Интернет против Телеэкрана, 19.07.2014
Дервиш
Суздальцев А.
Ложная ученость хуже невежества. Невежество – голое поле,
которое можно возделать и засеять; ложная ученость –
это поле, поросшее пыреем, который выполоть почти невозможно.

Ч. Канту


Появление в орбите белорусского идеологического самостроя московского идеологического «дервиша» в лице профессора Сергея Кара-Мурзы, невольно наводит на мысль, что самоотверженный труд господ Князева, Скобелева и Костяна по выковыванию белорусской идеи неуклонно сползает в стадию выбора своего собственного «белорусского» сучка на раскидистом древе мировой теории познания окружающего глобалистского миропорядка. Во всяком случае, предоставление одному из известнейших «философов современности» сорока пяти минут «золотого» вечернего эфирного времени (понедельник, 19 апреля, БТ) говорит о том, что «сверка» «идеологических позиций» произошла и стороны остались довольны друг другом.

Принимающая сторона была удовлетворена тем, что в результате обмена мнениями выяснилось, что вся эклектика белорусского идеологического новодела оказалась вполне в русле «мировой» теоретической мысли, если считать таковым уровень идеологов левого фланга российского политического ринга, а гость убедился, что Беларусь исключительно творчески и с присущей ей размахом инкорпорировала часть его идей в собственную национальную идеологическую «платформу».

«Ну и так что ж в этом плохого?», – воскликнет та же, не к ночи упомянутая, Нина Шелдышева, которая, судя по ее публикациям в газете «Республика», решила посвятить остаток своих дней популяризации «творений» Сергея Кара-Мурзы. Плохого, на первый взгляд, может быть и не так уж много. Мало ли в современной публицистике, а назвать серьезными научными трудами все то, что наплодил словоохотливый профессор, не поворачивается язык, обличителей реальностей современного окружающего нас пореформенного бытия. Это дело, в принципе, могло бы выглядеть как даже полезное, если бы в обобщениях на фоне «дикого капитализма» не рождались некоторые новые идеи переустройства Мира по заново склепанным лекалам из тех же подручных классовых материалов. Мол, предыдущий, семидесятилетний эксперимент с четвертью миллиарда населения оказался неудачным, но недалек тот день, когда «река истории» ввернется в старое русло, но на шлюзах ручки крутить будут уже «наши». Кто такие? Да тот же, к примеру, А. Лукашенко, по которому вздыхает пограничное население в камерах белорусского телевидения – такого бы руководителя к ним в область – вся Россия бы на ноги колхозами и совхозами встала!

Безусловно, взгляды С. Кара-Мурзы представляет интерес для белорусской правящей элиты. В таком случае, неплохо было бы в узком формате статьи «набросить» «идеологическое платье», сотканное и сшитое в мастерских Народно-патриотического Союза РФ, на те идеологические лохмотья, что напялили на белорусскую власть идеологи в генеральских погонах КГБ. Смею заранее заверить, что будет от чего содрогнуться…

В нашем сознании, то есть в сознании людей, переживших конец «реального» социализма, а затем «стреляющие» 90-е, есть болевые точки, в которые заложены генетикой предыдущих поколений или собственным плачевным опытом оценки и выстраданные обобщения. К таким «точкам боли» можно отнести вторую мировую, коллективизацию, Гулаг, сталинизм, Афганистан, Чернобыль, распад СССР, опыт реформ и т.д. Для бывшего Союза все эти события были эпохальными и немного найдется семей, которых они не коснулись. Память о пережитом, как и сформированные мнения, исключительно живучи и, как говорится, передаются с молоком матери.

В этом плане относительно неплохо, наверное, чувствует себя тот, чей род не затронули репрессии или для его дедов коллективизация оказалась благом в форме получения, независимо от вложенного труда, гарантированного доступа к краюхе колхозного хлеба. Легче тем, кто свободен от памяти о семейных трагедиях. У таких сердце не шевельнется, когда благообразный седой профессор напишет: «…само понятие ГУЛАГ – один из объектов самой беспардонной манипуляции. Очень часто говорят «жертва ГУЛАГа», не уточняя, о чем идет речь и давая понять, что человек страдал в лагере. Это далеко не всегда так, ибо в ГУЛАГ были объединены совершенно разные учреждения – лагеря, исправительно-трудовые колонии и спецпоселения» (С. Кара-Мурза, «Манипулирование сознанием»).

По мнению Кара-Мурзы, спецпоселения вообще не представляли из себя ничего страшного, так как «оттуда только нельзя свободно уезжать, а жизнь мало чем отличается от жизни окружающих». Действительно, ну что такого страшного в отмене свободы перемещения? Вот и в Беларуси взяли и практически закрыли в форме заботы о посещаемости лекций возможность для студентов поехать за границу подработать. Нет, их же не лишили права на заработок во время каникул. Можно смело идти подметать улицы, грузить картошку или заниматься проституцией на «стометровке». Смотришь, через пару месяцев и заработаешь на родной почве так необходимые для продолжения учебы 600–1500 долларов. Просто в рамках суверенной Беларуси появились свои «спецпоселенцы» – студенты.

