26 апреля по всем каналам центрального телевидения прошла прямая трансляция выступления Президента В.В. Путина с последним (восьмым) Посланием Федеральному собранию. Послание оказалось на редкость конкретным, актуальным, и его идейная направленность была тесно увязана с общественными настроениями и ожиданиями. Фактически, заявлен курс на созидание. Однако чувствовалось, что чего-то главного в нем все-таки не хватает. Ведь чтобы созидать нужно эффективное государственное управление, коего, глядя на все происходящее из нашего болотного захолустья, в обозримом будущем не предвидится. Надо бы, однако, более вдумчиво вчитаться в текст Послания. На сайте правительственной «Российской газеты» (www.rg.ru) в номере за 27-е число представлен полный текст Послания. Сделал распечатку, прочитал. Просмотрел через Интернет сайты нескольких газет. Интересовали отзывы. Но на свои сомнения, как это не парадоксально, ответ нашел в той же «Российской газете», в которой 28 апреля была опубликована небольшая заметка «Одинокая реформа» (www.rg.ru/2007/04/28/palata.html) и речь в ней шла о том, что Административная реформа не идет должным образом. Так вот она проблема, которую Президент, почему-то, обошел вниманием и сегодня Административная реформа, при действующей власти, оказалась, судя по тексту, самой что ни на есть «сиротой». «Административная реформа неинтересна не только гражданам, но и самим чиновникам. К такому выводу вчера пришли эксперты на заседании Объединенной рабочей группы по обеспечению участия гражданского общества в Административной реформе» - вот такой печальный вывод делает автор.
Действительно, все проблемы, озвученные в Послании, важны: и русский язык надо защищать и библиотечную систему восстанавливать, пенсии повышать, осваивать нанотехнологии и т.д. Но вот что делать с нашей родной российской Бюрократией, то об этом в Послании, фактически, ни слова.
Президент заявляет, что он не намерен подводить какие-либо итоги, однако как Главному чиновнику государства, ему все-таки следовало бы подытожить, как решалась и будет решаться проблема реформирования бюрократического (чиновнического) аппарата. Тем более, это необходимо хотя бы уже потому, что в своей первой программной речи «Россия на рубеже тысячелетий», будучи еще только председателем Правительства, он призвал уделять первостепенное внимание менеджменту в государственном управлении. Каков сегодня «Менеджмент – по-русски» в наших управленческих конторах? Насколько эффективно сегодня работает властная вертикаль: от Президента до главы муниципального образования? Насколько нравственно здорова среда обитания, в которой формируется управленческая элита? Какова эффективность управления? На этих вопросах следовало бы все-таки заострить особое внимание. Иначе, «громадье» всех планов, в большинстве своем, останется на уровне благих намерений…
Справедливости ради, следует отметить, что ранее Президент в своем шестом Послании дал крайне негативную оценку нашей Бюрократии: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг.
Особенностью последнего времени стало то, что недобросовестная часть бюрократии (как федеральной, так и местной) научилась потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных целях».
Как Вы понимаете на решение задачи номер один и направлена Административная реформа. Однако реформировать самих себя(!) чиновничество не торопится, и Бюрократия продолжает обособляться в замкнутую и надменную касту, развивая уникальные способности ко всеядности в потреблении… Это, в первую очередь, объясняется тем что во всей властной вертикали функция контроля либо вообще не работает, либо работает строго избирательно, по каким-то своим внутренним правилам и закономерностям. Сегодня, в управленческой практике, мы действительно, имеем возможность наблюдать то, что достаточно хорошо описал И. Иноков в статье «Коррупция как способ управления» размещенной на сайте «Интернет против Телеэкрана» (www.contr-tv.ru). Схема «контроль – компромат – разработка – арест – наказание» работает избирательно… Вот конкретные примеры из нашего провинциального бытия.
Задумал наш глава района А.Н. Сидихин, в ходе подготовке к своей выборной компании, удивить народ чем-то оригинальным и установил в райцентре памятник самолету. Про этот памятник, на вышеупомянутом сайте, есть даже статья (смотри 27.11.2006 г.). И все бы ничего, но на установку этого памятника было потрачено около полумиллиона бюджетных средств без какого-либо согласования с общественностью и представительной властью. Расходы, естественно, оказались нецелевыми. В ходе проведения публичных слушаний вскрылись и другие факты по безалаберному расходованию бюджетных средств: оплата Программы – «пустышки», «искусственный» профицит, нецелевые траты из резервного фонда и т.д. Короче, по каждому эпизоду вполне можно возбуждать уголовное дело…
Следует заметить, что наш районный бюджет формируется на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, и зачастую, его расходная часть исполняется не в полном объеме, а многие годовые(!) расходные статьи, направляемые на «социалку» целого района, выглядят крайне бледно в сравнении с размерами тех взяток, которые недавно были озвучены по центральному телевидению. Так, что никакого «светлого» будущего из нашего болотного захолустья пока не просматривается…
Реалиями сегодняшней региональной управленческой практики является и то, что все эти вышеуказанные бюджетные «шалости» не являются каким-то секретом для областной Администрации. Но, не смотря на все это, Глава идет на выборы, заручившись мощнейшей административной поддержкой со стороны областной Администрации. В ходе выборов, кстати, произошел редкостный прецедент. Решением районного суда, по заявлению одного из кандидатов, Сидихин был снят с регистрации за использование в предвыборной агитации служебных преимуществ. Однако поскольку это противоречило административной установке, то никакие законы уже не действуют и в конечном итоге, не без помощи самого губернатора, злостный нарушитель бюджетного и избирательного законодательств все-таки ставиться на «кормление» на третий срок… И это делается, именно, под те гарантии управляемости, о которых пишет И. Иноков. Система работает на самосохранение, и она готова до поры до времени не замечать неуемную «шаловливость» нашего «Bigmenа», поскольку он «свой» для системы: исключи одно звено и может начать рушиться вся пирамида власти…
Комментировать, что за вертикаль власти у нас фактически уже сформировалась, тут, по-моему, излишне. Действительно, коррупция во власти, да еще в сочетании с политтехнологиями (со средствами массового оглупления – «СМОГ») дает новые (в определенном смысле, отрицательно «инновационные») способы управления. Способы, в которых доминируют присмыкание, фаворитство, «холуяж», продажность, «шкурные» интересы и т.п. пороки, с которыми созидательные задачи, в принципе, не решаемы.
Сегодня сложившаяся система государственного управления «сильна» своей закрытостью и Административная реформа, как раз, и должна бы внести прозрачность в процессы принятия и реализации управленческих решений. Образно говоря, превратить мутный болотный (застойный) омут в прозрачный аквариум. Произвести такое перевоплощение чиновничеству самому над собой – задача из неподъемных… А о том, как решать эту задачу – ответа нет.
Так что, считаю – о главном в Послании не сказано ни слова… Куда идем?...
А. Бодулин
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |