Интернет против Телеэкрана, 07.07.2014
Кризис в экономике США: причины и следствия

Экономика США уже переживала серьезные проблемы – это и кризис 1929 г. (Великая Депрессия), последствия которой сказывались по всему миру, это и кризис 70-х годов, связанный с повышением цен на нефть, высокой инфляцией, что закончилось девальвацией доллара. Был также биржевой кризис 1987 г, когда в черный понедельник 19 октября 1987 г индекс Доу упал примерно на 22 %, при этом цепное снижение индексов по всему миру составило 10-15 % [1],  а также крах «пузыря» «доткомов» (2000-2002 г.г.) – акций Интернет компаний.


Сейчас все инвесторы панически бояться наступления рецессии в США. Оценки вероятности ее наступления разные: от 45 % до 70 %, кто-то говорит, что ее не будет, кто-то - что она уже началась.  За время «медвежьей недели» 16-24.01.2008 г., начавшейся с  плохих новостей из США (списание огромных убытков крупных банков, падение розничных продаж и уровня строительства новых домов), индекс РТС упал  почти 18 %, с уровня 2300 до уровня менее 1900. И даже теперь, на фоне повторного снижения ставки ФРС в течении января в общей сложности на 1.2 % рынок очень нестабилен. Однако важным является не только возможность  наступления рецессии, сколько наличие действительно серьезных проблем в экономике США, разрешить многие из которых будет достаточно непросто. 


Причины кризиса в США.  Экономика США подобна  «черной дыре», требующей все больше ресурсов для рефинансирования своих долгов за счет роста средств внешних кредиторов. Норма сбережений в США с 2005 года отрицательна [2]. На долю США приходится до 20 % всего мирового производства [3], однако потребляет она значительно больше – около 35 % [4]. Могущество доллара длительное время «гарантировало» увеличение внутреннего потребления за счет роста внешнего федерального долга,  составляющего по данным за 2006 г. около 66 % ВВП (около 8.7 и 13 трлн.долл.соответственно). Это позволило иметь  существенный дефицит бюджета – до 239.6 млрд.долл. за 2006 г [5] - 1.8 % ВВП, и нарастить огромную сумму внутренней задолженности домашних хозяйств в США – 12.8 трлн.долл [4], или примерно 42.6 тыс.долл.на человека. При этом общий внешний долг правительства, корпораций и граждан составляет уже почти 50 трлн.долл [4], т.е. более 3 ВВП.  В результате по показателю текущего платежного дефицита, составляющего около 850 млрд.долл за 2006 г.[6] или 6.2 % ВВП  экономика США крайне неэффективна.


Однако такая модель при существующих тенденциях роста дефицита – это дорога в никуда. Кризис в США вызван глубинными структурными проблемами экономики, при которых занятость в США в промышленных секторах под давление импорта из Китая и переноса рабочих мест в развивающиеся страны падает. И не факт, что  новая экономика «услуг» может предложить эквивалентные рабочие места, а также увеличить объем экспорта.

Не менее важная  причина падения эффективности экономики США -  это невероятные военные расходы Пентагона, в т.ч. на войну в Ираке (не забудем и про Афганистан) активно «сжирающие» деньги налогоплательщиков и способствующих оттоку средств из гражданского сектора.
 Другая причина – рост цен на нефть, уменьшающая потребительские расходы населения за счет увеличения расходов на бензин и отопление, составляющие издержки модели «коттеджная» Америка.

Но самое главное  – отсутствие структурных изменений в экономике, искусственная стимуляция экономики за счет денежной накачки, хронического дефицита бюджета и роста государственного долга.
Чтобы понять, что происходит сейчас в США необходимо вернуться в недалекое прошлое.  Крах «доткомов» способствовал вползанию в рецессию, наступившую в 2001 г.  Чтобы выправить ситуацию,  находившийся тогда на посту главы ФРС Алан Гринспен снизил ставку за период с 2001  по 2003  с 6.0 до 1 % (основное снижение пришлось на 2001 г. до 1.75 %). С  целью оживления экономики Правительство увеличило государственные расходы (при снижении налогов), что обусловило стремительный рост дефицита бюджета (до этого в течении нескольких лет сводимого с профицитом) почти в 2.6 раза  c 158 млрд.долл. в 2001 г. до 412 млрд.долл. в 2004 г. [7], дефицита платежного баланса почти в два раза  с 415 млрд.долл. за 2000 г. до 850 млрд.долл в 2006 г. [6] (6.5 % ВВП), а также внешнего долга, выросшего почти в 2.3 раза -  с 3,865 трлн долл. до 9 трл.долл осенью 2007  [9]. Все это происходило при администрации  Буша.

Дешевые деньги способствовали активному росту как на фондовом рынке, где рост индексов с 2003 г. по 2007 г. составил свыше 60 %, так и на рынке недвижимости, пережившем настоящий спекулятивный «бум», росшего в 2002-2005 г.г.  темпами несколько десятков процентов в год. При этом деньги ушли в большей степени не на развитие инновационного и экспортного потенциала страны, а на потребление и развитие строительной отрасли. После краха «доткомов» население решило – фондовый рынок может быть нестабильным, но недвижимость будет расти. Значительная часть операций по покупке домов превысили реальный спрос и были совершены в надежде на прибыль с учетом роста цен.

Банки стали предлагать населению изощренные банковские продукты, переносившие первоначальные платежи  в будущее, в ряде банковских продуктах  первоначальный взнос при покупке дома был обнулен. Под выданные кредиты выпускались ипотечные облигации, которым присваивали высокие рейтинги надежности. Расширяя потребление, население брало также потребительские кредиты под рост стоимости недвижимости. Заемщики стали брать кредиты с плавающей ставкой, которая на тот момент казалась невысокой. Рост экономики США в 2005-2006 г.г. составил около 3.2 %. Но экономика «перегрелась» и Гринспен стал постепенно повышать ставку с 1% на середину 2004 г. до 5,25%  к лету 2006 г. Насколько эффективны были эти «ралли» по процентным ставкам ?  Проблема в том, что существует значительный лаг между снижением ставки и наблюдаемым эффектом.

Заемщики попали  в тиски  процентного риска, их ежемесячные процентные расходы за 2003-20006 г. увеличились примерно на 35 % [2], в среднем c 840 до 1132 долл. В 2007 году за счет роста невозвратов рынок недвижимости пошел вниз, банки стали терять деньги. Переоценив риски банки стали закрывать лимиты друг на друга, ипотечные облигации упали в цене, новые выпуски не нашли покупателей. На рынке  возник дефицит ликвидности, вызванный потерями заемщиков и банков и переоценкой рисков участниками рынка.  

По данным за октябрь 2007 г по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в ряде штатов недвижимость «просела» на 8-12 %, а в среднем по 20 крупнейшим городам на 6.1 %, что соответствует самому сильному падению за последние 16 лет [10]. При этом наиболее сильное падение произошло с марта этого года. Снижение стоимости недвижимости и падение рынка акций снижает кредитоспособность американцев. 
У прошлой рецессии и нынешней надвигающейся есть принципиальные различия – хотя фондовый рынок в 2001-2002 рухнул, но банковский сектор был здоровым, ныне  рынок недвижимости точно «перегрелся», а банковский и финансовый сектор под угрозой кризиса плохих долгов. 
Обойдется ли экономический кризис в США только рецессией или события могут пойти по более серьезному сценарию с учетом огромного влияния США на экономику мира ? Не грозит ли нынешнее «роковое» стечение обстоятельств к некому повторению мировой депрессии подобной кризису 1929-1933 г.г., начавшейся как известно с крупного биржевого краха в США ?.

