Интернет против Телеэкрана, 19.07.2014
Тайна Шиндлера

Образ Оскара Шиндлера в массовом сознании сформировался благодаря книге Томаса Кеннели и фильму Стивена Спилберга. Однако, реалии, как утверждают историки, сильно отличаются от художественного вымысла. Чешские историки добились того, чтобы Оскар Шиндлер в 2001 г. был исключён из списка почётных жителей Пардубицкого края. Автор книги «Правда об Оскаре Шиндлере» Йитка Грунтова рассказала о тех причинах, которые привели руководство Пардубицкого края к принятию столь неожиданного решения.

 

«Из всех искусств важнейшим для нас является кино». Эта фраза Ленина в полном объёме воплотилась в жизнь в эпоху электронных средств массовой информации, кинопремии «Оскар» и массовой мифологизации истории. Подавляющее большинство людей, которые помнят фамилию «Шиндлер», знают об этом человеке по получившему сразу семь «Оскаров» фильму Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Хотя ещё раньше образ спасителя обитателей еврейского гетто был создан Томасом Кеннели в книге «Ковчег Шиндлера».
Но на историков, которые работают не с мифами, а с реальными документами, талант Спилберга никакого влияния не оказал. С «лёгкой руки» сотрудников Исторического института чешской Академии наук и учительницы Йитки Грунтовой в конце 2001 г. Оскар Шиндлер был исключён из списка выдающихся деятелей Пардубицкого края. «Hа наше (первоначальное) решение (включить Оскара Шиндлера в список - прим. «Радио «Прага») повлиял выдающийся фильм Спилберга, но потом мы заказали анализ ситуации в Историческом институте Академии наук, а его заключение явно не совпадало со взглядом израильского посольства», - сказал гейтман Пардубицого края Роман Линек.
Йитка Грунтова не испытывает к Оскару Шиндлеру никакого пиетета. «Он был нацистом, негодяем и изменником Родине», - говорит автор книги «Правда об Оскаре Шиндлере». Она уже более двадцати лет занимается историей концлагеря в городке Брненец, куда в конце войны был перемещён из Польши принадлежавший Шиндлеру завод.
Говорит Йитка Грунтова:
С 1985 г. я работала в «Союзе борцов против фашизма», сейчас он называется «Союзом борцов за свободу». В нём объединились люди, прошедшие концентрационные лагеря. В «Союзе» была создана историко-документационная комиссия, и я, как председатель этой комиссии, поставила себе цель собрать документы о деятельности отделения немецкого концлагеря «Гросс-Росен», которое было создано в Брненце. Собирать документы и воспоминания очевидцев я начала с 1986 г. В то время ещё были живы люди, которые помнили историю этого лагеря и видели всё, что происходило с ним, своими собственными глазами. Во время работы с документами концлагеря в Брненце Йитка Грунтова только один раз увидела фамилию «Шиндлер». «В аренде у Шиндлера» - так была обозначена одна из частей концлагеря на карте размещённых там производств. Для Йитки новость о том, что Спилберг начал снимать фильм о деятельности Оскара Шиндлера, стала профессиональным вызовом. Йитка Грунтова приступила к целенаправленному сбору информации о деятельности Шиндлера.
Первое потрясение не заставило себя долго ждать. Выяснилось, что Оскар Шиндлер после войны был внесён в список разыскиваемых военных преступников. Оказалось, что ещё в середине тридцатых лет он, гражданин Чехословакии, был завербован Абвером и занимался агентурной деятельностью в пользу Третьего рейха. Накануне войны Оскар Шиндлер работал страховщиком и имел легальную возможность свободно перемещаться по региону, не привлекая пристального внимания чехословацких спецслужб. В то время, накануне аннексии Судетов и создания немецкого протектората, нацистов интересовали приграничные укрепления Чехословакии. В том же 1935 году герой Спилберга вступил в Судето-немецкую партию, которую называли «пятой колонной нацистов в Чехословакии». 18 июня 1938 года Оскар Шиндлер был арестован по подозрению в измене Родине.
Рассказывает Йитка Грунтова:
От одного из жителей Свитав, Рудольфа Грушки, этнического немца, который служил в полиции, Шиндлер добивался получения какой-то разведывательной информации. Этот полицейский сообщил о намерениях Шиндлера в соответствующие органы, и Шиндлер был арестован. Его перевезли в Брно, где и был проведен его допрос. В Праге в архиве сохранился протокол этого допроса. На допросе он сказал, что в середине 30-х лет ему предложили сотрудничество с Абвером.
Свою измену чехословацкому государству Оскар Шиндлер пояснил желанием «подзаработать». Но бедным человеком он явно не был. Его доход тогда составлял от 6 до 10 тыс. крон в месяц. По тем временам школьный учитель получал 800-1000 крон, профессор университета или депутат парламента - 5тыс., а автомобиль «Шкода-популар» стоил 16 тыс. крон. Гораздо позже, в 1956 году, в письме одному из израильских знакомых Шиндлер признался: «Как немец, я был заинтересован в присоединении немецкого пограничья Чехословакии к Империи».
Желание подзаработать вполне могло стоить ему жизни, поскольку изменников Родины могли осудить к высшей мере наказания либо длительному тюремному заключению. Но Шиндлеру повезло. Уже осенью 1938 г. он вернулся домой, в город Свитавы. Согласно Мюнхенскому соглашению, Чехословакия была обязана амнистировать всех находившихся в заключении граждан немецкого происхождения.
Рассказывает Йитка Грунтова:
Шиндлер был не один. В Свитавы вернулся также, к примеру, Юлиус Геник, который позже был избран депутатом от Социал-демократической партии. Через некоторое время он возглавил региональным отделением Национал социалистической демократической партии. Они приехали в Свитавы. И были там встречены, как герои, женщины им бросали цветы, площадь была украшена нацистскими символами. Они стали людьми-символами, которые страдали в чехо-словацком заключении. И Шиндлер был одним из них.
Вскоре после возвращения в Свитавы Оскар Шиндлер получил от Абвера задание переехать в Моравскую Остраву, где начал готовить вторжение в Польшу. После оккупации Польши Шиндлер стал владельцем расположенного в Кракове завода по производству эмалированной посуды. Основными работниками завода были заключённые еврейского гетто. Дешевизна их труда делала бизнес Оскара Шиндлера сверхприбыльным. Сами же заключённые страдали от голода и болезней.
После того, как Красная Армия приблизилась к границам Польши, в Берлине было принято решение перевести предприятия подальше от линии фронта. Согласно общепринятой легенде, Шиндлер всячески добивался создания лагеря в Брненце, раздавал взятки и, в конце концов, создал фиктивный лагерь, который ничего не производил. Йитка Грунтова утверждает, что это - не более чем миф.
В одном из документальных фильмов Шиндлер сам сказал: «Я получил приказ от оружейного ведомства перевести свою фабрику из Польши дальше на запад». Самостоятельное создание военного производства в нацистской Германии было попросту невозможно, там была плановая экономика, где всё было централизовано. И невозможно себе представить, чтобы Шиндлер взятками пробил создание нового завода в Брненце и закрытие старого в Польше. Смешно говорить о том, что эта фабрика была фиктивной и ничего не производила, если СС там осуществляла охрану лагеря и надзор над ним. Использование каждого грамма железа, каждого грамма сырья было под контролем.
Строительство концлагеря в Брненце началось в конце 1943 года и велось в страшной спешке. Строили его сами заключённые. Семеро из них умерли, их тела были закопаны прямо на территории лагеря, а сверху поставили бараки. К весне 1944 года в Брненце начал работать новый завод Шиндлера, который производил патроны. Одна из бывших заключённых концлагеря, с которой Йитке Грунтовой удалось встретиться, вспоминает, что после переезда в Чехию их пешком погнали в бараки, причём никто из руководства их не вокзале не встречал.
Кстати, несмотря на то, что уже прошло более 50 лет после окончания войны, эта женщина просила не называть её настоящую фамилию. Более того, её дочери звонили Йитке Грунтовой и со слезами умоляли оставить их мать в покое и не вставлять её воспоминания в книгу. У Йитки Грунтовой есть своё объяснение такому поведению:
Возможно, они боялись чего-то, потому что мать говорила о Шиндлере совсем иначе, вовсе не то, что показано в фильме Спилберга и уж совсем не то, что о нём говорили «выдающиеся» заключённые концлагеря. Мы знаем, что и в концлагерях были люди, которые за окурок сигареты готовы были всё, что угодно. Я их не осуждаю, я не была в этой ситуации, не знаю, чтобы я делала, окажись я на их месте. Это было не только в Брненце, но и в других лагерях. Просто была группа заключённых, которые пользовались определёнными льготами. И это мне подтвердила эта женщина. Она же мне сказала, что видела Шиндлера только один или два раза. Но она была одной из тех трёхсот женщин, о которых говорилось, что Шиндлер их спас из Освенцима.
В то же время, есть и воспоминания другой заключённой, которая утверждает, что когда поезд с заключёнными концлагерей приехал в Брненец, на вокзале их встречал Оскар Шиндлер. Он, по словам этой женщины, сказал: «Мои милые дети! Наконец-то вы вернулись!». Но ни Йитка Грунтова, ни другие исследователи жизни Оскара Шиндлера больше не нашли ни одного свидетеля, который мог бы подтвердить присутствие управляющего лагерем на вокзале и его отеческую заботу о заключённых. Йитка Грунтова считает, что объяснение этому очень простое:
Та женщина, которая с благодарностью вспоминает Шиндлера, принадлежит к числу тех, кто, по некоторым данным, в конце войны покинул лагерь вместе с Шиндлером. А сейчас задумайтесь над тем, почему эта узница убегала от Красной Армии? Были ведь и такие. Я случайно нашла в архивах фамилию одного из заключённых, который был зарегистрирован в гестапо, как их агент. Я нигде не назвала его имени и не собираюсь этого делать, потому что я не знаю, что должно было произойти с человеком, чтобы он начал сотрудничать с гестапо. Но это просто были люди, которые помогали Шиндлеру. А Шиндлер был агентом Абвера.