Можно и дальше творчески развивать мнения профессора на Гулаг: «(у спецпоселенцев) даже не расформировали партийные и комсомольские организации – это что-нибудь да значит». Конечно, значит… День ото дня в вузовских стенах становится теснее от БРСМ. Бедный «спецпоселенец» уже и не знает, как от него увернуться.

Еще более сложно «увернуться» от темы репрессии в стране, где тема исчезновения политических оппонентов не сходит с повестки дня. Каково представителям белорусской политической элиты, многие из которых до сих пор не вырвались из объятий липкого страха за свою жизнь и жизнь своих родных, слушать человека, который заявляет следующее: «…семьи моих родителей были затронуты репрессиями, но я, зная о них с детства, никакого мистического страха перед ними у моих родных не видел». (С. Кара-Мурза, «Манипулирование сознанием»). В общем, не стоит опасаться политических репрессий, так как это все равно, как если сходить на прием к дантисту.

Как не дать такому «борцу со страхом репрессий» телеэфир в стране, президент которой заявил 8 мая 2003 года: ««Перестаньте клеймить руководителей страны тех времен, начиная от руководителя главного нашего Сталина и заканчивая другими! Прекратите это делать! Не знаю, на чем основываются эти писаки. Я знаю, как делаются заказы под это. И все это с одной целью, и оплачивается это во многом из-за рубежа, прежде всего российским журналистам и средствам массовой информации. Прекратите это делать! Нас в то время не было, и мы не знаем, как было на самом деле. Я только могу предполагать, занимая примерно аналогичную должность, как это всегда делается». Мы тоже знаем, как это делается, так как в наших семьях помнят имена невинно сгинувших. А вот за призывом «не бояться репрессий» скрывается призыв все простить и все забыть.

В среде белоруской интеллигенции давно испарились какие-либо иллюзии в отношении правящего режима. Белорусские власти тоже ничего не ждут от интеллигенции, кроме презрения к себе и к подсевшим на госгранты платным адвокатам режима. Так что, неприязнь взаимна. Но, используя «идейное наследие» профессора Кара-Мурзы, власть может попытаться обосновать свои «претензии» к национальной интеллигенции.

В частности, С. Кара-Мурза именно на интеллигенцию возложил ответственность за «разжигание» перестройки», отдельно определил пороки «левой» интеллигенции, которая «считает себя вправе вести (а вернее, гнать) людей к сформулированному этими левыми счастью». («Пpавда». Сентябрь 1992 г.). По мнению Кара-Мурзы, именно интеллигенция превратилась в СССР в «пятую колонну» для «революционной ломки всех систем жизнеобеспечения, раскола общества по всем его трещинам, (раскрутки) маховика конфликтов и братоубийство». (Там же).

Политический грех интеллигенции, в данном случае российской, по мнению профессора, заключен в том, что она поверила «примитивной лжи», что «тип отношений на Западе между цивильными гражданами (между «своими»)» представляет из себя «якобы всеобщий, фундаментальный тип отношений ко всем людям». Следующим ее шагом было то, что «она стала звать народ в эту «правильную цивилизацию Запада» так, будто отношение там к нам будет как к «своим», а не как к низшей расе.» (С. Кара-Мурза, «Манипулирование сознанием»).

Интерпретируя теорию лидера итальянских коммунистов Антонио Грамши, С. Кара-Мурза науськивает на интеллигенцию государство: «Выше говорилось об учении Антонио Грамши, создавшего новую теорию революции. Он учил, что надо действовать не в лоб, не штурмуя базис общества, а через надстройку – силами интеллигентов, совершая «молекулярную агрессию» в сознание и разрушая «культурное ядро» общества. Собьешь людей с толку, подорвешь культурные устои – бери всех тепленькими, перераспределяй собственность и власть как хочешь.» (Там же)… Перед нами четко сформулированное обвинение против белоруской оппозиционной интеллигенции, которая, что ни для кого не является секретом, и оставляет массовую базу основных оппозиционных политических сил. Все годы своего нахождения у власти политический режим, чуть ли не рецепту С. Кара-Мурзы, занимается шельмованием своей интеллигенции, объявлением ее «пятой колонной» Запада.