США не хватает целенаправленных мер по борьбе с ипотечным кризисом. Всю осень мир ожидал от властей США действительно серьезного пакета мер, направленных на поддержку экономики,  санацию ипотечного кризиса и рынка недвижимости.  Рынки верили в способность экономики США разрешить проблемы, что привело к локальному росту индексов примерно на 5-7 %  после снижения ставки ФРС , сниженной 18 сентября 2007 г. на 0,5 процентного пункта - до 4,75%. Однако четких действий не последовало. Именно поэтому фондовые индексы с октября 2007 г. до конца 2007 г.  на фоне постепенного раскрытия картины ущерба постепенно снизились примерно на 10 %, не смотря на дальнейшее снижение ставок, проведенных 31 октября и 11 декабря на 0.25 %.

Для решения сегодняшней проблемы в начале декабря  США предложен план помощи проблемным ипотечным заемщикам, в основу которого лежит предложение о замораживании процентных ставок по кредитам сроком на 5 лет  и возможное рефинансирование кредитов. План предназначен для граждан живущих в своих домах и не имеющих просрочек. Иначе говоря,  он не поддержит спекулянтов и ненадежных заемщиков.

Паника, которая длилась на рынках США,  Азии и России с 16 до 22 января показывают, что рынки начинают считать, что мер по борьбе с кризисом в США явно недостаточно, ведь никто не сомневался, что очередное снижение ставки уже в «кармане». Ситуация несколько стабилизировалась только после экстраординарной меры - внеочередного снижения ставки, предпринятого ФРС 22 января, в самый разгар кризиса, сразу на 0.75 процентного пункта - до 3,5% годовых. Таким образом в результате 4 снижений ставка была снижена на 1.75 % с уровня 5.25 % (до 18.09.2007 ).  ФРС испугался медвежьего тренда и в нынешних условиях ему не оставалось ничего иного как поддержать фондовый рынок, не смотря на то, что многие восприняли эту меру не однозначно.

30 января ФРС продолжил свою линию -  он снизил ставку еще на 0.5 % до 3.0 %, однако слишком много негативных новостей работает против рынка. Это падение индекса деловой активности, снижение рейтинга страховых компаний. Власти США показывают, что экономическое оживление имеет для них значительно большую ценность, чем риск повышения инфляции. С учетом инфляции реальная ставка уходит в отрицательную область, однако запас «хода» для ФРС становится меньше. Падение ставки может вызвать инфляцию – и тогда  ставку придется поднимать.

Снижение ставки спасает лишь кредитоспособных заемщиков, но существенная часть (например взявшая кредит с отсроченными выплатами и со спекулятивными целями) продолжит испытывает проблемы. При этом кризис неплатежей может перейти с рынка недвижимости на автокредиты и пластиковые карты. Недавно глава ФРС  Бен Бернанке признал сложное  состояние экономики США, которое будет таким  в 2008, а  возможно и в 2009 г. Но он также сделал важное заявление о поддержке экономического роста и минимизации финансовых рисков. В начале «медвежьей недели» президент Буш наконец озвучил план по санации экономики, в основу которого легли предложения о стимулировании расходов путем налоговых вычетов. Однако в тот период рынки расценили эти меры как недостаточные и продолжили падение.
8 февраля 2008 г. сенат все таки утвердил эту программу. Сумма помощи экономике должна составить около 167 млрд.долл, в виде налоговых вычетов примерно для 117 млн. семей в пределах от 600 до 1200 долл. на семью.  В то же время понятно, что эти меры направлены не непосредственно на развязку ипотечного узла, а в большей степени - на поддержку спроса.


В США кризис перепроизводства в строительной области. Рост в этот секторе поддерживает национальную экономику, но он себя исчерпал  - спрос мал, предложение велико -  рынок затоварен как домами выставленными на продажу по невозвратным кредитам, так и домами купленными в надежде на перепродажу.  Все это было вызвано  прошлым циклом снижения ставки. По состоянию на ноябрь 2007 г. продажи новых домов упали с 987 тыс. годом ранее до 647 тыс., т.е. на 34%, строительство новых домов на декабрь 2007 г. упало с 1629 тыс. годом ранее до 1006, т.е. на 38 %, средняя стоимость дома снизилась за тот же период с 221.6 до 208.4 тыс. долл, т.е. на 6 % [11]. По некоторым оценкам, падение цен продлиться до 2011 года и может составить в среднем около 10 %, а в ряде городов 18-28 % [12 ]. Избыточное снижение ставки может снова повторить ситуацию с subprime – новые заемщики, привлеченные низкими процентными ставками могут снова попасть в ловушку, хотя требования к ним станут значительно более жесткими.

