- В результате глобального потепления температура подскочит на 5-6 градусов! Мир станет таким теплым, что исчезнут все полярные шапки, растают ледники, затопит Европу, — это одна из самых распространенных страшилок, которыми пугают туповатых обывателей на Западе.
- Да-да! Глобальное потепление это ужасно опасно, — вторит ей другая страшилка. — Оно приведет к страшному похолоданию, потому что тающие гренландские льды будут разжижать Гольфстрим, он потечет назад, Европа вымерзнет. Все очень плохо.
По поводу второго мифа был даже снят голливудский фильм-катастрофа «Послезавтра». Смешное кино… В долгой климатической истории нашей планеты много было чего. Цвела теплынь, и наступали ледники, покрывая огромными полярными шапками до половины Евразии, росли и исчезали горы… Только одного никогда не было — чтобы Гольфстрим тек в другую сторону.
А что касается Всемирного потопа… Берем первую попавшуюся заметку с характерным названием «Льды Арктики исчезают», и читаем:
«Ученые всего мира из экологической программы ООН бьют тревогу в связи с критической ситуацией в Арктике. Они предупреждают, что льды Арктики полностью растают уже через 60 лет. И тогда жизнь на Земле изменится до неузнаваемости. По мнению ученых, больше всего от таяния льдов пострадают северные провинции Канады, Аляска и Россия».
Арктические льды тают. Уровень мирового океана растет. Человечество в панике бежит из прибрежных зон. Оставлены такие города, как Лондон, Санкт-Петербург, Марсель…
- Не читайте на ночь советских газет, — советовал профессор Преображенский доктору Борменталю.
- И алармистских научных исследований, — добавлю я. А то станете такими же неврастениками, как Николя Солтман, руководитель программы климатических изменений Всемирного фонда дикой природы.
«Жизнь на Земле изменится до неузнаваемости с потерей ледяного одеяла на Северном полюсе и подъемом уровня морей, которые станут угрожать крупнейшим городам планеты, таким как Лондон», — пугает госпожа Солтман и требует срочно сокращать выбросы углекислого газа.
Возьмите стакан, наполните его почти до краев водой, после чего аккуратно опустите в стакан кубики льда так, чтобы уровень воды сравнялся с краем стакана. Не хватит — долейте, чуть-чуть выплеснется — не страшно.
Итак, мы имеет уровень мирового океана с арктическими льдами. На краю нашего стакана — Лондон. Поскольку в комнате тепло, лед начинает таять. Вопрос для пятиклассников — когда лед растает, уровень воды в стакане повысится? Польется она через край? Затопит Лондон?
Правильный ответ: нет. Уровень воды в стакане не изменится, из берегов она не выйдет. Да и с чего бы? Ведь лед-то в стакане (и Ледовитом океане) плавающий, он и так погружен в воду! Так какая разница, эта вода плавает в океане в жидком виде или в твердом?
Интересно, эта Николя Солтман когда-нибудь виски со льдом пила? Допустим, нет. А другие «ученые», которые говорят то же самое?..
Есть, правда, нюанс: лед погружен в воду на 90%, а небольшой кусочек торчит. Ну, может быть, хоть за счет этого «лишнего» кусочка кого-нибудь затопит?.. Нет. Потому что плотность льда ниже плотности воды. Когда лед растает, его объем уменьшится как раз на эту торчащую из воды часть.
Алармисты правы в одном: ледовитость северных морей действительно падает. Примерно на 1-1,5% в год. Так что в течение 100-150 лет произойдет полное разрушение паковых льдов (многолетних). Летом уже не будет сплошного ледового покрова в Ледовитом океане, как теперь. И это прекрасно – Россия наконец-то получит незамерзающий Северный морской путь, что сделает ее полноправной морской державой (впрочем, об этом мы подробнее поговорим в следующих статьях).
Но есть еще Гренландия, Антарктида и горные ледники — там лед не плавающий. Там он честно лежит на суше, а если растает, честно стечет в Мировой океан. Ну, горные ледники можно смело отбросить: в них сосредоточен всего один процент ледниковой воды. А 99% континентальных льдов депонировано всего в двух ледовых щитах — 90% в Антарктическом и 9% в Гренландском. Да, от Гренландии периодически отрываются куски ледников, которые расползаются айсбергами по северной Атлантике. Но они и раньше расползались, и даже топили отдельные титаники. Нормальное явление. Ледники и должны сползать в море.
Каждый день 20 миллионов тонн льда сползает только с одного из ледников Гренландии у Якобсхавна и уплывает в океан. Это продолжается тысячи лет. Люди бегали в шкурах, изобретали железо, строили «Титаник», а лед сползал и сползал… А потом в один прекрасный день в Гренландию приезжает на экскурсию какой-нибудь принц Монако или великая актриса-защитница животных в искусственной шубе. Они ахают и делают громкое заявление перед журналистами о том, что нужно срочно остановить глобальное потепление: смотрите, что творится!
