Интернет против Телеэкрана, 22.07.2014
Экономический кризис в России: как «тихую гавань» захлестнуло штормом

Падение цен на нефть и сырье четко показало, что в России нет нормальной диверсифицированной экономики. Неэффективность сырьевой модели и наша неразвитость была прикрыта благоприятной сырьевой конъюнктурой – но  как только она ухудшилась, оказалось, что «король-то голый».  Все отношения в обществе – в финансах, экономике, политике строятся на доверии. С трудом достигнутая стабильность рассеивается. Сначала было потеряно доверие на финансовых рынках, затем было поколеблено доверие к национальной валюте. Наша экономическая и финансовая политика потерпела фиаско.  И  если кризис зайдет слишком далеко -  политическая элита может лишиться того кредита доверия, который  ей дали избиратели в ходе выборной компании 2007-2008 г.


Главный бич любого кризиса – рост безработицы, всегда имеющий глубокие социальные последствия. Сейчас многие предприятия сокращают свои штаты, а в регионах - в ряде случаев – останавливают производства. Даже денежный дефицит не может остановить инфляцию, по-прежнему набирающую обороты. Благодаря нашей зависимости от импорта и девальвации рубля цены на многие товары будут расти. Что может предложить государство ради сохранения своего авторитета ? Иллюзии тают. Ни создание валютных резервов, «запасных» фондов, ни формальные темпы экономического роста не являются показателями успеха экономической политики. Главное – это качество жизни простых граждан, возможность их самореализации, конкурентоспособность экономики в целом, ее стабильность и перспективы. Главное - чтобы наши женщины не боялись рожать детей, их мужья имели достойную работу, семьи - нормальное жилье, а дети - хорошее образование.
Согласно оценкам, средний класс в нашей стране крайне малочислен -   не более  5-10 % населения. Иного быть не может – у нас нет достаточного количества нормальных рабочих мест. Потому что нет развитой промышленности, мощного сельского хозяйства, достойной дорожной системы и соответствующей энергетики, а малый бизнес находится в зачаточной стадии. Как следствие, значительная часть населения еле сводит концы с концами, а его численность – уменьшается. На чем стоит наше государство – на «сырьевом» фундаменте, который подобен песку ? 

В Америке кризис имеет очень простую причину – там все есть. Деньги вкладывать почти некуда - а развивать почти нечего. Но даже там начали предоставлять ипотечные кредиты людям, не обладающих  нормальной платежеспособностью. У нас что, также полное «изобилие» – стремиться некуда? Экономический кризис в России на фоне ее неограниченных возможностей и не освоенности территории – это грустно и непрофессионально. Что нужно сделать, чтобы наша страна наконец заработала, а не погружалась в телевизионную «виртуальную реальность» ? Ответ прост – строить экономику производящую ценности – товары и технологии, а не сырье, улучшить инвестиционный климат.  Сейчас  мы столкнулись с массовым «индивидуализмом» – каждый решает свои проблемы по-своему. Некоторые банки повышают проценты по ранее выданным кредитам и опасаясь рисков - не дают новые. Компании, банки и граждане покупают валюту, убегая от рубля; самые ушлые переводят деньги за границу. Осенью вкладчики бежали из банков. Цены на топливо не испытывают адекватного падения. Кто-то разоряется, кто-то наживается. Началась волна поглощений, передела собственности. Государство занято возращением активов под свой контроль. Всех можно понять, но кто будет решать наши общенациональные интересы? Кто покажет - где правильная дорога? Есть ли у нас общественная  солидарность ?
Государство не может предложить адекватных и скоординированных мер по борьбе с кризисом, кроме того отсутствует какой либо объективный публичный анализ причин кризиса, кроме кивков на проблемы мировой экономики. Сначала нам говорили, у нас «тихая гавань», затем, что падение фондового рынка не скажется на реальном секторе экономики. Потом предложили не злоупотреблять словом «кризис». Протрезвление появилось в конце года, когда стали понятны масштабы падения промышленного производства: ноябрь -8.7%, декабрь – 10.3 %.

Последствия кризиса для нашей экономики оказалась одни из самых глубоких. Золотовалютные резервы РФ (ЗВР) за период с 1.08.08 по 30.01.09 уменьшились на 34.87 % или 207.8 млрд долл. (с 595.9 до 388,1 млрд долл.). Общий отток капитала за 2008 г. составил около 130 млрд.долл. Курс доллара с 1.08.08 г. по 5.02.09 г. вырос с 23.42 до 36.31, т.е. рубль девальвирован на 55.05 %. Индекс РТС за тот же период упал в 3.78 раза с 1941.73 до 513.12. 
Деньги, предоставленные банкам, оказались на валютном рынке, не дойдя до экономики. Составлены «списки» предприятий, которых необходимо поддержать. Да, точечная помощь нужна, но главное  - экономика в целом. А ее, увы, не уместить ни в каких «списках».  А ведь с середины сентября, когда кризис практически «обозначился» проблемами на межбанковском рынке, прошло около 5 месяцев. В 1998 г., несмотря на более тяжелое протекание ситуации в РФ, уже через полгода в РФ наметились признаки стабилизации. Правительству Ф.Д.Рузвельта для формирования начального пакета мер по борьбе с Великой Депрессией потребовалось около 100 дней, т.е. чуть более 3 месяцев. Работа велась четко и непрерывно.
 Для того, чтобы Стратегия 2020 стала реальностью государству нужны решительные и целенаправленные действия. Вспомним Петра I , который умел не только ставить и обсуждать амбициозные планы, но предельно четко их добиваться, который собственноручно знал многие ремесла того времени. Император быстро «обрил бороды» своим боярам, иначе говоря - заставил «пахать» их с утра до вечера. Не слишком ли мы растянули время начала реформ, переход к так называемой экономике развития,  о которой было объявлено еще в апреле 2007 г.? А может, надо было приступать к более активным структурным реформам  еще в 2000 г.?

Зато решения о повышения тарифов монополий вплоть до 2010 г., разогревающих инфляцию, были приняты в 2007 г. без лишних обсуждений. Так же быстро весной 2008 г. были приняты решения  о «борьбе с перегревом» нашей экономики,  вылившиеся в создание денежного дефицита накануне кризиса, приведшего всю экономику в состояние финансовой неустойчивости. Не менее быстро были приняты решения о продление сроков властных полномочий Думы и Президента.

Не нужно думать, что реформы того же самого Ф.Д.Рузвельта шли гладко. Ему постоянно приходилось преодолевать сильнейшее сопротивление правых, особенно в начале пути. В этой связи понятно, что Стратегия 2020 может не устраивать значительную часть наших элит - они просто боятся конкуренции и кардинального изменения экономического порядка. Те, кто привык получать «легкие» доходы, связанных с злоупотреблением своим служебным или монопольным положением вряд ли захотят что-то менять. Когда страна начнет активно развиваться, могут появиться новые, более эффективные, возможно -  массовые конкуренты и тогда придется «подвинуться».  Тем не менее - единственная возможность «вскочить в вагон стремительно уходящего поезда» – всем элитам включиться в инновационную «революцию» в России. Сейчас во всем мире наступает переломный момент, идет осмысление прошлых ошибок -  Россия должна найти адекватный ответ этим вызовам. Другого пути нет, либо эффективная экономика, эффективные элиты, эффективное государство  – либо проблемы и кризисы.

История может не простить нам медлительности. Вспомним, как динамично развивалась Россия в конце 19- начале 20 века - однако это не спасло нашу страну от трагедии 1917 г. Неэффективность элит на фоне первой мировой войны вызвала сильнейший управленческий кризис, переросший в кризис политический. Что было дальше -  все знают.


Ряд наших высокопоставленных ПИАР специалистов верят в «могущество телевизора». В самом деле, выборы прошли удачно, почти все оппозиционные партии ушли с реальной политической сцены, народ на удивление терпелив и т.д. Это вызывает опасную иллюзию возможности управления общественным мнением. Что попадает в центр нашего внимания ? Более полугода страна гадала, какую должность займет уходящий Президент, второй год подряд новогодние каникулы россияне встречают за изучением газового конфликта с Украиной. Может быть нам лучше расскажут о том, что у нас идет строительство новых заводов, электрических станций, дорог, доступного жилья, как мы осваиваем и заселяем наши просторы? Или таких событий  не так уж много? Видимо вешать у автомобильных дорог плакаты: «национальный проект такой-то» проще. Главное не виртуальная реальность, а реальные успехи страны. Тот же ПИАР может быть нормальным инструментом создания. Покажите не гражданам не пустые шоу или наводящие тошноту фильмы про криминал, а сделайте интересные программы про реальных «героев нашего времени» - предпринимателей, менеджеров, глав регионов, фермеров, врачей, ученых, добившихся успеха. Но не все так просто, как кажется. Не все понимают, что уход оппозиции в тень – является дестабилизирующим фактором для власти и общества, поскольку обрывает обратную связь с альтернативной, часто более полезной точкой зрения и реальными чаяниями народа. Последствия нынешнего кризиса, если ему не противопоставить эффективные меры санации могут быть непредсказуемыми. Как только люди на уровне коллективного самосознания осознают ошибочность государственной идеологии, социальные риски могут возрасти скачкообразно. И любые кризисные явления способны подогреть этот «котел». Именно так было перед октябрем 1917 и августом 1991 г. 


Все новое начинается со слова, с идеи, с новых людей, эти идеи выдвигающих. И смысл всего этого  всегда один – история, не смотря на сложные повороты, идет к прогрессу.  В нужное время в России появился Петр I,  в США - Ф.Д.Рузвельт, в Германии – К. Аденауэр и Л.Эрхард и т.д. Основная заслуга великих реформаторов в том, что в ответ на вызовы истории они своевременно выдвигали новые задачи и обеспечивали их выполнение. Одна из основных задач государственного лидера – поддержание эффективности элит и организация их успешной работы. Без этого какой-либо прогресс становится невозможным. Руководитель страны должен направлять элиты на служение общенациональным интересам - в противовес появляющимся эгоистичным амбициям, суть которых – получение легкого дохода, привилегий, снижение эффективности, компетентности, ответственности и конкуренции. Алкоголик не понимает пагубности своего пути. Те, кто ничего, кроме «трубы», а также «легких», не всегда законных денег не приемлют - этого тоже не понимают. Но каждый человек оставляет след, который  оценивается его совестью, а затем - народной памятью. Модель сырьевого монопольно-бюрократического капитализма четко показала свою неэффективность.  Кто или что сможет опустить наши элиты на землю и протереть им глаза? К сожалению, пока такой силы в стране нет.  Однако нынешний кризис, похоже «взвесит» всех и  «тайное станет явным». Некоторые наши высокопоставленные экономисты заявляют, что нужно быть готовым к тому, что кризис продлится три года. А если мировой кризис будет длиться не год, не три, а большее время ? Например, на выход из Великой Депрессии потребовалось около 10 лет. Не нужно отводить России пассивную роль якобы фатальной зависимости от мирового кризиса. У нас есть колоссальный внутренний рынок, неисчерпаемые ресурсы, огромная территория. Самое плохое, что можно сделать – вместо активных действий ждать, когда оживет мировая экономика,  вырастут цены на сырье.  А затем пойти снова на порочный круг - копить резервы, занимать доллары и так до нового кризиса.  Все это время наша экономика строилась под сильнейшим влиянием западной либерально-консервативной экономической  школы, построенной подобно теории социализма на неких догматах. В т.ч. -  о необходимости жесткой денежно-кредитной политики, масштабной и поспешной приватизации, заведомой неэффективности госсектора, минимизации государственного вмешательства, государственных расходов, эффективности «невидимой» руки рынка. Однако эти догматы  подвергаются сегодня  все большей критике,  в том числе со стороны ведущих западных ученых.


Для чего нужны все эти идеологические посылы? Они являются инструментом достижения определенных стратегических задач. Жесткая денежно-кредитная политика и минимизация госрасходов – это четкий путь к отсталости, ускоренная приватизация –  растаскивание активов по дешевке, невмешательство государства – неограниченная свобода для монополий и крупного капитала и т.д. Не нужно испытывать иллюзий, разве может «либерализм» сочетаться с низкой степенью экономической свободы, всевластием бюрократии и неразвитостью экономических механизмов? России нужно не фискально-финансовое рабство, пусть даже обличенное в мантию нобелевских лауреатов, а экономическая свобода и развитие. Нам нужна суверенная, а не «раздвоенная» финансовая политика. Та, которая будет способствовать доступности рублевых ресурсов и вторичной роли доллара, а не наоборот. Может хватит «плясать под чужую дудку» и начать думать своей головой, отстаивая свои, национальные интересы? Тот же Китай, который жил своей головой,  развивал реальную экономику, оказался не столь чувствительным к кризису, как Россия.

Пока наше правительство полностью не дистанцируется от псевдо-либерального крыла, особенно в финансовой политике, нормальное развитие нашей страны будет невозможно. Отсутствие кардинальных изменений в нашей идеологии на протяжении уже почти 17 лет настораживает. Стране нужны не догмы, а эффективные, синтетические доктрины, сочетающие подобно концепции  социальной рыночной экономики Л.Эрхарда, одного из авторов немецкого экономического чуда, как экономическую свободу, так сильное государство и социальную ответственность. Вспомним, что стратегия Правительства Г.Гувера во время начала Великой Депрессии - упование на всесилие рынка, нерешительность, недостаточность мер по борьбе с кризисом привела экономику США к краху. В результате демократы надолго потеряли Белый дом. Напротив, успех Ф.Д.Рузвельта был связан с активным вмешательством государства, применением новых, нестандартных решений. Скорость и эффективность мер по выходу из кризиса в РФ зависит от того, какие идеологические позиции окажутся сильнее «наверху» – «либеральные» или кейнсианские.
Сейчас тема кризиса практически вытеснила какие-либо обсуждения стратегии нашего развития, столь активно обсуждавшейся в предвыборный период. Но для выхода из кризиса нужны новые смелые идеи, проекты, новации, которые должны идти от руководства страны, которые наконец выведут страну из текущего «стопора».  Выступая на открытии экономического форума в Давосе, В.Путин подтвердил актуальность ранее принятых приоритетов  развития.


Правительство должно сделать все, чтобы заместить падение внешнего спроса в результате мирового кризиса на рост спроса внутреннего, стимулировать программы развития промышленности, энергетики, дорожного, жилищного строительства, освоения территорий, развития науки и передовых технологий.  Это ключ к непрерывному источнику развития, эти меры позволят скомпенсировать рост безработицы, а в будущем - уменьшить ее.  Не менее важно серьезно заняться восстановлением сельского хозяйства, вернув России те позиции крупнейшего мирового сельскохозяйственного производителя, которые наша страна занимала до революции, не смотря на так называемый «плохой климат». Это основа освоения территории страны, сохранения ее целостности, повышении численности населения, создания здоровой основы для всей экономики.


 Государству нужно сократить расходы на содержание государственного аппарата, но увеличить  расходы на развитие инфраструктуры. Необходимо ужесточить контроль за расходованием государственных средств, добиваться высокой эффективности их использования. Эти деньги не должны попадать в «откаты», оказываться на валютном рынке или за границей. Сложившаяся ситуация с утечкой капитала требует ужесточение валютного законодательства. Возможно, РФ следует рассмотреть возможность о проведении реструктуризации внешней задолженности наших компаний и банков. Необходимо стимулировать инвестиционную активность экономики –  снизить корпоративные налоги, в первую очередь НДС, но повысить подоходный налог на физических лиц, получающих особо высокие доходы, ввести адекватные налоги на роскошь,  проводить целенаправленную политику по улучшению инвестиционного климата. Следует сократить сроки амортизации любых капиталовложений в развитие производства. С другой стороны - нужно заниматься «обелением» экономики, повышением уровня налоговой дисциплины.
   Как известно, «разруха начинается в головах», что в свою очередь, часто связано с пренебрежением нравственными и духовными принципами. Нынешний кризис носит не только экономический, но и идеологический характер: перейдя к формальной рыночной экономике, мы так и не смогли привнести в нее новую, позитивную, общественную систему ценностей, собственно и делающую ее рациональной. Однобокая погоня за прибылью в угоду «золотому тельцу» никак не может быть ценностью, всякая экономика должна служить обществу. В той же самой немецкой социально-ориентированной экономике этому уделялось самое серьезное внимание. Россия не должна довольствоваться ролью сырьевого придатка Запада, на нашем внутреннем рынке должна доминировать отечественная продукция. Мы должны стать нацией созидателей - инженеров, строителей, рабочих, крестьян и ученых. В этом случае в стране найдется значительно более достойная и интересная работа  для тех же управленцев  и финансистов.


У нас есть неиссякаемый источник духовности. Авторитет Церкви, наглядно показывающей свое  общественное служение, постоянно растет. Избрание Патриархом митрополита Кирилла, имеющего высокий авторитет – знаковое явление.
Приняв сегодня за точку отсчета не местнические, а наши общие интересы, обращая внимание не только на развитие экономики, но и на нравственность и духовность, Россия сможет обеспечить себе достойное будущее.

Александр Смирнов


0.053961038589478