Оценивая возможную глубину последствий  ипотечного кризиса стоит вспомнить о так называемом  кризисе Сберегательных ассоциаций (1985-1990 г.г.), местных ипотечных банков.  Причина кризиса состояла в ряде ошибок денежных властей США, просмотревших возникновение процентного риска, возникшего когда ставки депозитам из-за инфляции были подняты, а большинство кредитов было выдано на большие сроки по фиксированным ставкам. Однако в результате  кризиса сберегательных ассоциаций некоторое преимущество получили заемщики, взявшие ипотеку по заниженным  ставкам. Основная часть ссудо-сберегательной отрасли обанкротились.

Общий ущерб от санации ссудо-сберегательной отрасли обошелся по разным оценкам от 140 до 200 млрд.долл., т.е. 2.5-3.5 % от ВВП. Общий объем кредитов subprime составляет около 1.3 трл.долл. Уровень просроченных кредитов в  этом секторе  достиг по данным за июль 2007 составил около 15 % [13], и он продолжает расти. По некоторым оценкам уровень потенциальных потерь от нынешнего кризиса лежит в пределах до 450 млрд.долл., что может составить те же самые 3.5 % ВВП США. Для сравнения укажем, что объем ущерба за счет кризиса 1998 г. в России составил до 3.5 % ВВП [8], при этом достаточно глубокий кризис в Южной Корее «стоил» около 10 % ВВП. 

Что касается ипотечного кризиса, то здесь очень много вопросов. Как произошло, что эти кредиты могли быть выданы в таком объеме ? Почему рейтинговые агентства присваивали ипотечным бумагам высшие рейтинги надежности ? Почему финансисты не могли самостоятельно оценить риски деривативов ?  Неужели не было понятно, что покупка дома, даже в кредит, для малосостоятельных граждан без госдотаций  невозможна. Может быть власти закрывали глаза на проблему, полагая что развитие subprime способно не только оживить экономику, но и решить социальные проблемы, однако чудес не бывает. Правительство может помочь крупным банкам, имеющим национальное значение, а остальных обанкротить или продать иностранным инвесторам. Такой путь подразумевает активную работу со стороны Федеральной корпорации по страхованию депозитов.

Смогут ли власти решить проблему плохих активов тихо или она примет более серьезный характер, например как получилось в результате массового бегства вкладчиков в Англии при банкротстве банка Northern Rock. Напомним, что во времена Великой Депрессии была общенациональная банковская паника, но тогда не было системы страхования вкладов. Сможет ли экономика США скатиться на более глубокий уровень кризиса на манер Великой Депрессии? Скорее всего нет - тогда не работал механизм предложения ликвидности, не было госвливаний, сейчас – сколько угодно. Американцы пока верят обещаниям Бернанке в крайнем случае разбрасывать деньги с вертолета. Тогда на фондовом рынке было много «пустышек», необеспеченных активами, сейчас за фондовым рынком стоят реальные активы, которые имеют определенную ценность для инвесторов. Однако за плохую ипотеку заплатят не только налогоплательщики США, но и инвесторы по всему миру, покупавшие ипотечные бумаги. Ясно лишь одно, если власти не предпримут кардинальных мер по санации американской экономики, в первую очередь поддержки рынка недвижимости, хороших новостей с мировых фондовых рынков ждать не приходиться.


Проблема доллара и рефинансирования внешнего долга. Увеличивая эмиссию в долларах денежные власти США переносили долларовую инфляцию на национальные рынки развивающихся стран, вынужденных эмитировать национальные валюты под покупку долларов (типичный пример Россия). При этом США  ослабляли доллар и пытались увеличить конкурентность американских товаров и сократить огромный торговый дефицит, в первую очередь с Китаем (232.5 млрд.долл за 2006 г.). Однако попытки оказать давление на Китай с целью более серьезной ревальвации юаня не были особо успешными, и китайцы продолжали заваливать страну дешевыми товарами за счет поддержки заниженного курса своей валюты.

Сейчас доллар теряет одно из важнейший качеств, характерной для мировой валюты - стабильность. С 2002 года доллар обесценился почти в 1.7 раза -  сейчас он стоит около 1.472 за евро, а  в 2002 г. – 0.87, при этом за 2007 год доллар «полегчал» почти на 13 % , с  1.305 до 1.47. Проводить расчеты в слабеющей валюте плохо, но относительно терпимо, но осуществлять инвестиции  - хуже некуда. Естественным ответом на эти тенденции является  глобальная долларовая инфляция во всем мире, выражающаяся главным образом в росте цен на сырье, нефть, золото, зерно, т.е. те активы, запасы которых (или для зерна – возможность производства) ограничены.

У США стоит сложная, а главное абсолютно противоречивая задача. С одной стороны, рефинансирование долга требует стабильности доллара и достаточно привлекательной ставки, с другой, оживление экономики и преодоление кризиса, а также глобальное решение долговой проблемы  – низкой ставки, слабого доллара а еще лучше его постепенной, но глубокой девальвации. И снижение ставки работает в нужном направлении – приводя к ослаблению курса доллара, но может вызвать рост инфляции. А что будет, если рынок не допустит снижение ставки до уровня, необходимого для оживления американской экономики (предположим это будет уровень 2.0 %), но спрос при соотвествующей доходности казначейских обязательств будет недостаточен для рефинансирования долга ? Не приведет ли излишнее снижение ставки к массовому оттоку капитала ?

В связи со снижением курса многие страны будут сокращать долю своих валютных резервов в долларах США, что будет еще больше подталкивать падение американской валюты. В частности, об этом заявил Китай. Однако парадокс в том, что все центральные банки, имеющие запасы в долларах, оказались к нему привязаны. В самом деле, что будет с огромными внешними долгами США и резервами Китая, Японии и России, составляющими - вместе золотом и прочими активами около 1.5, 0.97, 0.47 трлн. долл.  соответственно, имеющими в своем составе также и  долларовые активы ? Ситуация почти тупиковая   - как только будут продаваться запасы, доллар будет снижаться быстрее и следовательно обесценение резервов только ускорится. Кроме того, падение доллара уменьшит экспорт в США, например со стороны Китая и Японии, что им явно не выгодно. Можно предположить, что дальнейшая девальвация доллара будет происходить, но она будет постепенной.

Военные расходы снижают эффективность экономики США. Военные расходы играют значительную роль в экономике США, например они смогли окончательно помочь преодолеть последствия Великой депрессии. Во время эпохи  «холодной войны» военная машина США разбухла на глазах, отхватывая все большие куски бюджета США. Однако усиление военной промышленности привело к оттоку капитала из гражданского сектора, что усугубилось также оттоком рабочих мест в развивающиеся страны. В результате США постепенно стали  отставать по производству многих видов гражданской продукции. 

В новом проекте бюджета объем военных расходов  составляет 514.4 и 70 млрд.долл. на войну в Ираке и Афганистане при общем объеме бюджета страны в 3.1 трлн.долл [14]. Согласно данным некоторых исследователей, общий бюджет Пентагона, включая косвенные расходы доходит до 1 трлн.долл [15].  Военные расходы США превышают консолидированные военные расходы всех остальных стран мира. Этот феномен Чалмерс Джонсон назвал «военным кейнсианством» [15].

