И чего, спрашивается, наша интеллигенция не может простить большевикам? Конечно же, расстрелянных писателей, высланных философов, сосланных публицистов, обрыв Серебряного века. Пускай Серебряный век погряз в оккультизме, полусатанизме, проповеди индивидуализма и декаданса. Пускай он был оргией тонких духовных извращенцев на фоне сотрясаемой внутренними проблемами: голодом, войнами, революциями Империи. Пускай, наконец, большевики, похерив и без того уже умирающий Серебряный век литературы, открыли золотой век русской техники и промышленности. На место поэтам-декадентам пришли инженеры и конструкторы, на смену символической и футуристической зауми – ракеты, машины, самолеты. Юноши и девушки перестали писать стишки в тетрадке, закладывая их засушенными цветочками, а пошли в стрелковые кружки, в кружки авиамоделистов, в кружки парашютистов. Средний молодой человек Страны Советов, может, не знал, что такое верлибр, но зато знал как заряжать ружье и как действует самолетный мотор. Но что это за вульгарность – вопит либеральная интеллигенция, выросшая на литературщине и высушенная ею, отдавшая ей все свои живые силы. Что нам заводы и самолеты! Что нам ракеты и электростанции! Пусть их и совсем не будет! Проживем и на гуманитарную помощь ООН! Главное же, чтоб нам слышать эти прекрасные, чарующие песни сирены-литературы, под которые так сладко мечтать, дремать и не думать … не помнить … о дистрофии призывников.. о разваленной промышленности … о западных войсках у границ…
Американцы гордились бы Днепрогессом и Магниткой, мгновенной по историческим меркам ликвидацией разрухи гражданской войны, победой над фашизмом, как гордятся они Бруклинским мостом, героями своей гражданской войны и рузвельтовским планом обуздания «депрессии». А наш интеллигент знай себе, канючит: никогда не прощу Ленину расстрел поэта Гумилева (это слова поэта-лауреата И. Бродского).
Но литература не только отрывала от жизни, литература еще и лгала на жизнь. Выдающийся философ-консерватор Иван Солоневич писал, что вся великая классическая русская литература – гнусная пародия на российскую действительность. Сплошные уроды – Чичиковы, Смердяковы, если офицер – самодур, если чиновник – бюрократ. То же самое можно сказать и о литературе советского периода: она – за редкими исключениями, в основной своей массе - либо создавала неумный, славословящий лубок, либо бросала грязью (в том, и в другом случае упрощая и фальсифицируя) сложную, неоднозначную, живую советскую действительность.
Если мы хотим не упустить окончательно свой шанс на место в Истории, если в нас есть еще силы и надежды литературу нам нужно преодолеть. Не избавиться от нее, а именно преодолеть. Литература должна быть одной их жизненных функций национального организма, но не единственной, и не главной. Администратор, хорошо управляющий областью должен почитаться не меньше чем поэт (как это и было в лучшие времена русской истории, в век Петра Великого, в век Екатерины 2, в эпоху Ленина и Сталина). В сущности, в тезисе большевиков о госцензуре и партийности литературы был глубокий смысл. Его только нужно освободить от шелухи марксистской догматики и выразить в более адекватных в данном случае терминах – терминах философии жизни. Литература должна украшать, подслащивать жизнь, или наоборот, делать ее чуть более пряной, но она не должна подменять собою жизнь и фальсифицировать жизнь. Не жизнь народа, государства, цивилизации для литературы, а литература для жизни народа, государства и цивилизации – вот кредо новой литературы новой России. Не нынешнего ублюдочного осуществления интеллигентской ненависти к власти и государству, а России Возрожденной, нормального и здорового имперского организма.
Ростислав Романов
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |