаний котировок на торгах. Для организации контроля над рынком ценных бумаг была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission).

Учетная ставка последовательно снижалась с 6% в октябре 1929 г. до 1,5% в сентябре 1931 г. Был введен плавающий курс доллара, проведен отказ от золотого стандарта, а проведенная в дальнейшем девальвация доллара способствовала обесценению долгов и повышению конкурентной способности американского экспорта.

 

1.5.2. Национальный закон о возрождении промышленности.

В первые сто дней реформы были направлены на укрупнение структуры экономики – укрупнялись банки, получили конкурентные преимущества крупные фермерские хозяйства, крупные предприятия. Социальные реформы были лишь обозначены. Сложно сказать, были ли это сознательные шаги в сторону крупных монополий или вынужденные меры, сложившиеся под действием баланса политических сил.

Меры, направленные на нормализацию производства нашли свое отражение в Национальном законе о восстановлении промышленности (НИРА), принятом 16 июня 1933 г. В основу этого закона был взят план, предложенный в 1931 г. президентом компании фирмы “General Electric” Джерардом Своупом, одобренном Торговой палатой США. Закон предписывал всем ассоциациям предпринимателей вырабатывать кодексы «честной конкуренции», определявшие условия, объем производства, минимальный уровень цен. При этом с предприятий, принявших такие кодексы снимались антитрестовские меры воздействия. Такой расклад был выгоден крупным монополиям, которые фактически определяли условия производства и сбыта по своим отраслям. Было составлено около 557 основных и 189 дополнительных кодексов, охвативших более 95 % рабочих . Принятие кодексов способствовало принудительному картелированию промышленности.

Статья 7 а НИРА содержала меры социального характера – она вводила ограничения на продолжительность рабочей недели и предписывала обязательный минимум оплаты труда. В ней также признавалось право организации профсоюзов и заключение коллективных договоров.

Была образована Национальная администрация восстановления, возглавленная генералом Хью Джонсом.

 

1.5.3. Социальная политика.

Для борьбы с основным проявлением падения уровня производства – безработицей, а также с целью улучшения материального положения населения были предприняты следующие меры: прямая помощь безработным, введение системы страхования по безработице и организация общественных работ. Так 12 мая 1933 г. на оказание помощи безработным было выделено около 0.5 млрд.долл, всего было израсходовано свыше 4 млрд.долл. Дотации штатам на оказание помощи осуществляла Федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи во главе с Г.Гопкинсом. Большинство безработных получению пособий предпочитало общественные работы. На основании рекомендаций НИРА была создана Администрация общественных работ (PWA), возглавляемая министром внутренних дел Г.Икесом, занимавшаяся в основном крупными строительными проектами, доказывая тем самым, что «деньги не шли на ветер» . Общий объем работ, выполненных по ее проектам составил около 3.3 млрд.долл. Из политических соображений особенное внимание Правительство уделала мерам по увеличению занятости среди молодежи, уже весной 1933 года были созданы первые лагеря для безработной молодежи, принявшие в течении 1933-1939 г.г. около 2 млн.человек в возрасте до 25 лет. В течении шести месяцев работающие молодые люди работали и жили в этих лагерях, имея полное обеспечение. Заработная плата составляла около 30 долл, при этом каждые 25 долл. направлялись семье работающего.

С целью снижения социальной напряженности зимой 1933/34 года решено было организовать более простые общественные работы, уже не требовавшие значительным капитальных затрат. Ими управляла администрация гражданских работ Civil Works Administration — СВА под руководством Г.Гопкинса. На ее объектах в январе было занято около 4.3 млн.человек, общий бюджет затрат за 4.5 месяца составил 0.9 млрд.долл. В 1935 году была организована Works Progress Administration – ВПА с бюджетом около 4.9 млрд.долл. За годы работы ВПА она обеспечила занятость около 8.5 млн.человек при общем объеме затрат 10.8 млрд.долл., максимальная занятость к ноябрю 1938 г. составляла 3.3 млн.человек.