Военные расходы, хотя и поддерживают спрос согласно Кейнсу (в т.ч. и в гражданском секторе) , но не такой эффективный, как в том случае, если бы эти деньги пошли в инвестиции на развитие инфраструктуры страны, строительство и развитие гражданской промышленности.  Как вы думаете, что полезнее для экономики: строительство инфраструктуры или излишнее производство военной техники?   США пока никак не может остановить военную машину, набравшую «обороты» во время «холодной войны», они фактически продолжают гонку вооружений, связанную с разработкой ПРО, создания возможностей нанесения глобальных мгновенных ударов и т.д. США содержит огромное число военных баз по всему миру.


 Экономика США имеет достаточно много конкурентных отраслей: информационные технологии, электроника, микроэлектроника, производство компьютеров, автомобильная промышленность, сельское хозяйство, фармацевтика, розничная торговля и пр. Американская экономика могла бы отлично производить относительно дорогие, но высококачественные товары. Тот монстр, который вырос на холодной войне, должен измениться. И развитие гражданской экономики в США смогло бы решить  пресловутую проблему дефицита и внешних долгов.

И если вместо наращивания военных расходов направить часть средств на помощь заемщикам (например за счет субсидирования процентных ставок), а также расширить строительств жилья и инфраструктуры на средства бюджета, то это было бы намного полезнее, чем тратить огромные суммы на войну в Ираке, необходимость которой под большим вопросом. В то же время сокращение военных расходов и снижение международной напряженности в зоне конфликтов может оказать понижающее давление на нефть.

Может ли экономика США быть санирована ?
Происходящее в США напоминает (пока в «мягком» варианте) пролог истории длительного японского кризиса «плохих долгов»  1995- 2002 г.г., вызванного обвалом пузырей на рынке недвижимости и акций.  И крах «доткомов» был «первой ласточкой», предупреждающей об этом. Перед кризисом за период с 1984 до 1990 г. индекс Nikkei вырос с 9500 до 38 700, упав затем до 14 300 [16] к 1992 г. Стремительно поднявшись в период «бума» цены на недвижимость с 1991 по 1998 год упали на 80 % [17]. Как указывает Майкл Фаррелл (США) даже снижение ставки практически до нулевых значений в Японии не смогло простимулировать выход экономики из кризиса, продолжавшегося очень долго,  так как потребительский спрос оказался подавленным в результате снижения цен на недвижимость [18]. Падение цен на недвижимость в США несет в себе значительные риски.

По мере дальнейшего раскрытия информации о последствиях кризиса  картина влияния ипотечного кризиса на экономику США будет проявляться все больше и больше. И реакция рынков будет зависеть от характера этой информации, реакции властей и мер по санации рынков. 

Предположим невероятное - финансовая система США попадает в тяжелое положение.  Сможет ли измениться экономика США,  если ее кредиторы, как это не фантастично - предложат план ее санации?  Предложил же МВФ сценарий по спасению экономики Южной Кореи в 1998 г. и он вполне сработал (правда это скорее исключение). Готовы ли США провести меры по оздоровлению экономики, расширению производства и экспорта ? Уже известно, что во вливании средств в банковский сектор США участвуют Китай и Саудовская Аравия. Основной вопрос - не возникнут ли на этой почве политические противоречия.

Политика последовательной мягкой девальвации доллара привела к росту экспорта из США, что постепенно улучшает  платежный баланс страны, и в будущем даже планировался выход на профицит [5], однако последние предложения Буша по увеличению военных расходов и дефицита до 407 млрд.долл. не оставляют такой возможности.

Нынешние власти США проводят достаточно рискованную финансовую и внешнюю политику. США прекрасно осознает зависимость мировой экономики от доллара и четко это использует. Но будет ли тот цикл, повторение которого мы наблюдаем возобновляться снова и снова ? Где та тонкая грань, за которой этот процесс может оборваться ? И не может не кончится ли все это, как предупреждал Дж.Сорос,  глобальной рецессией или чем-то более ужасным ?

