Интернет против Телеэкрана, 24.07.2014
Как сделать из человека заводной апельсин

Подруга устраивается на работу в крупную компанию «Связной», торгующую мобильниками, «тарелками» и прочими «услугами связи». Устраивается продавцом-консультантом. Вначале неоплачиваемое обучение — десять дней по десять часов. Потом двухнедельная стажировка — из расчета три тысячи в месяц. Зато потом, если не отсеют по ходу, хорошо себя зарекомендуешь и сдашь экзамен, обещают до 18 тысяч в месяц — для продавца зарплата считается не самой маленькой. Вместе с ней люди учатся на кассиров, оформителей кредита, тех же продавцов. Группа — около 20 человек. Много молодых ребят и девушек, которые пытаются работать, чтоб платить за свое обучение в ВУЗе. Много приезжих. Принять из всей группы обещали пятерых. Так что все вокруг — конкуренты за рабочее место.

Пока основная часть обучения происходит в виде тренингов. Причем, в основном, эти тренинги посвящены не тому, как расположить к себе и заставить купить что-то клиента, как втереться в доверие к незнакомому человеку (покупателю), как разговаривать со старшим менеджером. Нет, пока их не столько учат прогибаться, шестерить, юлить, врать, унижаться, поступиться чувством собственного достоинства, сколько выясняют, до какой степени они способны прогибаться. На что вообще эти кандидаты на рабочее место готовы пойти ради обещанных 18 тысяч. 

Что тут важно. Чтоб человек не просто так все это делал, а с удовольствием, «без негатива». Смотрел в глаза, улыбался, правильно, четко, с энтузиазмом прилюдно отвечал на любые вопросы, выполнял любые задания, которые ему задаст обучающий менеджер — кстати, молодая, ухоженная и раскованная, модная эмансипированная девушка, лицо, можно сказать, современного капитализма, получающая от своей работы явное и нескрываемое удовольствие.. 

Все-таки 18 тысяч сразу — большие деньги. А «в мире есть царь, этот царь беспощаден, голод названье ему». Термин «экономическое рабство» приобретает в данном случае совершенно конкретный реальный, а не метафорический смысл. Несколько человек уже отсеялось. Один парень сразу не понравился. Видно, что студент. Не смог соответствовать, мялся. Преподавательница спросила его: «Какая у тебя, Николай, цель в жизни?» (все на «ты» — очень демократично и современно). Он растерялся. «Быстрей», — раздраженно сказала менеджер, — «у тебя одна минута». «Ну, я языки иностранные хотел бы выучить», — начал парень. «Языки — это хорошо,» — сказала менеджер, — «а для чего? И побыстрей.» Потом сжалилась и сама стала подсказывать: «Может, это даст толчок к твоему карьерному росту?» «Ага, — ответил парень, — ну и вообще»… Его выгнали с позором. 

Еще одну девушку выгнали просто за то, что она не понравилась «тренеру» (так называют этих преподавателей — тренеры). «Что ты так смотришь, ты недостаточно активно выступаешь, ты не стараешься». «Я стараюсь», — ответила девушка. «Мне не нравится твой тон, откуда эта агрессия в голосе?» «Да нет, я не агрессивно вовсе»,- чуть не плакала девушка. «Вот как раз агрессивно», — обрадовалась менеджер, — «с тобой мы тоже распрощаемся сейчас, собирай вещи, ты нам не подходишь»…

Дело тут не в самодурстве тренеров. Система тренингов и их направленность разработана самой компанией (в других группах с другими преподавателями все абсолютно так же). Разработана до малейших подробностей целая система, регламентирующая поведение людей, в зависимости от их статуса в компании. Так, например, материться разрешено этим «тренерам», чем они с немалым удовольствием пользуются, но строжайше запрещено обучаемым. Т.е. самовольно запрещено материться, но когда ему скажет руководитель, то обучаемый материться обязан. Разработана также система наказаний для всей группы («воспоследствий») за нарушение правил (например, за опоздание с перерыва на одну минуту). Наказанные приходят на час раньше и убирают территорию вокруг учебного центра.

Каковы же задания, с помощью которых их обучали, и одновременно проверяли на предмет «лояльности, инициативности, стрессоустойчивости, гибкости, адаптируемости, умения подчиняться, командовать и работать в команде», и прочих ценных качеств исполнительного, позитивного и инициативного холуя? Они ползали по полу, кукарекали, орали, мяукали и лаяли. Несколько парней должны были громко, с улыбкой, четко и уверенно произнести заданные фразы.Один должен был сказать: «Я голубой». Другой — «я ношу женскую одежду». Третий — «я брею ноги». Четвертый — «я танцую голым в метро». Пятый — «я убил ребенка». Нескольким людям дали задание выбрать тех из группы, кого надо исключить и обосновать это исключение. Это обязательно, или тебя самого выгоняют. Тем, кого таким образом исключили, велели собрать вещи и уйти. Потом в коридоре уже их вернули.

Если вы думаете, что хозяева компании — сексуальные извращенцы, вы ошибаетесь. Все просто и логично. Современному молодому человеку в большинстве случаев ничего не стоит сказать »я циничный негодяй» или «за бабки я на все» или «я прогибаюсь перед начальником». А вот чтобы заявить «я ношу женское белье», ему все-таки нужно что-то в себе преодолеть. 

Одной девушке тренер дала задание выбрать самого тупого в группе и обосновать это. Девушка не смогла этого сделать. Тогда тренер видоизменила задание. Вызвала двоих парней. Вот говорит, Андрей и Артем. У кого член больше — скажи и обоснуй. Почему-то девушка решила, что такое задание менее оскорбительно, сказала и обосновала. 

Парням давались задания выбрать (с обоснованием выбора) — из двух вызванных девушек самую симпатичную и несимпатичную; ту, которой не помешала бы пластическая операция груди; ту, у которой самая плохая мама на свете и т.д.. 

Все справлялись… А потом были ролевые игры. Например, «играли» в господина и раба Рабами назначали тех, кто на вид построптивее, много о себе понимает, студентов… По приказу господина — тоже из группы, они должны были с улыбкой ползать по полу, изображать, собирать разбросанные господином карандаши и маркеры, подавать одежду, завязывать шнурки. Тренер проверял не только раба, но и господина. Если ты придумываешь недостаточно унизительные задания, или хоть раз скажешь «пожалуйста» или «спасибо» — ты проиграл и с позором изгоняешься.

Не буду перечислять дальше. Напомню: тем членам группы, которые пройдут через все это и останутся, предстоит работать вместе. Естественно, никаких проблем со взаимной ненавистью, «конкуренцией», стукачеством и беспрекословным подчинением начальству у них, скорей всего, не возникнет.

Интересно также то психологическое защитное обоснование, которое неслучайно вырабатывается в таких ситуациях у людей. Прошедших подобные «испытания» считают сильными, целеустремленными «победителями»; не прошедших — слабаками, лохами и лузерами. Способность делать подлости понимается тренерами как гибкость, тупая покорность — как работоспособность и выносливость.

Первая аналогия, которая тут приходит на ум, — армия — «школа жизни». Не случайно, один парень вспомнил годы своей армейской службы. «Фигня, — сказал он, — справлюсь. По сравнению с тем, что было у нас в части, это вообще фигня.»

Это, конечно, не случайно. Система унижений и издевательств, делающих каждого их соучастником, одновременно и рабом и господином, повязывает всех «единым командным духом». Лишь на первый взгляд кажется она бессмысленной, иррационально жестокой. Смысл этой системы предельно ясен. От нее требуется сломать человека, сделать из него не просто даже послушного раба, а раба инициативного, довольного и гордого своим рабством и подлостью — деятельного и наглого холуя и хама. Здесь в концентрированном виде проступает сущность капиталистической системы, основанной на угнетения и эксплуатации. Ведь все это с большим или меньшим успехом стремятся проделать с нами угнетатели и эксплуататоры в любом обличье — чиновника, буржуя, командира. 

Главный же вопрос — что и как мы сможем противопоставить всему этому.

И в самом деле, что? Если, конечно, не повторять дурацкую мантру «у кого голова на плечах есть — своё место в жизни найдёт». Других мест в этой жизни остаётся всё меньше и меньше.

http://www.apn.ru/column/article19901.htm


0.053858041763306