В 1933 году была создана Администрации долины реки Теннеси (TVA), впервые реализовавшая государственные планы развития этого региона, бывшего одним из самых отсталых на американском Юге. Правительство приняло программу строительства государственных гидроэлектростанций для снабжения производства азотных удобрений в бассейне реки Теннеси, которая затем переросла в широкую концепцию государственного развития экономики с целью повышения уровня доходов и занятости населения. Кроме того, развитие государственной энергетики повышало уровень конкуренции в этой важнейшей отрасли, бывшей до этого излишне монополизированной.

Указанные меры помимо своего прямого назначения стимулировали платежеспособность населения, реализуя инфляционный механизм развития американской экономики. Принятые меры благоприятно сказались на показателях безработицы, к 1937 году она снизилась до 7.7 млн.человек. Однако в результате развития второй волны экономического кризиса, произошедшего в 1938 г. число безработных снова увеличилось до 10.4 млн.

Правительство уделяло значительное внимание развитию жилищного строительства, в частности ипотечного кредитования. Уже в 1933 г. была создана первая компания, выпустившая облигации для финансирования ипотеки - Ссудная корпорация владельцев жилья. В 1938 г. создана Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA), находящаяся под контролем государства. Начальный капитал компании был сформирован за счет средств бюджета .

Важнейшее достижение нового курса было создание системы социального страхования, в августе 1935 года был принят закон, предусматривавший страхование по старости и безработице. Не смотря на низкий уровень выплат, нераспространение закона на значительные слои работающих (сельское хозяйство, государственные служащие и т.д.) закон имел революционное значение .

Значительным шагом второго этапа реформ стало принятие 5.07.1935 г. Национального акта о трудовых отношениях, так называемого закона Вагнера. Закон гарантировал права трудящихся на организацию, заключение коллективного договора, организацию стачек.

Следующим этапом развития социальных прав было принятие в июне 1938 г. году закона о справедливых условиях труда (ФСЛА), предусматривавшего обязательный минимум оплаты труда 25 центов в час, введение полуторного тарифа при превышении продолжительности рабочей недели (44 часа, с 1940 года – 40 часов), ограничивался детский труд.

 

1.5.4. Политика в области сельского хозяйства.

Меры по борьбе с кризисом в сельском хозяйстве, связанным с падением цен на продукцию, массовым разорением фермеров нашли отражение в билле о помощи фермерам, подписанным Ф.Рузвельтом 12.05.1933 г. Основная его часть представляла закон о регулировании сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Act — ААА) . Руководство программой осуществляла Администрация восстановления сельского хозяйства (ААА). Основная задача была связана с поднятием относительного уровня цен на сельхозпродукты, соответствующего докризисного уровня – в качестве такового было взято лето 1914 г. Падение цен на сельскохозяйственную продукцию к 1934 г. составило около 58 %.  С этой целью вводились премиальные выплаты для тех хозяйств, которые готовы были сократить посевные площади. Премиальный фонд создавался за счет налога на первичную обработку сельхозпродукции. Принятые меры выглядели несколько варварски – на фоне массовой нищеты и голода было закуплено и уничтожено около 6.5 млн.свиней, перепахано 10.5 млн.хлопчатника. Общий объем выплат за сокращение площадей составил около 0.966 млрд.долл. В первую очередь эта мера повысила конкурентоспособность крупных фермерских хозяйств, получивших основную массу премий за сокращение посевного фонда. При этом последние за счет применения передовых технологий могли получать на меньших площадях даже большие урожаи. Кроме того, Правительство имело право совершать сделки, направленные на создание благоприятного уровня цен. С целью решить проблему рефинансирования безнадежных кредитов с мая 1933 по октябрь 1937 г. федеральные земельные банки выдали около 2.2 млрд.долл. займов примерно 0.54 млн. фермерским хозяйствам, что составляло около 37 % всей фермерской задолженности. Частично развязав кризис неплатежеспособности фермеров, в первую очередь крупных, эта мера была оказалась крайне выгодна банковскому сектору США, предотвратив крах многих банков - около 90 % объема выданных займов было направлено на погашение долгов перед банками. Таким образом, первый этап государственных мероприятий был направлен на укрупнение структуры сельского хозяйства.