Если власти США не будут менять свою экономическую модель, глобальные проблемы в мировой экономике неизбежны – их возникновение не более чем вопрос времени. Вероятно, неких  новаций следует ждать  уже от  будущей администрации США. Потенциал экономики США достаточно высок, но ей, как и всей мировой экономике  нужны новые идеи, новые мега-проекты, инвестиции в развивающиеся рынки. США должны снова вернуться к истокам нормального, конкурентоспособного и сбалансированного капитализма, одним из основателем которого они были.

Последствия для России. Российская экономика и банковская система пока находится в нормальном состоянии, политические риски сведены к минимуму.  Проблема в том, что без «вливания» ресурсов нерезидентов российскому фондовому рынку будет трудно отрасти до «нормальных» уровней. Все что сейчас происходит, очень напоминает события финансовой «встряски» августа, только на более негативном фоне из США. Тогда нерезиденты вывели из страны около 10 млрд.долл., а индекс РТС просел почти до уровня 1800. По оценкам А.Улюкаева, чистый отток капитала за январь составил уже около 9 млрд.долл, а уровень РТС сейчас лишь несколько  выше той же отметки. Отток капитала из РФ  пока хеджируется большими валютными резервами.

Очень интересен спор, который сейчас ведется между «лагерем» «оптимистов», дающим прогноз на конец года по РТС в 2800-3000 и «пессимистов», прогнозы которых более негативны. Итоговая картина будет зависеть в значительной степени от нормализации ситуации в США, уровня цен на нефть и прогнозов по российской экономике. При умеренных последствиях ипотечного кризиса наша страна в 2008 г. сможет показать неплохие экономические показатели. При этом временный отток капитала может смениться его притоком.

Однако все это будет во многом зависеть от способности новой кремлевской администрации поставить перед страной грамотные задачи, придать ее развитию инновационный характер и послать рынкам правильные сигналы.   


Список литературы
 
1. Биржевой крах 1987 года, http://www.autoboobi.info/inside/krah.shtml
2. Недвижимость в США угрожает мировой экономике, http://www.investoday.info/us_real_estate_and_world_economy.html
3. Самые богатые страны, http://rating.rbc.ru/article.shtml?2007/07/05/31548079
4.  Михаил ХАЗИН, И что дальше? Долги США достигли размеров всего мирового ВВП, Журнал "Профиль" - Point.ru, http://www.point.ru/forecasts/2007/08/27/10247
5. Дефицит бюджета США за год сократился до $157,3 млрд, http://top.rbc.ru/economics/10/08/2007/112684.shtml
6. Леонид Григорьев, Марсель Салихов, Риски и глобальные дисбалансы, http://www.perspektivy.info/
7. Виктор Супян, Современная социально-экономическая модель США, www.intertrends.ru/seven/003.htm
8. Банковский кризис: туман рассеивается. http://www.vedi.ru/o_cr/cr0015_r.htm
9. Госдолг США впервые в истории страны превысил 9 трлн долл, http://www.p-t.ru/news/show.asp?id=732825&ct=news
10. Цены на недвижимость в США потеряли рекордные 6,7%, http://finance.rol.ru/news/article1A3EE/default.asp?news=107502
11. Великий ипотечный кризис, http://www.finam.ru/analysis/forecasts00A52/default.asp
12. Чикагские трейдеры предсказали долгий спад цен на жилье в США, http://realty.lenta.ru/news/2007/10/04/usacme/
13. Бернанке: Риски и неопределенность создали рыночный стресс, http://www.quote.ru/research/news/2007/09/21/31641127.shtml
14. Буш готовится воевать, «Взгляд»,  http://www.vz.ru/top/
15. Чалмерс Джонсон, Банкротство: самая большая угроза США ("Asia Times", Гонконг), http://www.inosmi.ru/stories/05/09/02/3453/239295.html
16. Д. Хербенер, Прощай, японское «чудо», http://www.sotsium.ru/books.
17. Б. Пауэлл , Объяснение японской рецессии, http://www.sotsium.ru/books
18. Наталья Хмелик, k2kapital, Может ли Америка стать Японией?, http://finance.rambler.ru/news/economics/11848588.html

 

 

А. Смирнов


0.075613975524902