Самый колоритный пример — город Кеннесо в Джорджии. В 1980‑м его мэрия обязала каждого домовладельца постоянно держать в доме по меньшей мере один огнестрельный прибор. В первый же год число преступлений против личности там упало вчетверо, а в следующий — ещё почти вдвое. К 2000‑му население города выросло с пяти тысяч до двадцати одной. И за все эти годы случилось всего три убийства. Причём только одно из них — огнестрельное. Не удивительно, что в 2001‑м этому примеру последовал город Вёрджин в Юте — с тем же результатом. Куда удивительнее, что противники ГВСО, даже когда их тычут носом в Кеннесо и Вёрджин, продолжают твердить: избавление от оружия — избавление от всех бедствий насилия. СМИ же и вовсе о них молчат.
Журналисты вообще охотнее пишут об ужасах применения оружия, чем о предотвращённых им преступлениях: труп можно показать в эффектном ракурсе — а сотни людей, не ставших трупами потому, что преступник не рискнул нарываться на возможную пулю (да ещё не только от жертвы, но и от случайных свидетелей), не отличимы от прочих.
Против ГВСО — и многие сильные мира сего. Им незачем защищать себя собственноручно. Скажем, все американские политики, требующие ограничений ГВСО, неизменно пребывают под государственной охраной или нанимают частных телохранителей. Люди не столь заметные — в тех редких случаях, когда их спрашивают — разумнее. Так, 2005.10.23 64 % бразильцев проголосовали против запрета продажи огнестрела: тамошняя власть, не сумев покончить с уличной преступностью, пыталась разоружить честных граждан.
Впрочем, простым людям порою довольно просто замутить разум. Один из последних доводов противников ГВСО (когда прочие их слова уже опровергнуты): шансы погибнуть от насильственного преступления так малы, что незачем ради их сокращения давать массам противную бяку — возможность стрелять.
Шансы пасть жертвой грабителя, насильника или просто шайки хулиганов для каждого из нас и впрямь пока сравнительно скромны. Но в масштабах общества они складываются в чудовищные общие потери. Вспомните статистику: право на ГВСО сокращает число жертв насилия в разы.
Всё как с бумагой: разница в отражении невелика — а в поглощении огромная. Будем это помнить — и не дадим манипуляторам приносить в угоду своим предрассудкам (а порою и циничной корысти) всё новые сотни и тысячи жертв.