В дальнейшем были предприняты ряд мер, улучшающих положение не только крупных, но и мелких фермеров. В 1935 году было создана Администрации по переселению, преобразованная в начале 1937 г в Администрацию по охране фермерских хозяйств. Эту учреждения осуществляли финансовую помощь мелким фермерам для покупки ферм и их переселения на более качественные земли, стимулировало развитие кооперативов для сбыта продукции, приобретения оборудования.

Концепция государственного регулирования в сельском хозяйстве получила развитие с принятием 1.03.1936 г. закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка. Согласно его положениям, премии выплачивались тем хозяйствам, которые сокращали площади под культурами, истощающими почвы, а также за меры по улучшению почв. Необходимость этих мер была вызвана сильной засухой 1934 года, сопровождавшейся пыльными бурями. Премиальный фонд в сумме 0.5 млрд.долл. выделялся из общего бюджета.

Новый закон о регулировании сельского хозяйства, принятый 16.02.1938 г. вводил концепцию «всегда нормальной житницы» (Ever-normal granary). Цель новых начинаний была прежняя – восстановление паритета цен, однако методы достижения были уже другими – продукция не уничтожалась, а сохранялась, выплаты производились в счет еще не проданной продукции. Принятые меры благоприятно сказались на положении в сельской отрасли - в течении 1936-1937 г.г. паритет цен достиг уровня 92-93 % от базисного периода; к 1939 году задолженность по кредитам сократилась на 2 млрд.долл., за период с 1932 по 1939 год денежные доходы фермеров выросли почти в два раза с 4.7 млрд. до 8.5 млрд.долл. Однако в 1938-1939 г.г. после ухудшения экономической ситуации паритет цен упал до уровня 77 %.

В мае 1935 Правительство создает Администрацию по сельской электрификации (REA), организовавшая работы по электрификации сельской местности. Была организована техническая и финансовая помощь по сооружению линий электропередач и электроснабжению ферм. За период с середины до конца 30-х годов процент электрификации хозяйств вырос с 10 % до 40 % .

 

1.6. Дефицит как экономический двигатель.

Первоначально, даже во время своей избирательной компании 1932 г. Рузвельт высказывался за сбалансированный бюджет. Однако, как он признал позднее, иметь сбалансированный бюджет в 1933-1935 г.г. означало совершить преступление против народа. Рузвельт признавал, что среди либеральных экономистов есть два крыла – сторонников сбалансированного и другого, неолиберального лагеря, признававшего законность расходов, направленных на улучшение положения бедствующего народа. Сам он занимал позиции последних, принимая идею так называемой «заправки насоса», при этом расходы бюджета США были увеличены с 1932 г. по 1940 г. более чем в два раза с 4,266 до 10,061 млрд.долл., а государственный долг увеличился с 22 до 36 миллиардов долларов. Консерваторы упрекали Рузвельта в социалистическом перевороте. До сих пор не утихают споры, насколько сильно было воздействие идей Дж.М.Кейнса на Новый курс. Большинство специалистов считают, что меры вмешательства государства в экономику были приняты Рузвельтом под воздействием реалий жизни. Что же касается идей бюджетного финансирования, то она стала одним из основ Нового курса в том числе под влиянием Кейнса. В 1934 году Кейнс после получения почетного звания в Колумбийском университете посетил Рузвельта, при этом в «Нью-Йорк таймc» появилась статья Кейнса, призывавшая не бояться дефицита, так как «старый порядок ушел в прошлое». Затем, в 1937 г, в своем послании Рузвельт, под давлением правых, считавших, что положение нормализуется, обещал вернуться к политике сбалансированного бюджета. В феврале этого же года Кейнс адресовал Рузвельту послание, в которой критиковал политику Правительства США за колебания. В 1938 году индекс промышленного производства упал на 14 %. 14 апреля 1938 г. Рузвельт призвал к увеличению государственных расходов, увеличению помощи безработным, созданию условий для доступности кредита. В дальнейшем Президент признал, что причиной нового кризиса стало сокращение бюджетных расходов в 1936-1937 гг.

Следующая таблица демонстрирует динамику выздоровления экономики США. Рузвельту хватило два срока для построения фундамента новой экономики. Несмотря на окончательное восстановление во время второй мировой войны, скорость проводимых преобразований и динамика экономических результатов и выглядит исключительно впечатляюще.

Показатель

1929 г.

1933 г.

1940 г.

ВНП. млрд.долл 

103,9

56

100,4

Уровень от 1929 г., %

100

53,9

96,6

Промышленное производство, уровень от 1929 г.

100

64.1

114.3

Объем частных инвестиций, млрд.долл.

16,7

1,6

13,4

 

1.7. Политическая борьба.

После улучшения экономической ситуации летом 1933 г. политика нового курса обрела общую поддержку, Рузвельт приобрел авторитет спасителя от депрессии, в стране возникла обстановка национального единства. Однако уже к 1934 г. возникла оппозиция как слева, так и справа. Большинство простого населения не почувствовало кардинального улучшения ситуации: безработица оставалась очень высокой, ситуация в сельском хозяйстве была по-прежнему неважной. На этой волне в США стали усиливаться выступления трудящихся, особенно промышленных рабочих, требовавших увеличения помощи безработным, а также соблюдения предпринимателями 7а статьи НИРА, особенно реализации права на создание профсоюзов и заключения коллективных договоров. Америка стала «леветь», и Правительство было поставлено перед необходимостью принятия мер выгодных не только крупному капиталу, но расширению их эффективности по отношению к простым американцам.

С другой стороны, благодаря преодолению наиболее тяжелых последствий кризиса среди крупного капитала стала муссироваться идея о свертывании курса реформ, возвращении политики невмешательства государства, в особенности в части регулирования условий труда. Ультраправые силы, при участии таких гигантов, как автомобильного концерна “General Motors” и финансовой группы Дюпонов создали Американскую лигу свободы. Полагаясь на мощнейшую финансовую поддержку крупных монополий, лига стала действовать против политики Правительства. Существовали также ультрарадикальные лидеры, такие как сенатор от штата Луизиана Хью Лонг и католический священник из Детройта Чарльз Кофлин, выдвигавшие популистские идеи, адресованные в сторону самых обнищавших слове общества. По сути, их идеология представляла реальную угрозу прихода фашизма. Не менее важным было противостояние со стороны Верховного суда, придерживавшегося старых консервативных взглядов, 27.05.1935 суд признал неконституционным НИРА, затем 6.01.1936 закон о регулировании сельского хозяйства.

Эти факторы привели к новому этапу нового курса, характеризующимся левым, социальным поворотом в политике Правительства. «Вторые ста дней», пришедшиеся на весну и лето 1935 года, были ознаменованы важнейшими либеральными преобразованиями, положившим основу государственной системы социального страхования. Особенное противодействие вызвало принятие в августе 1935 года акта о регулировании держательских компаний в сфере предприятий общественного пользования, поставившего под государственный контроль деятельность компаний в сфере энергетики и газоснабжения. Кроме того, был принят закон, увеличивавшей налоги на сверхприбыли корпораций и физических лиц с высокими доходами.

 

Справа эти меры оценили как “чистейший пример коммунизма”. Рузвельт придерживался другой точки зрения: “Мало кто в Соединенных Штатах, так же сильно верит в систему частного предпринимательства, частной ответственности и частной выгоды, как я. И ни одно другое правительство в истории нашей страны не сделало для бизнеса больше, чем правительство Демократической партии, начиная с 1933 г”. Во время второго периода реформ Рузвельт позволил себе решительное наступление на интересы монополий : “Роялисты экономического мира, - говорил президент в одной из предвыборных речей, - признают, что обеспечение политических прав граждан составляет обязанность правительства, но они считают, что никому нет никакого дела до сферы экономического рабства... Но мы придерживаемся убеждения, что свобода не может существовать только наполовину. Если гражданину гарантированы равные возможности в процессе выборов, то он должен иметь соответствующие возможности и в экономической сфере” .

Более активное продвижение социальных реформ обеспечило Рузвельту блистательную победу на выборах 1936 г, вызвавшую большой подъем среди простого народа, ожидавшего решительных мер со стороны Правительства. Однако политическая ситуация была крайне сложной. В конце 1936 года в стране начались массовые «сидячие стачки», охватившие крупнейшие отрасли промышленности. Под их воздействием многие монополисты, не смотря на свое недовольство, были вынуждены признать профсоюзы и начать заключение коллективных договоров. Ситуация в экономике улучшалась и давление справа увеличивалось. Даже определенная часть правящей Демократический партии стала поддерживать это настроение. И в январе 1937 г. в бюджетном послании к Конгрессу Президент был вынужден объявить о сокращении расходов на общественные работы и достижении большей сбалансированности бюджета. Столкнувшись с продолжающемся сопротивлением, начиная с 1937 г. Рузвельт был вынужден сосредоточится на мерах, закрепляющих основы своей политики. В качестве важнейших предложений была реформа Верховного суда и административная реформа. В феврале 1937 г. Рузвельт предложил дать ему право назначать дополнительных судей. В дальнейшем, в том числе после отставки ряда судей, Верховный суд изменил свою позицию и признал ряд важных законов конституционными. В то же время проект административной реформы был фактически сорван.

 

Осенью 1937 начался спад, максимальная глубина которого пришлась на весну 1938 г. Тут позиция крупного капитала разделилась – одна его часть наконец-то осознала необходимость государственного вмешательства, другая еще больше усилили свое противодействие. В конце 1937 года Правительство Рузвельта развернуло активную антимонопольную компанию, вылившуюся в принятии в 1938 году важнейших мер, в т.ч. возобновление широкомасштабных общественных работ, помощи мелким фермерам, принятии закона о справедливых условиях труда и т.д. После 1939 года Рузвельт сделал ставку на закреплении проведенной политики, ко всему прочему на горизонте замаячил призрак 2 мировой войны, и усилия Правительства стали концентрироваться в большей мере на внешней политике. Начало военных действий привели к активному росту экономики и окончательной стабилизации ситуации.

Несмотря на сложность политической ситуации и острую политическую борьбу, постоянную необходимость проталкивания экстраординарных мер, Ф.Рузвельт сохранил приверженность демократическим институтам, хотя в это же время в Европе доминировал тоталитаризм.

 

1.8. Выводы для России.

Как известно, В.В. Путин очень позитивно оценил наследие Ф.Рузвельта. В последнее время часто появляются высказывания политиков, сравнивающих Путина и Рузвельта. Следует обратить внимание на то, насколько мощная политическая борьба происходила во время «Нового курса». В настоящий момент мы не знаем все моменты противостояния, происходящего за фасадом наших реформ. Как правило, более информативно эти события описывания историками впоследствии.

Что у нас есть общего с ситуацией, характерной для времен Великой депрессии: 1) неиспользуемые производственные мощности, значительный спад производства со времен СССР; 2) существенная явная и скрытая безработица – когда многие граждане получают крайне низкую заработную плату менее 100 долл в месяц; 3) избыточная монополизация рынка ; 4) низкий платежный спрос значительной части населения; 5) низкий уровень социальной поддержки; 6) отсталость ряда регионов ; 7) тяжелое положение в сельском хозяйстве.

