Наказание должно быть соизмеримо с преступлением. Какое же «преступление» должен совершить трехлетний малыш, чтобы адекватным наказанием за это была бы угроза уничтожить его мир? Испачкал штанишки? Потянул в рот какую-нибудь грязь? Что вообще такого страшного способен в юном возрасте сделать человек? Да ничего. Малыши еще не успели в силу своего возраста выучиться злу. Конечно, ребенок может устроить пожар или потоп в квартире, но, это вина взрослых. Следить надо было. Конечно, легче всего до полусмерти напугать ребенка так, чтобы он шарахался от спичек и крана, но только потом не удивляйтесь, откуда у ваших детей неврозы, припадки, «немотивированная» агрессия, «беспричинная» ярость и т.д. Вы сами, «желая добра», расшатали им нервную систему, сформировали комплексы, от которых потом не избавишься всю оставшуюся жизнь. Никакая разбитая ваза, порванные брюки, или съеденная «запретная банка варенья» не стоит испорченной психики, а запугивание детей вне всякого сомнения способствует развитию психических отклонений. На этот счет существует масса серьезных научных исследований, но особый интерес представляют работы Ллойда Демоза, занимавшегося проблемой роли наказания в воспитании детей.
Анализируя значительный фактический материал, Демоз изучал, как в разные исторические периоды родители решали одну и ту же задачу. И без исследований Демоза было понятно, что чем более развито общество, чем выше уровень его культуры, тем более мягкие меры воздействия применяются к детям. Но благодаря Демозу многие современные люди узнали из какого ада только-только вырвалась цивилизация. Еще совсем недавно даже в самых передовых государствах мира считалось нормой рассказывать детям перед сном жуткие истории о чудовищах и ведьмах, которые только и ждут, как бы ребенка проглотить, а на ночь перед детской кроваткой ставили уродливые чучела. Детей, в том числе младенцев, постоянно били, и от этого обычая «просвещенная Европа» стала отказываться только в восемнадцатом-девятнадцатом веке. Когда нравы несколько смягчились, в качестве «замены» побоям взрослые придумали запирать детей в чуланы и шкафы, где маленькие узники сидели по нескольку часов. Ясно, что в результате такого «воспитания» вырастали люди с изуродованной психикой, которые в свою очередь мучили своих детей и так продолжалось долгие годы. Ситуация менялась медленно, и то, что сейчас считается изуверством и невероятной дикостью, еще совсем недавно было рутиной, поэтому пережитки средневековой дикости чувствуются до сих пор. Тут и там случаются рецидивы, которые и проявляются в запугивании ребенка, в том, что взрослые срывают на детях зло, в несоизмеримости наказания и проступка. И чем менее развито общество, чем ниже его уровень культуры, тем более жестоко и несправедливо ведут себя взрослые по отношению к детям. При этом дикость продуцирует дикость, и становится тормозом на пути развития общества.
Наша страна находится в долгом системном кризисе. Социальная неустроенность родителей бьет и по детям, то есть по самым слабым и уязвимым. Всякий раз, когда вам захочется отругать ребенка, «поучить его уму-разуму» и так далее задайте себе вопрос, не пытаетесь ли вы решить свои собственные проблемы за счет беззащитных и полностью зависимых от вас существ?
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |