МВД направило в Госдуму законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также проект закона, вносящий в связи с этим изменения в ряд законодательных актов РФ, сообщил Нургалиев.
Другой министр – образования и науки Андрей Фурсенко – высказал мнение, что «Дом-2» вскоре сам по себе потеряет популярность. «Чтобы молодежь перестала смотреть такого рода программы, необходимо прививать им другие интересы», – полагает Фурсенко.
Озвучила свою позицию и Русская Православная Церковь. Как заявил председатель Отдела внешних церковных связей епископ Илларион, «этот проект должен быть закрыт», поскольку нельзя допускать, чтобы частная жизнь людей, их разборки и ссоры становились достоянием телезрителей. Ранее председатель новообразованного Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволод Чаплин также высказывался по поводу «Дома-2»: «Конечно, то, что показано – часть правды жизни, которая нас окружает. Если заглянуть в замочную скважину и в бедном доме, и в богатом, все это мы можем увидеть. Но в культурном обществе не всю правду жизни выставляют напоказ. Если поставить камеру в унитаз или показывать в прямом эфире изнасилование или убийство – рейтинг на какое-то время будет больше. Но какие-то рамки есть».
Однако вопрос о том, как именно возможно запретить передачу, вызывающую негодование общества, остается открытым: в России нет четких законодательных механизмов, которые позволили бы юридически безупречно убрать с экранов телепроект с формулировкой «за пошлость».
Проект «Дом-2» стартовал 11 мая 2004 года. На самом сайте шоу сказано, что «цель этой игры – построить любовь. „Дом-2“ – шоу отношений. Участники строят дом, но это только внешняя сторона вопроса. На самом деле девушки и парни должны найти себе пару и доказать свою любовь – только так они смогут выиграть дом». В конце 2008 года в Общественном совете по нравственности в СМИ уже всерьез обсуждался план закрытия «Дома-2». Результатом декабрьского заседания совета стал вердикт: «Дом-2» необходимо закрыть, а телеканал ТНТ, транслирующий программу, должен понести наказание за трансляцию эротических сцен и фраз нецензурного характера. Это похоже на последнее предложение министра внутренних дел России – ввести настолько существенные штрафы, чтобы, заплатив их несколько раз, компания, показывающая подобные шоу, оказалась на грани разорения. Изменит ли что-нибудь высокий правительственный уровень новой волны претензий к ТНТ? Телезрителям, уставшим от пошлости на экранах, остается только ждать и надеяться.
Пока же реальная дискуссия происходит чаще всего в интернет-блогах. Любопытно, что многие вспоминают череду несчастий, сопровождавших участников программы за годы ее триумфального шествия в эфирной сетке. Вероятной причиной этого называют некое проклятье, связанное с самим «нечистым» местом, где проводится шоу. Болотистый луг в окрестностях подмосковного города Дедовска, на котором стоят павильоны телешоу, местные жители считают нечистым местом. Там возле реки Истры, в годы гонений на церковь воинствующие атеисты сожгли шесть сотен икон.
Сейчас у ряда обитателей «Дома» проблемы если не со здоровьем, то с законом. Так, долгожительница шоу Виктория Карасева после месяца в реанимации едва осталась в живых, порезавшись попавшей в пиццу раковиной.
Другие истории выглядят куда более зловеще, и, возможно, именно они и стали причиной повышенного интереса к «Дому-2» со стороны министра внутренних дел РФ.
Одного из участников шоу 26-летнего Алексея Авдеева из города Ильиногорск Нижегородской области арестовали прямо на проекте – земляка узнала женщина, у которой он обманом отобрал 1900 долларов. Авдеев представился риэлтором, забрал деньги и скрылся. Ранее он отбывал наказание в нижегородской колонии за угон автомашины и подкуп должностного лица. На этот раз ему дали 4,5 года.
31-летняя модель Оксана Аплекаева была задушена, как впоследствии выяснило следствие, в ходе любовных утех с садомазохистским уклоном. Ее тело выбросили на автотрассу Москва-Рига.
Два года назад на опушке леса недалеко от дома, где снимается шоу «Дом-2» нашли тринадцать 200-литровых бочек с токсическими веществами. Позже выяснилось, что в емкостях был сильнейший растворитель диметилформамид с глицерином, и малейшая искра могла привести к страшному взрыву. У бочек из-под пробок уже шел белый дымок.
Впрочем, этот мистический ореол влияния темных сил является лишь дополнением к общей картине. Зато в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций заявляют: «Содержание программы „Дом-2“ – это во многом уже многолетняя проблема, и глава МВД – далеко не первый, кто ставит этот вопрос. Но, с одной стороны, решение о каком-либо закрытии может принимать только суд, а, кроме того, современное законодательство таково, что вряд ли даст весомые основания сделать это».
Будет ли меняться законодательство? Есть некоторые основания предполагать, что будет, и произойдет это довольно скоро. К законодателям приходит понимание того, что на фоне кризисных тенденций в экономике тиражировать модели поведения, которые демонстрируют участники «Дома-2», становится просто опасно.