Могут ли растаять ледовые шапки Гренландии и Антарктиды? Не могут. Для справки паникующим экологам: лед тает при температуре выше 0оС. Среднелетняя температура в Гренландии и Антарктиде примерно –15оС. За последние полвека над Антарктидой температура выросла на 2,5оС. По самым катастрофическим (и столь же катастрофически неправильным) прогнозам температура в результате глобального потепления вырастет еще на 5 градусов.
- 15оС + 5оС = — 10оС.
Минус десять градусов! Далеко до таяния, не правда ли?
Кроме того, Гренландия — горная страна с причудливым рельефом — горы по краям острова выше, чем в середине. Даже если бы растаяло, получилось бы озеро. Но озера не будет, потому что мировая климатическая система устроена так, что при глобальном потеплении именно в Гренландии холодает! Ведь глобальное потепление на 0,6°С не означает, что везде средняя температура поднялась на 0,6°С. Где-то, как в России, например, она поднялась на 6 градусов, а где-то даже чуть опустилась — как в той же Гренландии.
То же самое творится и с полями увлажненности. Глобальное потепление вызывает повышенное испарение воды из океанов и общий средний рост числа осадков. Но это только в среднем! На местах же кое-где будет сильный рост осадков (в России, например!), а кого-то конкретно засушит (африканцев). Наблюдения показывают, что толщина льда в Гренландии и Антарктиде растет! За последние тридцать лет, как показывает спутниковый мониторинг, ледовитость морей вокруг Антарктиды возрастает со скоростью 1,3% или 140 тыс. км2 в десятилетие. Механизм этого явления понятен: глобальное потепление повышает испаряемость воды из океанов. Потом эта вода выпадает по всему земному шару в виде осадков. В том числе в Гренландии и в Антарктиде. Больше осадков — толще ледовая шапка.
Почему же тогда малограмотные западные климатологи и совсем безграмотные экологисты кричат о том, что антарктическая шапка разрушается? Потому что она разрушается! Но весьма частично. Скажем, в Западной Антарктиде, которая в географическом отношении представляет собой архипелаг, покрытый льдами, а климатически весьма отлична от Восточной Антарктиды, действительно очень быстро разрушаются шельфовые ледники. Сначала разрушился ледник Ларсен В на западном берегу Антарктического полуострова, потом, к огромному удивлению ученых, развалился в течении пары месяцев и ледник Ларсен А.
Но что такое шельфовый ледник? Вот вам классическое определение из словаря: «Шельфовый ледник — плавучий или частично опирающийся на дно моря ледник, текущий от берега. Имеет вид плиты, заканчивающейся обрывом. Шельфовый ледник получает питание в результате притока материкового льда, накопления атмосферных осадков, намерзания льда из морской воды и причленения айсбергов. Шельфовые ледники распространены преимущественно у берегов Антарктиды».
То есть это почти то же самое, что льды на северном полюсе — льды уже большей часть находящиеся в воде и поэтому мало влияющие на повышение уровня мирового океана.
А почему они все-таки разрушаются? Да потому что этот кусочек Антарктиды представляет собой теплый оазис, весьма непохожий на весь остальной материк. Там даже два вида цветковых растений произрастают! Чего ж удивляться, что этот цветник стронуло глобальное потепление?
Поэтому паниковать насчет всемирного потопа — удел зеленых, социал-демократов и идиотов. Потопа не будет. Но уровень мирового океана немного поднимется. Почему он поднимется, ведь в Гренландии и Антарктиде намерзают шапки, депонирующие мировую воду? А потому, что при увеличении температуры все тела расширяются. (См. «Природоведение» 5 класс.) Расширяется и «тело» мирового океана, отсюда уровень мирового океана растет — максимум на полмиллиметра в год. 15 сантиметров за сто лет. Никто даже не заметит.
Ну и, кроме того, толстенные ледовые щиты Гренландии и Антарктиды обладают колоссальной тепловой инерцией. И это естественно: толщина Гренландского ледового щита в его центре — около 3 км, толщина Антарктического ледового щита — более 4 км. Тепловой сигнал на такую глубину идет шесть тысяч лет. Ложе этих щитов еще «не знает» о том, что на земле были Юлий Цезарь или египетские фараоны: тепловая волна той эпохи еще не дошла до их основания. Иными словами даже если температура повысится на 30 градусов, нужно будет, чтобы она продержалась хотя бы тысячу лет, для того, чтобы гренландский и антарктический щиты начали ощутимо разрушаться.
Так что про всемирный потоп говорить совершенно бессмысленно. А стоит поговорить о том порыве, в котором сплотился почти весь цивилизованный мир в борьбе с глобальным потеплением. Особо активно на этом фронте бесчинствует социал-демократическая Европа. Которую поддерживала демократическая администрация господина Клинтона. (Но мы-то знаем, что американские демократические либерасты есть просто второе имя тех же социалистов.)
А. Никонов
Подробнее о климате и его влиянии на человеческую историю вы можете прочитать в книге А. Никонова «История отмороженных».
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |