Интернет против Телеэкрана, 25.07.2014
Что толкает страну к техносферной катастрофе
Кара-Мурза С.Г.

ЖКХ — часть жизнеобеспечения населения страны. Отапливаемое жилье — фундаментальное условие жизни. До 1993 г. право на благоустроенное жилье относилось к категории гражданских прав и было записано в Конституции.

В 1992 г. была начата “реформа ЖКХ”. Она исходила из представления ЖКХ не как сферы жизнеобеспечения, а как обычной предпринимательской деятельности, которая должна быть рентабельной и регулируется рыночными отношениями. Замысел реформы сводится к тому, чтобы провести “разгосударствление” ЖКХ, лишить его “коммунального” характера, снять с государства обязанность содержать главные технические системы ЖКХ.

Государство стало “уходить из ЖКХ”, меняя принципы финансирования, сокращая долю бюджета в расходах на содержание системы и перекладывая эти расходы на население. Быстро повышались цены и тарифы. Значительно снизилась, по сравнению с другими отраслями, заработная плата работников ЖКХ, что привело к ухудшению кадрового потенциала. Расчленение и частичная приватизация отрасли вызвали быструю деградацию ее материально-технической базы.

В 2003 г. премьер-министр М. Касьянов высказал принципиальную вещь: “За десять лет реформ предприятия ЖКХ так и не сумели решить главную проблему — выйти на рентабельную работу”. В доктрине реформ главная задача ЖКХ — не обеспечение жителей сносными условиями жизни, а рентабельность. Это ложная установка. В хозяйстве есть множество сфер, которые не могут быть рентабельными. И если они не подкрепляются нерыночными средствами, то экономика несет ущерб, многократно превышающий “экономию”. ЖКХ — одна из таких сфер. Разница между государственным и рыночным ЖКХ принципиальна, как между армией, которая охраняет страну и всех граждан, и частной охранной структурой, которая удовлетворяет только платежеспособный спрос.

Вот пример. Теплоснабжение — подсистема национальной безопасности, а не источник “ренты”. В национальном докладе “Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса” (2000) сказано: “Задача теплоснабжения северной страны, стоящая в одном ряду с вопросами, определяющими жизнеспособность государства (такими, как оборона границ), не может не быть в сфере государственного регулирования. Вопрос качественного теплоснабжения — это вопрос выживания нации”.

В своем Послании Федеральному Собранию 2002 г. Президент В. Путин сказал: “Один из самых острых вопросов, связанных с отсутствием конкуренции и монополизацией производства и сферы услуг, — это реформа ЖКХ”. Трудно сказать, как можно создать конкуренцию в теплоснабжении. Ведь в самых экономичных и надежных системах теплосети закольцованы и подача тепла в них полностью обезличена. Во что превратит такие системы реформа, нацеленная на “создание конкурентной среды”?

В 2001 г. В. Путин сказал, что “ЖКХ переживает системный кризис”. Но если кризис, то следует назвать его причины. Ведь он возник не в результате стихийного бедствия. Кризис ЖКХ — результат решений, которые принимались начиная с 1991 г. Под эти решения была подведена идеологическая база, они выражают доктрину политики реформ.

ЖКХ, которое унаследовала РФ от РСФСР, сложилось за 70 лет как государственная, принципиально нерыночная система. Уже в начале 90-х годов было очевидно, что рынок разрушит эту систему! Для этого есть фундаментальные причины — они в самом строении исторически сложившейся инфраструктуры ЖКХ. Отменить историю никакой президент не может, а вот уничтожить ЖКХ России реформаторы, видимо, в состоянии. Разумеется, при соучастии самого общества.

Первое, что толкает страну к техносферной катастрофе, — рыночный фундаментализм властной элиты. Он вызывает глубокую деформацию мышления. В 2003 г., после волны аварий, вице-губернатор Петербурга А. Смирнов сказал: “Если говорить в общем, то в последний год проблему ЖКХ только научились правильно понимать. Но этой проблемой по-настоящему пока ни граждане, ни власти еще не начали заниматься”. Чего можно было не понять в “проблеме ЖКХ”? При Правительстве работает большая группа экспертов, в стране есть ряд НИИ, КБ, вузов.

То же мы слышим от директора Федерального агентства по строительству и ЖКХ в ноябре 2004 г.: “О коммунальном хозяйстве. Первое, самое главное, на мой взгляд, вынесенное из всего моего жизненного опыта и профессиональной деятельности, отсутствие единого понимания проблем в этом секторе. Вообще-то отсутствие нормального информационного пространства... Я не встречал за всю свою жизнь ни одного корреспондента, профессионально разбирающегося в нашей сфере. Все это попытки выдернуть какие-то отдельные факты, отдельные моменты. То есть это самая главная проблема”.

Почему же главная проблема ЖКХ — в “отсутствии понимания”? Ведь журналисты излагают ту мешанину утверждений, которую год за годом вываливают перед ними министры. Пониманию мешают идеологические установки власти. Пока эти установки не изменятся, тенденции неблагоприятны. Правительство не сможет выправить положение в рамках сложившейся в ходе реформы экономической системы. Оно будет все глубже увязать в утопических и даже абсурдных проектах.

В Послании 2004 г. В. Путин сказал: “Одной из самых актуальных задач считаю обеспечение граждан доступным жильем. Это по-прежнему очень болезненный вопрос для большинства людей в России”.

Сейчас для большинства населения РФ главной проблемой является уже не приобретение жилья, а его содержание. Население с большим трудом выдерживает оплату услуг, а речь идет о деградации основных фондов — зданий и инфраструктуры. Критическая изношенность основных фондов — фактор неумолимый. Его невозможно устранить с помощью конкурентной среды, слияния министерств, установки счетчиков или приватизации РАО “ЕЭС”. Нужны ресурсы для восстановления материально-технической базы.

Кто же должен содержать ЖКХ? В советское время эти расходы несло государство, а после 1991 г. не нес никто. Оказавшись неспособным, в силу самой природы отрасли, перевести за 10 лет ЖКХ на реально рыночную основу, государство в то же время изъяло из отрасли все амортизационные отчисления, которые были предназначены для проведения плановых ремонтов. Теперь государство уходит от ответственности — под разговоры о “доступном жилье” власть сбросила с себя ЖКХ, которое сама и довела до краха. Новый Жилищный кодекс и Закон о тарифах в ЖКХ предусматривают, что теперь сами жильцы обязаны нести все затраты по содержанию и ремонту жилья, в том числе капитальному.

Представляют наши граждане, каков масштаб этих расходов? Эта сумма была названа в 2003 г.: “Коммунальной катастрофой назвал сегодняшнее положение в ЖКХ страны зам. председателя Госстроя России Л. Чернышев на заседании коллегии Госстроя РФ... Чтобы как-то исправить ситуацию, пояснил Л. Чернышев, необходимы финансовые вложения в сумме 4,5—5 триллионов рублей”. Вот сколько задолжало государство перед ЖКХ — 5 триллионов рублей к 2003 г.! А сейчас, наверное, все 7 триллионов. Может ли население выплатить такие деньги? Нет, не может.

Возьмем самую срочную задачу — замену аварийных теплосетей, уже не подлежащих ремонту. В 2000 г. необходимые меры выражались в таких терминах: “15 процентов тепловых сетей требуют безотлагательной замены... Для приведения системы транспорта теплоносителя в надежное состояние необходимо капитально отремонтировать или построить заново 150 тыс. км теплотрасс в двухтрубном исчислении”.

Сегодня переложить 1 км теплосети стоит около 10 млн руб. Переложить 150 тыс. км — 1,5 триллиона. Таких денег ни у кого нет. Реально в нынешней экономической системе РФ теплосети страны восстановлены быть не могут.

В годы реформы стала быстро расти доля аварийного и ветхого жилья. Причина в почти полном прекращении капитального ремонта. Есть программа “Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда”. На нее до 2010 г. выделено 32 млрд руб. По средним ценам в РФ на эти деньги можно построить лишь 0,3—0,5 млн кв. м жилья, а только аварийного жилья в 2001 г. было 50 млн кв. м. Масштабы проблемы и выделяемые средства совершенно несоизмеримы. Несоизмеримость величин — общий дефект подхода власти ко всем проблемам ЖКХ.

Что касается расселения людей из аварийных домов, несоизмеримость по всем городам РФ. Вот вести с мест. “Аварийный жилфонд Самары — 135,2 тыс. кв. метров. В результате реализации Программы (к концу 2010 года) будет ликвидировано 23,2 тыс. кв. метров аварийного жилфонда”. Что же это за программа? Ликвидируют 1/6 часть от уровня 2000 г., а за это время аварийный фонд еще вырастет в несколько раз. Вот Новосибирск: “На 1 января 2003 года ветхое жилье составляло 15 процентов всего муниципального жилищного фонда, в нем проживало около 70 тыс. человек. С 2000 по 2003 год мэрией было расселено 174 семьи”. Вот Саратов: по данным мэрии, “чтобы решить проблему “падающих домов”, необходимо 380—420 млн руб. в год”. На программу расселения выделено 7,6 млн руб. — 2 процента необходимых средств! Разве это можно назвать “государственной программой”?

То же самое с капитальным ремонтом. Справка Госстроя от 13.11.2003 гласит, что “при нормативной потребности в капитальном ремонте 4—5 процентов за год в Ульяновской области отремонтировано лишь 0,04 процента государственного и муниципального жилищного фонда, в Удмуртской Республике, Алтайском крае, Кировской и Самарской областях — 0,1 процента, в Сахалинской и Ярославской областях — 0,2 процента”. Положение не улучшается. На что же рассчитывает государство?

После того как Правительство “акционировало” предприятия ЖКХ, главные надежды оно возлагало на “частных инвесторов”. Это — утопия, говорящая о поражении рационального мышления. Население не имеет возможности заплатить за услуги ЖКХ такую цену, чтобы обеспечить инвесторам приемлемую прибыль. Невозможно привлечь частные инвестиции в отрасль-банкрот, обремененную колоссальным долгом и в реальных условиях не имеющую никаких шансов стать рентабельной.

Показателен опыт холдинга “Российские коммунальные сети”, учрежденного РАО “ЕЭС” и “Газпромом”. Его широко разрекламированные планы капиталовложений в инфраструктуру ЖКХ 14 регионов кончились ничем — денег не появилось, активность холдинга потихоньку свернули. Реально и Правительство, и местные власти продолжают брать внешние займы, часто под 20,5 процента годовых, на ремонт водопровода, теплоснабжения и т. д. — под залог городской недвижимости. Это порочный круг, говорящий о безысходности ситуации в рамках нынешней экономической системы.

Города РФ влезают в долги, чтобы сделать то, для чего в стране имеются и все необходимые производства, и специалисты, и рабочие руки. Еще 17 лет назад такого и в страшном сне не могло присниться.

 Возлагали надежды на ипотеку, говорили, что к 2010 г. в РФ якобы будет 50 млн граждан, способных купить по 25 кв. м нового жилья. Какими деньгами должны для этого располагать эти 50 млн граждан вместе с банками, готовыми дать им кредит на покупку? В 2010 г. 1 кв. м в “квартире, отвечающей современным требованиям”, будет стоить на рынке не меньше 4000 долларов. Значит, по расчетам Правительства, в 2010 г. в РФ треть населения и банки будут способны выложить 5 триллионов долларов!

Разумно ли это предположение? Нет, оно просто не имеет смысла. Может ли в РФ вдруг возникнуть столько свободных, никуда не вложенных долларов? Не будет таких свободных денег у населения, как нет их сегодня и у 10 процентов граждан РФ. Сегодня квартиры как жилье покупают около 1 млн человек — 0,7 процента населения РФ. Остальные не могут. Нет для этого денег! И ипотека здесь ни при чем. Или банки могут качать деньги из воздуха? Невозможность массовой ипотеки носит принципиальный характер.

Присутствовали мы и на другом спектакле — под названием “счетчики расхода тепла и воды”. Как сказано, промышленность разработала “свыше 200 наименований теплосчетчиков и счетчиков горячей воды и пара для систем теплоснабжения, налажен их выпуск”. Этот психоз объясняли тем, что установка счетчиков якобы сократит потери энергии и денег. Г. Явлинский требовал “снижения на 3 года на 75 процентов тарифов на коммунальные услуги для граждан, установивших счетчики”. Какой отход от здравого смысла! Даже если счетчик полезен и доступен, он влияет только на сферу распределения, а не на сферу производства и транспорта тепла. Счетчик никоим образом не укрепляет изношенную трубу или насос в котельной. К тому же установить в квартирах счетчики тепла технически невозможно. Этот “синдром счетчика” — признак деградации управленческого мышления, неспособности к системному видению проблем.

Общий вывод таков: в созданных реформой экономических условиях государство и население не могут содержать тот жилищый фонд и инфраструктуру ЖКХ, которые РФ унаследовала от советского периода. В то же время они не могут в достаточных масштабах построить новый жилищный фонд и иную, приспособленную к новым условиям инфраструктуру. При следовании прежним курсом реформы техносферная катастрофа в ЖКХ неизбежна, и она повлечет за собой тяжелые социальные и политические последствия.


http://www.russia-today.ru/2007/no_19/19_topic_5.htm


0.049877882003784