В целом Сергей Кара-Мурза недоволен тем, как советская власть обошлась с предоставленными ей возможностями. Он довольно остроумно уходит от серьезного анализа политических, социально-экономических, геополитических и национальных причин развала Советского Союза. Профессор отбрасывает их, как второстепенные, считая, что организованная группами заговорщиков система манипулирования сознанием советской интеллигенции и привела к крушению империи коммунизма. «Так что примем как факт: некая влиятельная и организованная часть человечества (в которую приняты и кое-кто из наших земляков) каким-то образом добилась, чтобы наше общество в целом, почти 300 миллионов человек, не считая «союзников», активно действовало по программе, приносящей огромные выгоды этой группе и огромный урон нам самим. Сегодня, когда важный этап этой программы завершен и результат налицо, это можно принять действительно как факт и больше на нем не останавливаться».

Если учесть, что в Республике Беларусь практически вся политическая и общественная деятельность, проходящая вне официально освященных социально-политических «маршрутов», находится под клеймом антинародного заговора Запада, а в последнее время и России, то нам не привыкать к бесконечному поиску «врагов».

Справедливости ради, стоит отметить, что в работах Сергея Кара-Мурзы на богатом фактическом материале вполне достойно отражена укоренившаяся на Западе практика «двойных стандартов». Она, в целом, созвучна уже сложившемуся в российской элите, да и в широких народных массах, мнению о попытках Запада использовать в пропагандистской войне против восточного соседа «пылинку в глазу». В частности, последние «народные мнения» вокруг более чем годовой оттяжки расследования катастрофы башкирского самолета над Боденским озером были сформулированы предельно четко: «Если бы в самолете были не российские дети, то расследование было бы завершено в течение суток». Политическим можно считать замечание В. Путина о том, что, несмотря на то, что Запад настаивает на переговорах между Кремлем и Масхадовым, сама Европа категорически отвергла соглашение с Усамой бен Ладеном.

Все эти проявления политики «двойных стандартов» Запада действительно имеют место, но С. Кара-Мурза добавляет к критике политического лицемерия знаменитый минский довод – «не информированность об истинном положении дел» в конкретной области. В частности, в сфере соблюдения прав человека, права на профсоюзную деятельность, на свободу слова и т.д. и т.п.

Этот акцент в пропагандистском противоборстве весьма примечателен. В условиях ухода белорусских властей в режим самоизоляции, в белорусском официозе надвигается обвал обвинений в предвзятости европейских, да и российских внешнеэкономических оппонентов белорусского режима.

Ликвидировать саму почву для политического двурушничества возможно только открытостью, организацией поездок в стиле лорда Джада, что практически нереально в условиях «Процветающей Беларуси». Страна находится в непрерывной борьбе против внешнего «манипулирования сознанием».

Вопрос о «манипулировании сознанием» в формате Кара-Мурзы представляет из себя поистине палку о двух концах. Свой главный труд о глобальной угрозе того, что «если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели – и начинает действовать по новой программе…», профессор построил на обвинениях западных демократий в использовании метода манипулирования сознанием. Более того, автор считает, что тоталитарное общество не нуждается в манипулировании сознания своих членов, которые вполне удовлетворяются грубым идеологическим насилием. В таком случае, если исходить из схемы Кара-Мурзы, Республика Беларусь представляет из себя поистине форпост демократии, так как нигде на постсоветском пространстве не найти лучшего опыта использования основ манипулирования сознания в массовом оболванивании собственных граждан.

Если бы уважаемый профессор, находясь в Минске, посвятил пару дней просмотру белорусских телевизионных каналов и читке государственной печати, то он бы без труда обнаружил бы во всем этом пропагандистском калейдоскопе полный набор внедряемых в массовое сознание стереотипов, телезрителей в желательном для властей русле, в культивировании мифов и массированной беззастенчивой игре на национальных и патриотичных чувствах народа, форматировании воображения использованием повторов, которые буквально вбивают в головы белорусов стандарт оптимистичного взгляда на окружающую их действительность. Несомненно, что если бы он написал свой труд на богатейшем белорусском материале, то ее ожидал бы успех на порядок выше, чем он имеет сейчас.

Поразительно, но в процессе ознакомления с основами белорусской идеологии постоянно сталкиваешься с «закадровым голосом» господина Кара-Мурзы. Влияние его «идей» на мировоззрение белорусской правящей элиты потрясает. Но в таком случае, у нас появляется шанс, используя «идейное наследие» профессора из России, попытаться реконструировать взгляды наших власти на будущее Беларуси. Можно поискать ответы на множество вопросов: что понимается под загадочной восточно-европейской цивилизацией; как предполагается вернуть Беларусь на рельсы «традиционного общества»; какая социально-политическая роль отведена белорусскому крестьянству и белорусской номенклатуре; в чем причина подозрительности властей к белорусской культуре; где корни крепкой белорусско-мусульманской дружбы и куда ведет белорусская версия определения истоков глобальной мировой проблемы – международного терроризма. Везде, опираясь на «труды» нашего апрельского гостя – профессора Сергея Кара-Мурза, мы сможем обнаружить немало очевидного и невероятного...

0.052249908447266