Исследовав материалы о деятельности завода Шиндлера в Чехии, Йитка Грунтова нашла новые доказательства того, что образ героя фильма Спилберга был сильно мифологизирован. Сам Шиндлер утверждал, что он в буквальном смысле слова разорился, помогая заключённым, что он отдавал огромные деньги на покупку продуктов и лекарств для них. Однако Йитка Грунтова с документами в руках опровергает эти слова. Концлагерь в Брненце был одним из отделений системы лагерей «Гросс-Росен». И, согласно статистике рейха, смертность в Брненце была самой высокой из всей системы «Гросс-Росен». Ни одна из заключённых, находившихся в лагере в Брненце, не имела права забеременеть. Ослушавшуюся ждала неминуемая смерть. Впрочем, в этом смысле концлагерь под управлением Шиндлера ничем не отличался от других лагерей в системе «Гросс-Росен».
Собственно говоря, осталось найти ответ на главный вопрос: «Существовал ли список Шиндлера?». Йитку Грунтову этот вопрос не застал врасплох, но вызвал недоумение. Когда говорят «Список Шиндлера», то сначала надо понять: «А что имеется в виду?» Поскольку я занималась историей этих концлагерей, то знаю, что существовали следующие списки: список заключённых транспортируемых из одного лагеря в другой либо в какое-то иное место. Один такой список сохранился. Он был составлен в «Гросс-Росене». Там нигде не написано, что его составил Шиндлер. Это делали писари, чиновники либо заключённые, которым это было поручено.
Был и ещё один документ, который, благодаря книге Коннели и фильму Спилберга, и попал в историю, как знаменитый «список Шиндлера». Это был продовольственный список заключённых, находившихся в лагере в Брненце. Кстати, нашла и опубликовала этот список уже не Йитка Грунтова, а польская историк Александра Кобелец. Сохранился, к примеру, список заключённых от 18 апреля. В нём есть и мужчины, и женщины, так что мы знаем, кто там на самом деле был. Никакого другого списка я нигде не нашла. И, кстати, тот список, который вывешен на страницах центра Яд-Вашем, и есть продовольственный список от 18 апреля 1945 г. И то, что мы видим как список Шиндлера на израильском сайте «Яд-Вашем» - это всё тот же продовольственный список, просто фамилии в нём выстроены в алфавитном порядке.
С мнением Йитки Грунтовой согласен американский историк, университетский профессор Дэвид Кроув. В своей книге «Оскар Шиндлер: неизвестные факты из жизни» Кроув утверждает, что всего было девять списков для транспортировки заключённых из Кракова в Брненец, но ни к одному из них Шиндлер не имел никакого отношения. Жена Шиндлера в своей книге «Я, Эмилия Шиндлер», написанной в конце жизни, заявила, что заключённые попадали в список для переезда из Кракова в Чехию, расплачиваясь деньгами либо драгоценными камнями. Она утверждает, что составлением этого списка и сбором денег за попадание в него занимался некто Голдман, который делился «добычей» с Шиндлером.
Конечно, нельзя исключить того, что Эмилией руководило чувство мести покинутой и забытой жены, но многие моменты в её книге совпадают с воспоминаниями других свидетелей и подтверждаются документальными фактами. С одной только разницей - фамилия сборщика денег была не Голдман, а Голдберг. Марсель Голдберг был офицером полиции, который занимался транспортировкой евреев-рабочих на заводы. После войны он поменял фамилию и исчез, не оставив никакого следа, и не поддерживал никаких дальнейших контактов с семьёй Шиндлеров.
Йитка Грунтова не склонна демонизировать Шиндлера и представлять его законченным исчадием ада, монстром, который отбирал последнее у заключённых. Она считает, что попросту серьёзного влияния на составление списков Шиндлер оказать не мог, да и вряд ли хотел бы: Максимум, что он мог сделать - сказать: «Допишите вот этих 50 человек к этому списку, они мне там нужны». Больше он не мог ни на что повлиять. Да и потом, я думаю, это было ниже его уровня, потому что он был ... «сверхчеловек».
Семья Шиндлеров покинула лагерь в Брненце вместе с колонной немецких солдат в конце апреля-начале мая. К 8 мая, когда советские солдаты освободили лагерь, там оставался один немецкий охранник, которого заключённые линчевали. Оскар Шиндлер переехал в Аргентину, пытался разводить нутрий, разорился, оставил Эмилию разбираться с долгами и вернулся в Германию. Он умер в 1974 году от рака.
Как же возник миф о Шиндлере? Кто был заинтересован в появлении этой легенды? По мнению профессор Девида Кроува, к созданию мифа приложил руку сам Шиндлер. По мнению историка, Шиндлер намеревался получить компенсацию за убытки, который понёс во время войны, а также за конфискованное после войны в Чехословакии имущество. Впрочем, у Йитки Грунтовой есть своя версия создания мифа об Оскаре Шиндлере. Об этой версии расскажет в своей новой книге, которая уже готовится к печати.
   
Наталья Судленкова

 

http://www.razgovor.org/politcorr/article281/


0.050628900527954