Что мы могли бы использовать из наследия Рузвельта ? Прежде всего это изменение роли государства – из пассивной в активно-преобразующую, направленную на развитие экономики, освоение громадной территории России, приспособление ее для нужд местного населения. Такая стратегия требует увеличения государственных расходов, бюджета развития, более эффективного использования Стабилизационного фонда, создание механизмов эффективного использования государственных расходов. Не смотря на то, что российская экономика получила статус рыночной, капитализм как таковой у нас пока не сформировался - у нас нет развитого класса национальных производителей, нет массового «среднего класса», а что касается глубинки, то в самой ее запущенной части нет экономики как таковой. Наши наиболее успешные предприятия работают на экспорт, их покупатели за рубежом  - развитие и проблемы внутреннего рынка их волнуют в меньшей степени. В США крупная буржуазия была ориентирована в значительной степени на внутренний рынок, и ситуация в своей стране была для них исключительно важна, этому же способствовала социальная активность населения.

Наш народ, имея историческую память про последствия революционных потрясений, пока не способен предъявить какие-либо требования к государству. Этому же способствует: отсутствие конструктивной оппозиции, ясных идей развития страны, социальная пассивность населения. Таким образом, низы имеют кажущееся бесконечное терпение и пока еще способны жить в этой ситуации, изменения же сверху идут умеренными темпами.

Понимая объективность экономических законов, можно с уверенностью сказать, что использование идеологического наследия и проведение реформ, аналогичных реформам Рузвельта является неизбежной мерой. Бесконечная терпимость народных масс – опасная иллюзия. Чем длиннее период затишья, чем сильнее может быть всплеск ненастья. Но следует надеяться,  что в ближайшие 5 лет в экономике произойдет окончательный перелом к эффективному развитию страны.

Национальная элита должна понять реальные масштабы экономических и социальных проблем нашей страны,  обратить внимание на проблемы обычного, «забытого» русского человека, русской глубинки, деревни, села. Руководство страны наконец должно предложить экономическую и политическую идеологию, адекватную имеющимся внутренним и внешним вызовам.  Только при этом условии может произойти переориентация всей экономической политики страны в необходимом русле. Эта идеология должна найти поддержку подавляющего большинства населения и послужить основой для  консолидации всего общества и государства.

 

Список цитируемой литературы

1. В. Остапенко, Великая депрессия в США и современный российский кризис: причины и    пути преодоления, http://www.ptpu.ru/issues/1_98/6_1_98.htm

2.Л.Шишкова, Великая американская депрессия: российский римейк, http://www.job-today.ru/issue/stat45_2.htm

3.   Великая депрессия (США, 1929–1933), http: //www.olbuss.ru/books/html/an09.html

4. Charles J. Woelfel,  Encyclopedia of Banking & Finance, Банкротство банковhttp://www.cofe.ru/Finance/russian/2/131.htm

5.  Реформы администрации Рузвельта http://usatruth.by.ru/c1.files/istorijausa9.htm

6.  Александр Шаракшанэ,  Уроки «великой депрессии», http://rustrana.ru/article.php?nid=5980&sq=19,28,198,353,357&crypt=

7.  Реформы администрации Рузвельта, Глава 9, http://usatruth.by.ru/c1.files/istorijausa9.htm

8.  Владимир Согрин “Новый курс Ф. Д. Рузвельта: единство слова и дела” Общественные науки и современность, 1991, N 3., http://rusref.nm.ru/indexpub274.htm

9.  Язьков Е.Ф. Новый курс Ф.Рузвельта и его место в истории США. , http://www.amstud.msu.ru/full_text/texts/conf3/1_yaz.htm 

10.  Ф.Рузвельт, «Беседы у камина», ИТРК, Москва, 2003 г. ttp://sharakshane.narod.ru/Roosevelt_page.htm

11. Н.В.Сивачев, Е.Ф.Язьков, Новейшая история США, Издательство Московского университета, 1972.

12. А.Н.Маркова, «История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 г.г.», Москва, Закон и право, Юнити,  1995.

13. Александр Смирнов. «Российская экономика – реформы, которых давно не хватает». http://www.rustrana.ru/article.php?nid=29652

 

 

А. Смирнов

0.027972936630249