Трагедия дедовщины и бесконечного мордобоя в армии представляет собой что-то вроде ноющей зубной боли, которой так или иначе переболела чуть ли не каждая семья в России. Кто-то отправлял сына, брата или мужа в солдаты еще при Советах, кто-то - в постраспадный период, но все с одними и теми же чувствами: дедовщины и всяческих неуставных отношений опасались едва ли не больше, чем отправки в Афган или в Чечню. Была вся эта прелесть при блаженной памяти государе Леониде Ильиче? Во весь рост. При государе Михаиле Сергеевиче? Цвело и колосилось. При государях Борисе Николаевиче и Владимире Владимировиче? Не токмо не уменьшилось, а еще и дало свежие побеги - на почве конечного обнищания нашей армии. Когда-то автор этих строк на своей шкуре испытал всю радость дедовщины, а потом, гораздо позже, от друзей и знакомых слышал все те же нескончаемые армейские истории со смертным битьем, с унижением молодых солдат, с тупой уголовщиной, с увечьями. Восьмидесятые... девяностые... нулевые... а воз и ныне там. Только если в СССР "кулачную науку" практиковали в основном солдаты старших периодов службы, а офицер руки марал относительно редко (особенно в разного рода технических войсках), то теперь "люди в погонах" все больше и больше поддаются соблазну "объяснить через пятую точку".
Проблема солдатчины не вчера родилась и никуда не денется в ближайшие годы. Я не пытаюсь затронуть тему о достоинствах и недостатках профессиональной армии. Просто положение вещей таково, что на годы и даже, наверное, десятилетия вперед у России нет перспективы появления профессиональных вооруженных сил, а значит, проблему надо решать другими способами.
Солдатчина в той тяжелой и даже страшной форме, в какой она ждет каждый новый призыв, является постоянно тлеющим очагом социальной напряженности. "Апатия электората", неверие в какие-либо позитивные изменения опираются, помимо всего прочего, и на стойкое впечатление от современной армейщины: "Били, бьют и будут бить, а правды ни у кого не добьешься". Она и в советское время была в числе главных рассадников антипатриотизма и ненависти к правящей элите, и сейчас играет все ту же роль.
Едва пригасли разговоры о жутком "деле Сычева", как появились новые образцы армейского хоррора: "дело Синконена" и "дело Кустова". Одного солдата забили до смерти, другой застрелился от безнадеги. И произошло это впритык к команде принять низкий старт перед парламентским выборным забегом. Да и незадолго до турнира преемников... По кому в первую очередь ударили два новых больших скандала? Совершенно ясно: по претенденту номер один - Сергею Иванову. В силу его служебного положения. И если когда-то, при разборе "дела Сычева", он мог себе позволить в отношении парламентариев настоятельную рекомендацию "не раздувать" пламя страстей, то сейчас это будет крайне неудобно. Лидер в комплекте потенциальных преемников должен быть чист, как ангел.
А кто из партий больше всего теряет на армейских скандалах? "Единая Россия". Они официальные государственники, с них и спрос.
На спринтерской дистанции до выборных урн правящая элита должна была позаботиться о собственной безупречности. Благорастворение воздусей должно было быть. Чисто выметенное все. И звуки классических сюит в придачу. А тут август преподнес несколько сюрпризцев! Благорастворение перемешалось с потной спиралью, мели ломами, а принялись за сюиты - так не сыскалось ни скрипок, ни смычков. И приходится играть ржавым гвоздодером по кривому домкрату...
В приложении к проблеме солдатчины создалась ситуация, делающая необходимым, мягко говоря, "взбодрить" электорат. И в данном случае можно уповать только на самые радикальные методы.
Положение дел в любой части, в любом подразделении Российской армии зависит только от офицеров. Как они захотят, так и будет. Сейчас офицеры получают нищенское жалованье, каковое не слишком опасаются потерять, и несут на своих плечах колоссальный объем ответственности за мелочи и серьезные вещи. Заменить служилых людей особенно некем, так что... "дальше Кушки не пошлют, меньше взвода не дадут". Лишний раз шевелить плавниками офицеру резона нет. Ведь никаких же стимулов, кроме чести и совести! А у них срок эксплуатации далеко не беспредельный... Так что командир взвода, роты, батареи, да и его прямое непосредственное начальство всеми силами будут стараться скрыть любую пакость, случившуюся во вверенном подразделении. Любой ценой, любыми методами. Но исправлять ничего не станут.
Я не говорю о том, до какой планки следует поднять офицерское жалованье из нынешних низин, тут должны высказаться специалисты. Но это должно быть кратное повышение, а не на 10, 15 или даже 25%. Только тогда служилый человек станет ценить свой чин и свою должность.
И это лишь полдела. Невозможно обойтись без драконовских мер. Иными словами, необходима целая череда показательных посадок. На марафонские сроки. С конфискацией. С позором и поношением. С лесоповалом. С целыми поездами дорогих товарищей, едущих передать привет г-ну Ходорковскому. Как солдат, так и офицеров (а может быть, и генералов), причастных к свинцовой уголовщине в современной Российской армии. Никакая не "профилактика", не перевоспитание. И подавно не строгие "устные внушения". Нет. Может быть, когда заработает в массовом порядке институт военных священников, он возымеет благое влияние на нашу армейщину, но сейчас... сейчас нужны суды. Много судов. И не только по уже поступившим в органы правосудия жалобам, нет! Этого недостаточно. Необходим масштабный целенаправленный поиск наиболее пакостных очагов военной преступности. Может быть, с активным подключением специалистов из ФСБ. Тогда и электорат... то есть люди, нормальные обычные люди увидят: партия власти всерьез занялась проблемой, которая давно беспокоит миллионы людей.
Некоторые проблемы можно уврачевать только после того, как их прижгли каленым железом. И сейчас самое время положить железо в огонь. Необходимо очищение.
Д.Володихин
http://www.russ.ru//politics/lyudi/soldatchina_syuita_rzhavogo_gvozdodera
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |